1) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с фед. органами исполнительной власти определяет потребность в гос. централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между фед. бюджетом и гос-ми фед. внебюджетными фондами;
2) организует работу по составлению проекта фед. бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от фед. налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
3) обеспечивает исполнение фед. бюджета, а также гос. фед. внебюджетных фондов;
4) разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Фед. службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
5) принимает участие в определении ценовой полит.;
6) принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
7) разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск гос-ных внутренних займов РФ;
|
|
8) разрабатывает предложения по формированию и развитию фин. рынка;
9) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными фин. орган-ями;
10) разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Важное подразделение Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
43. Финансы организаций и их характеристика.
Финансы коммерческих организаций охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства.
Финансы коммерческих организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате кот. формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды ДС, происходит их распределение и использование.
Финансовые отношения можно сгруппировать по направлениям:
-между учредителями в момент создания организации— связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала.
- между отдельными организациями—связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, ГП и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами.
|
|
- между организациями и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств.
- между организацией и ее работниками — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате; процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц.
- между организацией и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация — при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств.
- между коммерческими организациями— связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий.
- между коммерческими организациями и финансовой си гос-ва — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
- между коммерческими организациями и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты % за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;
-между коммерческими организациями и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
- между коммерческими организациями и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.
44. Система органов финансового контроля в РФ.
Управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти.
Это Фед. Собрание и его две палаты — Гос. Дума и Совет Федерации.
Минист. РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Территориальные инспекции Мин. РФ по налогам и сборам обязаны:
• действовать в строгом соответствии с законодательством;
• осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
• проводить проверки налогоплательщиков;
• ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
• информировать Минист. финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
• осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Фед. служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Гос. налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
|
|
Гос. таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
2) проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
4) проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Эффективное управление ресурсами предприятий различных, форм собственности — финансовый менеджмент.
45. Бюджетная политика государства в РФ. Ее особенности на современном этапе.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - политика государства в области налогообложения и гос. Р, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.
Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление гос. финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.
Острейшей проблемой, влияющей на социально-эк-кие отношения м/ду гос-ом и обществом, является несбалансированность обязательств гос-ва и имеющихся у него фин. ресурсов. Поэтому гос-во не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается соц. гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств гос-ва вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.
|
|
Основные направления финансово-бюджетной политики РФ: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение гос-ых обязательств; концентрация фин. ресурсов на решении приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных Д от конъюнктуры мировых, цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления гос. финансами.
Проведение налоговой реформы д. снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения.
Основные элементы налоговой реформы:
• отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на эк-кую деятельность налогов и льгот;
• снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды;
• уменьшение налоговых ставок.
46. Д. бюдж. си РФ: их классификация и характеристика.
Доходы бюджетов РФ формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе Д бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Д бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодек. РФ за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым Д относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы.
К неналоговым Дотносятся:
• д. от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности;
• д. от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти;
• д. от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
• д. в виде фин. помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов др. уровней;
• безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, международных организаций и правительств иностранных гос-в.
Все д. бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные — это д., закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся налоговые д., закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые д.
Регулирующие — налоги и другие платежи, по кот. устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее 3 лет) по разным вилам таких доходов. Основные доходы бюджетов всех уровней — налоговые поступления.
47. Фин. планирование: формы, виды, методы.
Фин. план-ние и прогнозирование – это сотав. часть управления финансами, состоящая в такой конкретизации целей и задач участника рынка, определенных проводимой им фин. политикой на предстоящий период времени, которая позволяет ему с уверенности обеспечить их выполнение.
Форма гос. планирования и прогнозирования – это бюджет.
Понятие бюджет троякое:
1) бюджет выражает фин. отношения м/ду уровнями бюджетной си, а так же между гос-ом, органами местного управления с одной стороны и хоз. субъектами (организации и домашние хозяйства) и внешним миром с др.стороны.
2) план Д и Р – это бюджет.
3) бюджет – это закон.
Для планирования бюджетов используются методы:
1. Метод экстраполяции. Сложившиеся тенденции в развитии процесса в предшествующий период переносят на плановый период с определенными поправками. Используется при планировании налоговых доходов.
2. Нормативный метод.
3. Програмно-целевой метод.
Виды финансовых планов:
1) Бюджеты разных уровней бюджетной си.
2) Бюджеты гос-ых ВБФ.
3) Консолидированные бюджеты.
Консолид-ый бюджет – фед. бюджет и свод бюджетов др. уровней бюджетной си РФ (без учета межбюджетных трансфертов м/ду этими бюджетами и за исключением бюджетов гос-ных ВБФ и территориальных гос-ых ВБФ).
4) Баланс фин. ресурсов (сводный фин. баланс) – это план-прогноз формирования и использования ресурсов в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования.
В сводном фин. балансе представлен прогноз формирования и использования фин. ресурсов органами гос. власти, муниц. органами и хоз. субъектами.
В балансе фин. ресурсов в части доходов указываются: а) прибыль организаций; б) амортизационные отчисления; в) налоговые д.; г) неналоговые д.; д) безвозмездные поступления из др.бюджетов и гос.внебюджет.фондов.
Часть расходов: а) инвестиции организаций; б) инвестиции государства и муниц. образований; в) разделы бюджетной класс-ции расходов.
5) Прогноз соц.-эк-го развития территорий.
48. Косвенные налоги и их характеристика.
Налог – это обязательный безвозмездный безвозвратный платеж физ. и юр. лиц гос-ву для реализации его функций. Различают прямые и косвенные налоги. Косвенные налоги – это налоги, объектом налогообложения кот. являются операции по реализации товаров, услуг, работ или стоимость реализации товаров. В данном случае связь между плательщиком и гос-ом опосредована через объект обложения. Они являются целевыми налогами и делятся на:
- фискальные монопольные, включающие индивидуальные, универсальные (налог с оборота), НДС;
- акцизы (на отдельные виды товаров);
- таможенные пошлины;
НДС используется как инструмент регулирования экономики. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивид. предприниматели. НДС устанавливается в %: 10% продукты питания, детские товары, 18% промышленные товары. Порядок исчисления НДС установлен единым для всех плательщиков не зависимо от их организационно-правовых форм, видов деятельности, форм собственности. Сумма НДС рассчитывается как разница м/ду суммой налога, начисленной по отгруженным товарам и суммами налога, фактически уплаченными.
Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, определяют уровень цены конечной продукции. Плательщики акцизов:
организации, индивид. предприниматели. Объектами налогообложения являются операции по: реализации на территории РФ лицами произведенных ими
подакцизных товаров; Реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции; Ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию
РФ. Ставки акцизов в соответствии с НК установлены едиными по территории страны. При реализации подакцизных товаров налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, в зависимости от налоговых ставок.
В доходах федер.бюджета РФ более 60% составляют косвенные налоги. В развитых странах преобладают прямые налоги.
Прямые налоги, взимаемые с дохода и имущества, —это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, налог на имущество предприятий.