Политика ценообразования и ценообразующие факторы

Цена – ден-е выражение ст-ти товара, т.е. та сумма денег, за кот-ю покуп-ль готов купить товар, а производитель продать. Ценовая политика – принципы действий, кот-х придерж-ся предпр-е в сфере устан-я цен. Элементы ценовой политики: 1) ценовая стратегия, тактика. 2) методика устан-я цен. Ценовая стратегия – долгосрочные или среднесрочные решения по устан-ю и изм-ю цен. Она направлена на поддержание конкурентоспособности. Ценовая тактика – мероприятия краткосрочного и разового хар-ра по устан-ю и изм-ю цен. Выработка ценовой политики должна опираться на выявление спроса и предложения на товар. Спрос – это желание и возм-ть купить товар / услугу в опред время и в опред месте. Спрос подкреплен фин-ми возм-ми покуп-ля. Объем спроса – кол-во товара/услуг, кот-е покуп-ль готов приобрести при данных условиях в теч опред промежутка времени. Кол-во спроса зависит от факторов: 1) цены товара; 2) цены на товарозаменители; 3) дох-да покуп-ля; 4) покупательной способности; 5) сезонности потребления; 6) кол-ва покуп-лей. Взаимосвязь м/у объемом спроса и факторами опред-ся общей ф-цией спроса. Объем спроса на товар х в ед-цу времени складывается из: цены на товар х; цен товарозаменителей, взаимодополняющих тов-в; дох-дов покупателя; уровня благосостояния, покупательной способностью; вкусов и предпочтений покупателей; потребительских ожиданий; сезонных потребностей; кол-ва покупателей. Кривая спроса – устан-ет обратно-пропорц-ю завис-ть м/у объемом спроса и ценой. Предложение – кол-во тов-в, кот-е продавцы готовы предложить покупателю в опред время в опред месте. Кол-во предложения зависит от факторов. Эту завис-ть можно выразить общей ф-цией предложения. Объем предложения товаров х в ед-цу времени включает в себя: цену предложения тов-в х; цену товаров конкурентов; уровень технологии произв-ва; налоги и дотации; плата за произв-е рес-сы; кол-во продавцов. Если все факторы, кроме цены предложения товара будут неизменными, то общая ф-ция предложения преобразуется в ф-цию завис-ти предлож-я от цены. Графически завис-ть от цены выраж-ся кривой предлож-я, кот-я хар-ет прямопропорц-ю завис-ть объема предложения от цены. Растет цена, растет объем предложения. Особенность рынка состоит в стремлении устан-я равновесной цены (рын-й цены), кот-я хар-ет соотв-вие объема предложения объему спроса. Точка соединения 2 прямых – рыночная цена.

Виды цен и роль гос-ва в регулировании цен.

1) В завис-ти от сферы товарооборота цены бывают: 1. оптовая – цена реализации продукции партиями (оптовая цена орг-ции производителя = с/с + прибыль; оптовая цена сбытовой орг-ции = цена производителя + надбавка сбытовой орг-ции (издержки обращения сбыт-й орг-ции+ прибыль)). 2. розничная – цена при реализации ед-цы продукции в розничной торговле. Розничная цена = цена сбытовой орг-ции + торг надбавка (издержки обращения + прибыль). 2) По хар-ру обслуживания отраслей и сфер эк-ки: 1. закупочные цены – цены реализации с/х продукции госуд-м коммерч-м орг-циям для послед-й переработки. 2. цены строит-ва (сметная ст-ть; прейскурантная цена; договорная цена). 3. цены промыш-ти – цены по кот-м реализ-ся и закупается продукция промыш-х орг-ций (оптовая цена промыш-го предпр-я; оптовая цена снабженческо-сбытовой орг-ции). 4. транспортные тарифы – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая трансп-ми компаниями с отправителей грузов и населения (тарифы ж/д, морского, речного автотранспорта). 5. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные, импортные). 6. цены, используемые в учете и статистике (индексы цен, текущие цены, средние цены, сопоставимые и др). Госуд-е регулирование цен включает эк-кие и административные методы. Эк-кие методы: фин-я, налоговая, таможенная, бюджетная политика. Административные методы: установление фиксированных цен и тарифов, определение предельных коэф-в измен-я цен, предельного уровня рентаб-ти, предельной надбавки. В России: установление для предпр-й – монополистов предельных цен, фиксир-х цен, предельных уровней рентаб-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: