Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по функциям. Денеж. отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказ. услуг при их реализации создаются фонды ДС.
Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме.
В результате самостоятельного движения денег образуются денеж. фонды (централизованные - эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах и децентрализованные - денеж. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств).
В этом выражается материальное содержание финансов.
Фин. отношения выражают денеж. отношения, кот. возникают:
1) между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;
2) между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов ДС и их распределении, у этих вышестоящих организаций;
|
|
3) внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;
4) внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;
5) между гос-ом и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;
6) между гос-ом и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
7) между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;
8) между отдельными звеньями бюджетной си и др.
14. Финансово-бюджетные методы регулирования экономики.
Важнейшим звеном эконом. политики гос-ва явл. бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юр. и физ. лицами. При планировании бюджетной политики гос-во должно исходить из необходимости обеспечения экономической и соц. стабильности.
Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление гос-ных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.
Основные направления финансово-бюджетной политики:
1) снижение налоговой нагрузки на экономику;
2) упорядочение государственных обязательств;
3) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
4) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
5) создание активной системы межбюджетных отношении и управления гос. финансами.
Важное направление финансово-бюджетной политики – создание эффективной системы управления гос. финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.
|
|
На органы исполнительной власти возлагают обязанности по исполнению бюджетов, управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы выполняют функции кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств, а также осуществляют платежи за счет этих средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджет исполняют на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы характеризует зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников покрытия дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета.
15. Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2007-2010 гг.
В рамках основных направлений налоговой политики на 2008 - 2010 гг., подготовленных Министерством финансов, предлагается провести следующие налоговые реформы:
– в НК будет подробно прописан порядок налогообложения операций с ценными бумагами (будет уточнено понятие рыночных ценных бумаг; срок, в течение которого налоговые органы могут рассмотреть сделки с акциями на рынке для определения рыночной цены, м. б. сокращен с 12 месяцев до 30 дней);
– дать право банкам уменьшать налог на прибыль на размер убытков, возникающих при продаже банками непогашенных кредиторами долгов;
– ввести понятие индексируемой налоговой единицы для исчисления налогов и вычетов, установленных в рублях;
– ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль для групп компаний;
– принять меры для контроля за трансфертным ценообразованием и налогообложением контролируемых иностранных компаний;
– ввести понятие налоговой резиденции юр. лица.
Профицит бюджета: причина его возникновения. Резервный фонд и фонд будущих поколений.
Под профицитом понимают состояние бюджета, при кот. Д превышают Р. Профицит - искусственное явление финансовой политики.
Он преследует цели:
- изменения финансового имиджа правительства и страны;
- ускоренное покрытие внешнего финансового долга;
- формирование спец. фин-вых резервов для проведения пол-ки циклич-го сбаланси-ния бюджета.
Профицит возможен только в условиях высоких темпов эк-ого роста.
2 типа профицита: первичный и профицит расширенного правительства. Первичный профицит – превышение Д над Р без учета расходов на обслуживание гос. долга.
Распределение профицита:
1. Часть профицита направляется на осуществление дополнительных соц. расходов.
2. Часть профицита используется для покрытия внешнего гос. долга.
3. Профицит бюджета используется для создания финансового резерва.
Начиная с 2007г в доходах ФБ выделяются ненефтегазовые доходы и нефтегазовые доходы.
Нефтегаз.доходы:
1.налог на добычу полез.ископ.(нефть,газ)
2.вывозные тамож.пошлины на сырую нефть.
3.вывозные тамож.пошлины на прир.газ.
4.вывозные тамож.пошлины на товары из нефти
Нефтегаз.доходы = нефтег.трансферт + рез.фонд + фонд буд.поколений.
В связи с резким повышение цен на нефть и газ на мир.рынке с 2000г нефтегаз.доходы стали составлять ~40% доходов ФБ, с 2000 по 2007г при данной методике расчета сбалансированности бюджета наблюдается профицит ФБ.