По данным УФНС Росси по Республике Мордовия всего на 31.12.2008 года в базе данных зарегистрировано 117 645 действующих юридических лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость; 11 юридических лиц, являющихся налогоплательщиками акцизов (из них 2 - по пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно; 9 – по спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции). В свою очередь 13 323 налогоплательщика своевременно перечисляют начисленные суммы НДС в бюджет, и 553 налогоплательщика являются должниками.
В 2004 г. сумма начисленных к уплате в бюджет акцизов составила 114,95 млн. рублей, при налогооблагаемой базе 2069 млн. рублей, аналогичные показатели в 2005 г. – 117,64 млн. рублей и 2117,3 млн. рублей соответственно. В 2006 г. сумма начисленных к уплате в бюджет акцизов составила 139,7 млн. руб., налогооблагаемая база была равна 2514,6 млн. руб. Согласно форме №5 –АЛ, утвержденной приказом ФНС Росси от 21.12.2007 ММ-3, сумма акциза в 2007 г. составила 183, 86 млн. руб., при налогооблагаемой базе в 3493,8 млн. руб. В 2008 г. сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, составила 210,43 млн. руб., при налогооблагаемой базе 3787,63 млн. руб.
|
|
Рассмотрим динамику задолженности в федеральный бюджет по акцизам в 2006 – 2008 годах, которая представлена на рисунке 5. Таким образом, максимальный уровень недоимки по акцизам наблюдался в 2007 г. – 426 076 руб., что на 75,17% больше, чем в 2006 г., и в 2,025 раза больше, чем в 2008 г.
Столь резкое снижение недоимки по акцизам в 2008 г. обусловлено повышением качества и эффективности работы налоговых органов.
Рисунок 6 – Просроченные налоговые платежи по акцизам, за 2004 – 2008 гг.
Структура задолженности в федеральный бюджет по акцизам представлена в таблице 4:
Таблица 4 – Просроченные налоговые платежи по акцизам за 2006 – 2008 гг.
| Акцизы - всего | Cпирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) | Вина | Пиво | Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового свыше 25 % (за искл. вин) | Алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9% включительно (за искл. вин) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
2006 год | ||||||||||||
Задолженность - всего | 94272 | 46401 | 2041 | 44599 | 1042 | 104 | ||||||
в том числе: недоимка | 48336 | 2524 | 192 | 44536 | 895 | 104 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 2059 | 0 | 1849 | 63 | 147 | 0 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства | 43877 | 43877 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Задолженность по уплате пеней и штрафов | 53050 | 49855 | 2029 | 673 | 24 | 14 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 1491
| 0 | 1430 | 53 | 8 | 0 | ||||||
Контрольная сумма | 243093 | 142665 | 7541 | 89924 | 2116 | 222 | ||||||
2007 год | ||||||||||||
Задолженность - всего | 184431 | 67417 | 2095 | 1 | 111661 | 3173 | ||||||
в том числе: недоимка | 125778 | 9811 | 1410 | 0 | 111661 | 2890 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 764 | 0 | 685 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства | 57889 | 57606 | 0 | 0 | 0 | 283 | ||||||
Задолженность по уплате пеней и штрафов | 55730 | 52147 | 1918 | 0 | 1398 | 100 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 1442 | 0 | 1301 | 1 | 0 | 0 | ||||||
Контрольная сумма | 426076 | 187014 | 7409 | 224720 | 6455 | |||||||
2008 год | ||||||||||||
Задолженность - всего | 105 046 | 102 379 | 2 360 | 283 | 0 | 0 | ||||||
в том числе: недоимка | 28 105 | 16 406 | 1 675 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 685 | 0 | 685 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства | 86 256 | 185 973 | 0 | 283 | 0 | 0 | ||||||
Задолженность по уплате пеней и штрафов | 77 265 | 65 532 | 1 328 | 58 | 6 | 6 | ||||||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства | 1 301 | 0 | 1 301 | 0 | 0 | 0 | ||||||
Контрольная сумма | 308634 | 473 338 | 7 349 | 633 | 6 | 6 | ||||||
При оценке структуры просроченных платежей по акцизам, можно выделить ряд особенностей. Во-первых, за анализируемый нами период, она не была однородной, удельный вес задолженности по каждому из видов подакцизной продукции постоянно изменялся. Во-вторых, в 2006 г. в структуре просроченных платежей доминировали задолженности по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья), и составил 49,22%, и по пиву – 47,3%. Что касается недоимки по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 %, то она составила 1,1%; алкогольная продукция с объемной долей спирта этилового до 9% включительно – 0,01% от общей суммы просроченных платежей по акцизам; задолженность по винам – 2,17%. В 2007 г. структура кардинально изменилась. Наибольший удельный вес заняли недоимки по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 % - 60,54% (по сравнению с 2006 г. увеличился на 13,24%, или на 67 062 руб.). Просроченные платежи по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) составили 36,55% (сократились на 12,67%, или на 21 012 руб.). Удельный вес задолженности по винам сократился в 1,93 раза и составил 1,13% (хотя, фактически задолженность увеличилась на 5,4 тыс. рублей). Недоимка по пиву сократилась на 44 535 рублей, и составила всего 0,000543% в общей структуре задолженности.
В 2008 г. задолженность по спирту этиловому из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) составила 97,48%, что в 2,66 раза и на 34 962 руб. больше, чем за 2007 г. Недоимки по просроченным платежам за вино составили 2,25% от общей структуры задолженности, что на 1,13% и на 265 тыс. руб. превышает уровень 2007 г. В то время, как недоимок по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 25 % и по алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового до 9% в 2008 г. не было.
Рассмотрим динамику просроченных платежей по НДС за 2004 – 2008 гг., которая представлена на рисунке 7. Наибольшая недоимка по НДС наблюдалась в 2006 г. – 1 518,044 тыс. рублей, что составило 121 % от уровня 2005 г. Наименьшая задолженность – в 2005 г. – 1251,718 тыс. рублей, (91 % от 2004 г.) В 2008 г. задолженность удалось снизить на 101 451 руб., до 1,4328 тыс. рублей.
Проанализируем структуру просроченных платежей. За анализируемый нами период 2006 – 2008 гг. значительных изменений не наблюдается. Наибольший удельный вес занимает задолженность по НДС – 35%, 35,53% и 38,52% соответственно за 2006, 2007 и 2008 гг. Увеличение просроченных платежей по НДС в 2007 г. составило 216,1 тыс. рублей.
|
|
Рисунок 7 – Динамика задолженностей по НДС (просроченным платежам, пеням и налоговым санкциям)
Динамика недоимки нестабильна, если в 2006 г. удельный вес составил 7,55%, то в 2007 г. снизился на 2,63% (71,12 тыс. рублей) и составил 4,92%. В 2008 г. наблюдается рост недоимки, увеличение на 7,38% (или на 248,585 тыс. рублей).
Проанализируем таблицу 5. Удельный вес задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства, так
же постоянно изменялся. За анализируемый нами период увеличивался на 3,66%, уменьшался на 9,29%, и в 2008 г. достигла 649,329 тыс. рублей.
В результате изменений законодательства о налогах и сборах, с 2006 года действует новый порядок применения налоговых вычетов, который повлек за собой изменение методов налогового контроля – в 2007 году. С 1 января 2007 года у налоговых органов появились определенные ограничения по истребованию документов при камеральной проверке. Теперь налоговые органы вправе истребовать документы только в случаях подтверждения права на налоговые льготы и при подаче налоговой декларации по НДС с заявленной суммой налога «к возмещению». Однако у налоговых органов сохранилась возможность эффективно осуществлять налоговый контроль, используя другие инструменты, заложенные в Налоговом кодексе. Благодаря новым подходам
при работе налоговых органов, в 2007 году существенно сократилось число проверок, тем не менее, значительно увеличилось количество выявленных недоимок и задолженностей по выплатам в бюджет (где немаловажную роль играет НДС). Именно поэтому задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, в 2007 – 2008 гг. значительно увеличилась – в 3,14 раза в 2008 г.
За анализируемый нами период 2004 – 2008 гг., наблюдается положительная динамика. Во-первых, постоянное снижение сумм
Таблица 5 - Задолженность по НДС, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ в 2006 - 2008 гг.
| ||||||||
| 2006 | 2007 | 2008 | |||||
| Налог на добавленную стоимость | НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ | Налог на добавленную стоимость | НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ | Налог на добавленную стоимость | НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ | ||
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам - всего | 1 318 224 | 1 318 224 | 1534324 | 1534324 | 1 432 873 | 1 432 717 | ||
Недоимка | 284 212 | 284 212 | 212470 | 212470 | 461 055 | 1 413 526 | ||
Недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства | 134 648 | 134 648 | 55276 | 55276 | 142 364 | 142 364 | ||
Недоимка организаций, находящихся в конкурсном производстве | 130 507 | 130 507 | 45498 | 45498 | 109 763 | 109 763 | ||
Реструктурированная задолженность | 11 494 | 11 494 | 18879 | 18879 | 10 438 | 10 438 | ||
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства: | 864 896 | 864 896 | 1150023 | 1150023 | 649 623 | 649 623 | ||
в процедуре наблюдения | 19 948 | 19 948 | 388517 | 388517 | 14 628 | 14 628 | ||
в процедуре внешнего управления | 11 867 | 11 867 | 11797 | 11797 | 12 320 | 12 320 | ||
в процедуре конкурсного производства | 833 081 | 833 081 | 749709 | 749709 | 622 675 | 622 675 | ||
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства | 157 199 | 157 199 | 152249 | 152249 | 271 929 | 271 929 | ||
Приостановленные к взысканию платежи | 423 | 423 | 703 | 703 | 20 637 | 20 637 | ||
Контрольная сумма | 3 766 499 | 3 766 499 | 4319445 | 4319445 | 3 748 305 | 3 748 305 |
задолженности в федеральный бюджет. Во-вторых, повышается эффективность проверок (как камеральных, так и выездных).
Наибольший удельный вес в общей задолженности в федеральном бюджете Российской Федерации – у НДС. Это объясняется самой большой налогооблагаемой базой (в среднем, 73,6% за 2004 – 2008 гг. от общей суммы уплачиваемых налогов.)
Из анализа акцизов следует, что динамика собираемости акцизов стабильна, отклонения незначительны, в среднем, прирост акцизов составил, в среднем, 2,34%.
В целях сокращения потерь доходов бюджета от непоступления акцизов из-за занижения отпускных цен на подакцизные с 1 января 2007 г. адвалорная составляющая ставки акциза установлена в абсолютном выражении от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиками.
Проведена индексация размеров ставок акцизов на подакцизные товары на период 2008 - 2010 г.г. Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
С 1 января 2008 года упрощен порядок подтверждения освобождения от налогообложения акцизами товаров, экспортируемых через портовые особые экономические зоны.