Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.
Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.
Состав бюджетной классификации Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
ü классификация доходов бюджетов;
ü классификация расходов бюджетов;
ü классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
ü классификация операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
|
|
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. [1, статья 6]
Структура доходов и расходов государственного бюджета
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
Налоговые доходы
1. налоги на прибыль, доходы;
2. налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
3. налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
4. налоги на совокупный доход;
5. налоги на имущество;
6. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
7. государственная пошлина;
8. задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
неналоговые доходы:
9. страховые взносы на обязательное социальное страхование;
(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
10. доходы от внешнеэкономической деятельности;
|
|
11. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
12. платежи при пользовании природными ресурсами;
13. доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
14. доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
15.административные платежи и сборы;
16. штрафы, санкции, возмещение ущерба;
17. доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(в ред. Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ)
18. возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
(в ред. Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ)
19. прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
прочие безвозмездные поступления.
Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [1, статья 6]