Анализ внешней среды организации

При рассмотрении внешнего окружения организации, обычно выделяют среду прямо­го и косвенного воздействия.

Деятельность фирмы зависит от факторов прямо го воздействия, которые непосредст­венно влияют на операции фирмы.

Поставщики

От их цен, условий доставки, ассортимента товара во многом зависит организация ра­боты фирмы. Так как фирма сотрудничает не только с отечественными, но и с зарубежными поставщиками усиливается влияние таких факторов как колебания обменных курсов поли­тической нестабильности.

Потребители

Деятельность фирмы зависит от способности находить потребителя и удовлетворять его запросу. Так как потребители, решают какие товары и услуги для них желательны, по ка­кой цене, определяют организацию деятельности фирмы. Тем самым необходимость удовле­творять потребность для покупателя влияет на взаимодействие фирмы с поставщиками това­ра.

Конкуренты

Они оттягивают на себя часть клиентов, которые, в ином случае, могли бы прийти и совершить покупку (сделку) в нашей фирме.

Законы и госорганы

Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое - через зако­нодательные акты.

Как бы ни относилось руководство. К этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекраще­нии бизнеса.

Соблюдение законов и правил контролируется государственными органами.

Налоговая инспекция контролирует соблюдение работниками фирмы налогового законода­тельства. Правильность работы с кассовыми аппаратами; правильность начисления и уплаты налогов; ведение документации и отчетности и т. д. В случае нарушений, выявленных в ходе проверок, фирма подвергается наказанию в виде штрафа. При грубых нарушениях закона в отношении директора и главного бухгалтера может быть заведено уголовное дело.

Торговая инспекция осуществляет контроль соблюдением работниками законов РФ и правил торговли. В случае выявления каких-либо нарушений, фирма или сотрудники, допустившие нарушения, подвергаются административному наказанию.

Деятельность фирмы зависит также от факторов косвенного воздействия, которые мо­гут не оказывать немедленно го воздействия на операции фирмы.

Состояние экономики

    Руководство фирмы должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики страны.

Политические факторы

Основным влиянием на деятельность фирмы является настроения администрации, за­конодательных органов в отношении бизнеса.

Социокультурные факторы

  Влияют на продукцию и услуги фирмы, например, люди готовы больше платить за товары с брендами ведущей компании. Запрос ряда потребителей товаров узкой специализа­ции.

 Технологии

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товар можно продавать, а также на то какой новый товар ожидает потребитель от фирмы. Повышение эф­фективности работы фирмы вызывает внедрение компьютерных программных продуктов ("Консультант-Плюс", "lС: Кадры", "lС:Бухгалтерия") для облегчения и удобства работы персонала.

 

1.4   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Анализ внутренней и внешней среды, как он про водится в стратегическом управле­нии, направлен на выявления угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила - strength, слабость -weakness, возможности­ - opportunity и угрозы - threat) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удает­ся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится фирма "Агротех­-гарант", составляются список ее слабых и сильных сторон. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты организации, напрямую относящиеся к рассматриваемым покупателям. Они под контролируемой организацией.

Сильные стороны:

устойчивое положение организации на рынке;

ассортимент товара;

сервис и качество предоставляемых услуг;

 профессионализм кадров.

Слабые стороны:

Отсутствие надежных связей с поставщиками;

Слабое информирование потребителей о новых препаратах химических компаний.

Составим список угроз и возможностей, с которыми может столкнуться фирма "Агротех-гарант". Возможности и угрозы - это внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды, таким как законодательство, политика, общество, экономика, технология. Они не подвластны влиянию организации.                 

Возможности:

расширение рынка потребления, вызванные экономическим подъемом в сфере сельского хозяйства;

потребности потребителей.

Угрозы:

новые разработки химических компаний;

интенсивное появление конкурентов.

После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей наступает этап установления связи между ними. Для установле­ния этих связей составим матрицу SWOT, которая следующий вид (Рисунок 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности

 

 

Угрозы

 

 

 

 

 

1.Рост рынка потребителя

 

 

1.Новые технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Потребности потребителей

 

 

2.Появление конкурентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильные стороны

 

 

Сила и возможности

 

 

Сила и угрозы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ассортимент товара

 

 

1.Повышение квалификации кадров

 

 

1.Высокое качество товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сервис и качество услуг

 

 

2.Увеличение ассортимента товара

 

 

2.Контроль за качеством услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слабые стороны

 

 

Слабость и возможности

 

 

Слабость и угрозы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Поставщики

 

 

1.Прочные связи с поставщиками

 

 

1.Квалифицированные поставщики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Не информированность потребителей

 

 

2.Доступная информация потребителям

 

 

2.Информация о новых разработках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Рисунок 3 - Матрица SWOT

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе сильные и слабые стороны организа­ции. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в ко­торые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля. На каждом из данных полей иссле­дователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля "СИВ", следует разрабатывать стратегию по использова­нию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, кото­рые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле "СЛВ", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытать­ся преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле "СИУ", то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. На­конец, для пар, находящихся на поле "СЛУ", организация должна вырабатывать такую стра­тегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

В результате анализа методом SWOT были выявлены основные направления развития фирмы "Агротех-гарант":

повышение квалификации кадров;

увеличение ассортимента товара, удовлетворяющего потребностям покупателей;

доведение информации о новых товарах до потребителей;

контроль за качеством и сервисом предоставляемых услуг;

налаживание прочных связей с поставщиками, имеющими высокий уровень специа­лизации, что даст определенные преимущества и высокое качество предоставляемого товара; иметь информацию от поставщиков и производителей о новых товарах, разработках химических компаний.

 

 

 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: