Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита

В соответствии с установленным перечнем видов привлекаемого кредита предприятие проводит изучение и оценку коммерческих банков, которые могут предоставить ему эти виды кредитов.

4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политики привлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов. Состав основных кредитных условий, подлежащих изучению и оценке в процессе формирования политики привлечения предприятием банковского кредита, следующий:

Предельный размер кредита коммерческие банки устанавливают в соответствии с кредитным рейтингом клиента и действующей системой обязательных экономических нормативов, утверждаемых центральным банком. При осуществлении кредитной политики коммерческие банки руководствуются в этом вопросе обязательными экономическими нормативами.

Предельный срок кредита каждый коммерческий банк устанавливает в соответствии со своей кредитной политикой в форме лимитных периодов предоставления отдельных видов кредита.

Валюта кредита имеет для предприятия-заемщика значимость только в том случае, если оно ведет внешнеэкономические операции. Мультивалютные формы кредита (предоставление кредита одновременно в нескольких видах иностранных валют) в практике кредитования предприятий встречаются крайне редко.

Уровень кредитной ставки является определяющим условием при оценке кредитной привлекательности коммерческих банков. В его основе лежит стоимость межбанковского кредита, формируемая на базе учетной ставки центрального банка страны и средней маржи коммерческих банков, прогнозируемого темпа инфляции, вида кредита и его срока, уровня премии за риск с учетом финансового состояния заемщика и предоставляемого им обеспечения ссуды.

Форма кредитной ставки отражает уровень ее динамики на протяжении кредитного периода. Так, банковский кредит может предоставляться на условиях фиксированной или плавающей кредитной ставки.

Вид кредитной ставки играет существенную роль в определении стоимости банковского кредита. По применяемым видам различают процентную (для наращения суммы долга) и учетную (для дисконтирования суммы долга) кредитные ставки. Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано предприятием процентной ставке, так как в этом случае его платежи по обслуживанию долга будут меньшими.

Условия выплаты процента характеризуются сроками его уплаты. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: а) выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; б) выплате суммы процента по кредиту равномерными частями (обычно в форме аннуитета); в) выплате всей суммы процента в момент погашения основной суммы долга. При прочих равных условиях наиболее предпочтительным для предприятия является третий вариант.

Условия погашения (амортизации) основного долга также оказывают существенное влияние, как на стоимость, так и на размер реально используемых кредитных средств. Существуют три принципиальных варианта амортизации основного долга: а) определенными частями в процессе кредитного периода; б) сразу же после окончания кредитного периода; в) после окончания срока кредитования с предоставлением льготного периода для погашения долга. Естественно, при прочих равных условиях наиболее предпочтительным для предприятия является последний вариант.

Формы обеспечения кредита определяют в основном его стоимость — чем надежнее обеспечение кредита, тем ниже уровень его стоимости при прочих равных условиях за счет дифференциации размера премии за риск. Вместе с тем, одна их форм обеспечения кредита определяет и реальный размер используемых кредитных средств. Речь идет о требовании банка держать без использования определенную часть полученного кредита (обычно в размере 10%) в виде компенсационного остатка денежных активов на расчетном счете предприятия. В этом случае возрастает реальная стоимость банковского кредита и уменьшается на размер компенсационного остатка сумма используемых предприятием кредитных средств.

37. Управление облигационным займом

Облигационный займ - займ, осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций

 На практике не только крупные, но и мелкие и средние предприятия прибегают к различным источникам внешнего инвестирования, в том числе к банковским кредитам, заимствованию средств на финансовых рынках, использованию рисковых капиталов и т.д. Выбор источников финансирования зависит от многочисленных факторов, среди которых – размер предприятия, природа его рынков, отрасль и сфера деятельности, технологические особенности, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынками и др

облигационные займы могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения, аккумуляции средств как для реализации средне- и долгосрочных программ, так и для решения текущих проблем реального сектора. В стабильной экономической ситуации корпоративные облигации могут быть привлекательны для частных инвесторов (населения) как реальная альтернатива наличной иностранной валюте, для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг – как удобный вариант размещения рублевых ресурсов, для иностранных инвесторов – как способ осуществления портфельных инвестиций в российские предприятия.
 В условиях, когда многие хозяйствующие субъекты вынуждены искать новые варианты привлечения средств инвесторов, корпоративные облигации могут стать эффективным инструментом финансирования отечественных предприятий. В этом случае корпоративные облигационные займы, несомненно, сыграют важную роль в активизации инвестиционного процесса и обеспечении промышленного подъема России

38. управление кредиторской задолженностью.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое). С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Вывод. Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне

39,40 Управление внешней (комм,тов.) и внутренней задолженностью

Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес); 2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций); 3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам); 4) использование собственного "экономического превосходства"

Средства инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору.

Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:

· монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);

· различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;

· маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

· покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

Вывод. Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.

41,42 Управление активами предприятия, и структурой активов

1. Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Главная цель системы управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия: - Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов.

- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

- Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы. - Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

планирования закупок необходимых материалов; введения жестких производственных систем; использования современных складов;

совершенствования прогнозирования спроса; быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в меньшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.]

- Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

2. Классификация активов предприятия. 1. По форме функционирования: - материальные - нематериальные - финансовые 2. По характеру участия в производственном процессе: - оборотные (текущие) - внеоборотные 3.В зависимости от источников формирования: - валовые - чистые 4. В зависимости от права собственности: - собственные - арендуемые (лизинг) 5. по степени ликвидности: - абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы) -высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность) - среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) - слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения) - неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки). Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного капитала и оборотного капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав внеоборотных активов входят: -нематериальные активы -основные средства - незавершенное строительство -доходные вложения в материальные ценности -долгосрочные финансовые вложения

- прочие нематериальные активы.

43.Управление прибыльностью активов. Система формул Дюпона

ЧП х РП): (А х РП) = (ЧП: РП) х (РП: А),

где ЧП - чистая прибыль (после уплаты налога); А - стоимость всех активов компании; РП - объем реализованной продукции.
Полученное уравнение называется формулой Дюпона, поскольку именно компания Дюпона первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов, а также показывает:

· значение коэффициента оборачиваемости активов для

обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

· значение коэффициента реализованной продукции;

· возможность альтернативного выбора между рентабельностью

реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Для оценки прибыльности основной деятельности используются следующие показатели (таблица 18, стр. 204):

Прибыльность переменных затрат - показатель, позволяющий оценить, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных затрат на 1 рубль.

Прибыльность переменных затрат позволяет сориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств несет в себе большую потенциальную доходность - основная деятельность или какие-либо прочие направления (например, депозитные вклады). Нередко прибыльность переменных затрат, превышающая доходность прочих возможных направлений вложения капитала, акцентирует внимание руководства на оптимизации основной деятельности.

Всего затраты на реализованную продукцию представляют собой сумму позиций формы №2 Себестоимость реализованной продукции + Управленческие расходы + Коммерческие расходы, либо, что одно и то же - это сумма переменных и постоянных затрат.

Прибыльность продаж по основной деятельности показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС).

Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется деятельность предприятия в целом. В частности, прибыльность затрат балансовая рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей величине текущих затрат периода.

Встречается подход, при котором прибыльность всех продаж определяется как отношение чистой прибыли к выручке от реализации, то есть в расчетах не участвует величина прочих операционных и внереализационных доходов.

44.Модели управления ликвид.баланса и фин устойчивости пре-ия.

Анализ ликвидности бухгалтерского баланса занимает центральное место в процессе оценки финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятия оценивается показателями ликвидности, которые характеризуют способность предприятия своевременно и в полном объёме производить расчёты с кредиторами. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения платёжных обязательств. Иными словами, это способность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои обязательства. Для получения достоверных результатов в процессе анализа ликвидности совокупность активов предприятия группируется в зависимости от их способности трансформироваться в денежные средства

Обычно различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные ценности (активы). Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является. Высшей степенью ликвидности обладает сама наличность.

Активы бухгалтерского баланса по убыванию ликвидности:

· денежные средства на счетах и в кассах предприятия, банковские векселя

· текущая дебиторская задолженность, займы выданные, ценные бумаги (акции предприятий, котирующихся на бирже, векселя)

· запасы товаров и сырья на складах

· машины и оборудование

· здания и сооружения

Залогом выживаемости и основной стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияния различные факторы:1) положение предприятия на товарном рынке;2) выпуск пользующейся спросом продукции;3) его потенциал в деловом сотрудничестве;4) степень зависимости то внешних кредиторов и инвесторов;5) наличие неплатежеспособных дебиторов.
Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях нестабильной внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным. Большое влияние на финансовую устойчивость, также, оказывают средства, дополнительно мобилизованные на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастает и финансовый риск – способно ли будет предприятие своевременно расплатиться со своими кредиторами.Для разработки модели оптимизации финансовой устойчивости в работе используется метод корреляционно-регрессионного анализа. Корреляция представляет вероятную зависимость между показателями не находящимися в функциональной зависимости. Данный метод используется для определения тесноты связи между показателями финансовой устойчивости

45. Управление оборачиваемостью активов.Продолжительность пр-го,опер-го и финн циклов.

Оборачиваемость Показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств. Оборачиваемость для данного вида средств или обязательств может рассчитываться как частное от деления 365 дней на их период оборота. Оборачиваемость дебиторской задолженности Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине дебиторской задолженности. Показывает вынужденное или добровольное расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого компанией. Оборачиваемость запасов Отражает скорость использования и реализации запасов; представляет собой отношение объема продаж за определенный период к средней величине запасов за тот же период. Показывает число оборотов запасов за период. Оборачиваемость кредиторской задолженности Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине кредиторской задолженности. Выражается в числе оборотов кредиторской задолженности за период. Показывает насколько эффективно предприятие пользуется "бесплатными" источниками покрытия потребностей в оборотных средствах. Оборачиваемость текущих активов Коэффициент оборачиваемости текущих активов Отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине текущих активов предприятия. Оборачиваемость текущих пассивов См. Коэффициент оборачиваемости текущих пассивов Оборачиваемость активов Коэффициент общей оборачиваемости капитала Коэффициент, отражающий скорость оборачиваемости (показывает число оборотов за период) активов; рассчитывается как частное от деления выручки от реализации на среднюю величину совокупных активов.

Для поддержания непрерывности производственного процесса по всем стадиям производства необходим оборотный капитал или оборотные средства, которые полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию. Обоснование потребности в основных средствах для финансирования текущей деятельности должно быть основано на учете продолжительности операционного цикла организации, который состоит из совокупности этапов: 1) приобретение сырья и материалов за наличные средства и безналичную оплату счетов поставщиков;2) производственную обработку сырья и материалов, выплату заработной платы;3) переход продукции в процессе производства из категории «незавершенное производство» в категорию «готовая продукция»;4) реализация готовой продукции и выставление счетов покупателям; 5) поступление наличных денег от покупателей. Такой цикл за отчетный период многократно повторяется, так как элементы оборотного капитала являются непрерывной частью потока хозяйственных операций. Все этапы цикла тесно связаны между собой, изменение на одном этапе ведет к изменениям на каждом последующем этапе. Покупка сырья и материалов ведет к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет к росту готовой продукции, а реализация продукции, в том числе в кредит, ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств на расчетном счете. Продолжительность производственного цикла определяется с момента поступления материалов на склад организации, а заканчивается в момент отгрузки покупателю продукции, которая была изготовлена из данных материалов: Т(ПРЦ) = То(ПЗАП) + То(НЗПР) + То(ГПР), где То(ПЗАП) - продолжительность оборота производственных запасов; То(ГПР) — продолжительность оборота готовой продукции; То(НЗПР) - продолжительность оборота незавершенного производства. Время от момента приобретения сырья и материалов (комплектующих) до момента поступления денег на счет предприятия от продажи продукции называют операционным, или производственно-коммерческим циклом: Т(ОПЦ) = Т(ПРЦ) + То(ДБЗ), где То(ДБЗ) - продолжительность оборота дебиторской задолженности. Сокращение продолжительности оборота каждого цикла является положительным фактором, приводит к снижению потребности в оборотных средствах для финансирования текущей деятельности. Сокращение происходит при уменьшении периода оборота запасов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. продолжительность финансового цикла (ПФЦ) в днях оборота рассчитывается по формуле ПФЦ=ПОЦВОК=ВОЗ+ВОДВОК

где ПОЦ - продолжительность операционного цикла; ВОК - время обращения кредиторской задолженности; ВОЗ - время обращения производственных запасов; ВОД - время обращения дебиторской задолженности; т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (как правило, год, то есть т =365). Информационное обеспечение расчета - бухгалтерская отчетность






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: