Оценка просроченных налоговых платежей по акцизам и НДС по РМ

По данным УФНС Росси по Республике Мордовия всего на 31.12.2008 года в базе данных зарегистрировано 117 645 действующих юридических лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость; 11 юридических лиц, являющихся налогоплательщиками акцизов (из них 2 - по пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно; 9 – по спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции). В свою очередь 13 323 налогоплательщика своевременно перечисляют начисленные суммы НДС в бюджет, и 553 налогоплательщика являются должниками.

В 2004 г. сумма начисленных к уплате в бюджет акцизов составила 114,95 млн. рублей, при налогооблагаемой базе 2069 млн. рублей, аналогичные показатели в 2005 г. – 117,64 млн. рублей и 2117,3 млн. рублей соответственно. В 2006 г. сумма начисленных к уплате в бюджет акцизов составила 139,7 млн. руб., налогооблагаемая база была равна 2514,6 млн. руб. Согласно форме №5 –АЛ, утвержденной приказом ФНС Росси от 21.12.2007 ММ-3, сумма акциза в 2007 г. составила 183, 86 млн. руб., при налогооблагаемой базе в 3493,8 млн. руб. В 2008 г. сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составила 210,43 млн. руб., при налогооблагаемой базе 3787,63 млн. руб.

Рассмотрим динамику задолженности в федеральный бюджет по акцизам в 2006 – 2008 годах, которая представлена на рисунке 5. Таким образом, максимальный уровень недоимки по акцизам наблюдался в 2007 г. – 426 076 руб., что на 75,17% больше, чем в 2006 г., и в 2,025 раза больше, чем в 2008 г.

Столь резкое снижение недоимки по акцизам в 2008 г. обусловлено повышением качества и эффективности работы налоговых органов.

 Рисунок 6 – Просроченные налоговые платежи по акцизам, за 2004 – 2008 гг.

 

Структура задолженности в федеральный бюджет по акцизам представлена в таблице 4:

Таблица 4 – Просроченные налоговые платежи по акцизам за 2006 – 2008 гг.

 

Акцизы - всего

Cпирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья)

Вина

Пиво

Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25 % (за искл. вин)

Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9% включительно (за искл. вин)

1

2

3

4

5

6 7
 

2006 год

Задолженность - всего

94272

46401

2041

44599

1042 104
в том числе: недоимка

48336

2524

192

44536

895 104
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства

2059

0

1849

63

147 0
1

2

3

4

5

6 7
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства

43877

43877

0

0

0 0
Задолженность по уплате пеней и штрафов

53050

49855

2029

673

24 14
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства

1491

0

1430

53

8 0
Контрольная сумма

243093

142665

7541

89924

2116 222
 

2007 год

Задолженность - всего 184431

67417

2095

1

111661

3173
в том числе: недоимка 125778

9811

1410

0

111661

2890
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 764

0

685

0

0

0
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 57889

57606

0

0

0

283
Задолженность по уплате пеней и штрафов 55730

52147

1918

0

1398

100
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 1442

0

1301

1

0

0
Контрольная сумма 426076

187014

7409

 

224720

6455
 

2008 год

Задолженность - всего 105 046

102 379

2 360

283

0

0
в том числе: недоимка 28 105

16 406

1 675

0

0

0
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 685

0

685

0

0

0
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 86 256

185 973

0

283

0

0
Задолженность по уплате пеней и штрафов 77 265

65 532

1 328

58

6

6
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства 1 301

0

1 301

0

0

0
Контрольная сумма 308634

473 338

7 349

633

6

6
                     

 

При оценке структуры просроченных платежей по акцизам, можно выделить ряд особенностей. Во-первых, за анализируемый нами период, она не была однородной, удельный вес задолженности по каждому из видов подакцизной продукции постоянно изменялся. Во-вторых, в 2006 г. в структуре просроченных платежей доминировали задолженности по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья), и составил 49,22%, и по пиву – 47,3%. Что касается недоимки по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 %, то она составила 1,1%; алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9% включительно – 0,01% от общей суммы просроченных платежей по акцизам; задолженность по винам – 2,17%. В 2007 г. структура кардинально изменилась. Наибольший удельный вес заняли недоимки по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 % - 60,54% (по сравнению с 2006 г. увеличился на 13,24%, или на 67 062 руб.). Просроченные платежи по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) составили 36,55% (сократились на 12,67%, или на 21 012 руб.). Удельный вес задолженности по винам сократился в 1,93 раза и составил 1,13% (хотя, фактически задолженность увеличилась на 5,4 тыс. рублей). Недоимка по пиву сократилась на 44 535 рублей, и составила всего 0,000543% в общей структуре задолженности.

 В 2008 г. задолженность по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) составила 97,48%, что в 2,66 раза и на 34 962 руб. больше, чем за 2007 г. Недоимки по просроченным платежам за вино составили 2,25% от общей структуры задолженности, что на 1,13% и на 265 тыс. руб. превышает уровень 2007 г. В то время, как недоимок по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 % и по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового до 9% в 2008 г. не было.

Рассмотрим динамику просроченных платежей по НДС за 2004 – 2008 гг., которая представлена на рисунке 7. Наибольшая недоимка по НДС наблюдалась в 2006 г. – 1 518,044 тыс. рублей, что составило 121 % от уровня 2005 г. Наименьшая задолженность – в 2005 г. – 1251,718 тыс. рублей, (91 % от 2004 г.) В 2008 г. задолженность удалось снизить на 101 451 руб., до 1,4328 тыс. рублей.

Проанализируем структуру просроченных платежей. За анализируемый нами период 2006 – 2008 гг. значительных изменений не наблюдается. Наибольший удельный вес занимает задолженность по НДС – 35%, 35,53% и 38,52% соответственно за 2006, 2007 и 2008 гг. Увеличение просроченных платежей по НДС в 2007 г. составило 216,1 тыс. рублей.

Рисунок 7 – Динамика задолженностей по НДС (просроченным платежам, пеням и налоговым санкциям)

 

Динамика недоимки нестабильна, если в 2006 г. удельный вес составил 7,55%, то в 2007 г. снизился на 2,63% (71,12 тыс. рублей) и составил 4,92%. В 2008 г. наблюдается рост недоимки, увеличение на 7,38% (или на 248,585 тыс. рублей).

Проанализируем таблицу 5. Удельный вес задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства, так

же постоянно изменялся. За анализируемый нами период увеличивался на 3,66%, уменьшался на 9,29%, и в 2008 г. достигла 649,329 тыс. рублей.

В результате изменений законодательства о налогах и сборах, с 2006 года действует новый порядок применения налоговых вычетов, который повлек за собой изменение методов налогового контроля – в 2007 году. С 1 января 2007 года у налоговых органов появились определенные ограничения по истребованию документов при камеральной проверке. Теперь налоговые органы вправе истребовать документы только в случаях подтверждения права на налоговые льготы и при подаче налоговой декларации по НДС с заявленной суммой налога «к возмещению». Однако у налоговых органов сохранилась возможность эффективно осуществлять налоговый контроль, используя другие инструменты, заложенные в Налоговом кодексе. Благодаря новым подходам

при работе налоговых органов, в 2007 году существенно сократилось число проверок, тем не менее, значительно увеличилось количество выявленных недоимок и задолженностей по выплатам в бюджет (где немаловажную роль играет НДС). Именно поэтому задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, в 2007 – 2008 гг. значительно увеличилась – в 3,14 раза в 2008 г.

За анализируемый нами период 2004 – 2008 гг., наблюдается положительная динамика. Во-первых, постоянное снижение сумм

Таблица 5 - Задолженность по НДС, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ в 2006 - 2008 гг.

 

2006

2007

2008

 

Налог на добавленную стоимость НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ Налог на добавленную стоимость НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ Налог на добавленную стоимость НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам - всего 1 318 224 1 318 224 1534324 1534324 1 432 873 1 432 717
Недоимка 284 212 284 212 212470 212470 461 055 1 413 526
Недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства 134 648 134 648 55276 55276 142 364 142 364
Недоимка организаций, находящихся в конкурсном производстве 130 507 130 507 45498 45498 109 763 109 763
Реструктурированная задолженность 11 494 11 494 18879 18879 10 438 10 438
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства: 864 896 864 896 1150023 1150023 649 623 649 623
в процедуре наблюдения 19 948 19 948 388517 388517 14 628 14 628
в процедуре внешнего управления 11 867 11 867 11797 11797 12 320 12 320
в процедуре конкурсного производства 833 081 833 081 749709 749709 622 675 622 675
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 157 199 157 199 152249 152249 271 929 271 929
Приостановленные к взысканию платежи 423 423 703 703 20 637 20 637
Контрольная сумма 3 766 499 3 766 499 4319445 4319445 3 748 305 3 748 305

 

задолженности в федеральный бюджет. Во-вторых, повышается эффективность проверок (как камеральных, так и выездных).

Наибольший удельный вес в общей задолженности в федеральном бюджете Российской Федерации – у НДС. Это объясняется самой большой налогооблагаемой базой (в среднем, 73,6% за 2004 – 2008 гг. от общей суммы уплачиваемых налогов.)

Из анализа акцизов следует, что динамика собираемости акцизов стабильна, отклонения незначительны, в среднем, прирост акцизов составил, в среднем, 2,34%.

В целях сокращения потерь доходов бюджета от непоступления акцизов из-за занижения отпускных цен на подакцизные с 1 января 2007 г. адвалорная составляющая ставки акциза установлена в абсолютном выражении от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиками.

Проведена индексация размеров ставок акцизов на подакцизные товары на период 2008 - 2010 г.г. Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

С 1 января 2008 года упрощен порядок подтверждения освобождения от налогообложения акцизами товаров, экспортируемых через портовые особые экономические зоны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: