Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Причины дефицита. Методы балансирования бюджета

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ –находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления;

В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Основными причинами возникновения дефицита госбюджета являются:

1. Необходимость осуществления крупных государственных программ развития экономики;

2. Милитаризация страны;

3. Чрезмерные расходы государства в связи с войнами, стихийными бедствиями;

4. Экономические кризисы и т.д.

Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Государственный бюджет предполагает необходимость балансирования, и современная экономическая теория представляет три направления:

1. ежегодное балансирование;

2. балансирование за срок промышленного цикла;

3. «функциональные финансы»

 

Налоги в рыночной экономике. Функции и виды налогов, принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Функции:

§ фискальная – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов;

§ распределительная;

§ регулирующая – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость;

§ контрольно-учетная – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

§ стимулирующая – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности;

§ ограничительная – сдерживание развития производства некоторых видов продукции, защита определ. отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Принципы (А.Смит): нейтральность (обеспечение равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков), справедливость (возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физ. и юр. лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика) и простота расчета (построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые всем понятны).

Кривая Лаффера. R – налоговая ставка, V – поступления в бюджет.

Оптимальный размер ставки R1 (оптимальным считается налоговое изъятие 30–40% прибыли, но не более 50%) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике.

Фискальная политика государства: понятие, виды, инструменты.

Фискальная политика (ФП)

ФП – меры по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления ФП являются налоговые (виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции) и бюджетные регуляторы (уровень централизации средств гос-вом, дефицит бюджета).

Виды ФП: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Дискреционная ФП может быть стимулирующей или сдерживающей. Стимулирующая (фискальная экспансия) имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Сдерживающая (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

 

Виды долга: внутренний и внешний. Управление государственным долгом.

Государственный долг

Госдолг – это общий размер задолженности правительства владельцам гос. ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от "иностранного долга" тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

 

Денежный рынок: спрос и предложение денег.

Денежный рынок – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения формируется цена денег в форме процентной ставки.

 

На денежном рынке предметом сделок является валюта разных стран. Можно выделить три подхода к формированию спроса на деньги: классический, монетаристский и кейнсианский. Что касается предложения денег, то оно задается государством, то есть центральным банком страны или уполномоченными на то структурами. Так как деньги находятся на руках у населения или в банковской системе, то совокупное предложение денег можно описать с помощью следующей формулы:

                                              М = С + D,где

М (money) - объем денежной массы;

С (cash)- величина наличных денег у населения;

 D (deposits) деньги на счетах в банках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: