Принципы, приоритеты, модели

 

На семинарах рассматривались перспективные направления развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей истории. Дискуссия строилась на анализе образовательных потребностей педагогов, многообразии существующих моделей и форм образования учителей.

 

Получили обсуждение и конкретизацию:

 

· принципы;

 

· приоритеты;

 

· модели и формы образования педагога;

 

· проблемы, определяющие ключевые направления развития подготовки и переподготовки учителей истории.

 

Были поддержаны следующие принципы:

Общие:

 

· демократизации отношений в системе образования;

 

· открытости образования диалогу, многообразию мнений;

 

· гуманизации образования.

 

Общедидактические:

 

· культуросообразности исторического образования (этот принцип был раскрыт в нескольких аспектах: 1) как соответствие образования эпохе ускоренных культурных изменений; 2) как соответствие образования особенностям современной культуры (например, таким ее чертам как, интегративность, аксиологичность и диалогичность); 3) как преподавание в условиях поликультурного, полинационального общества);

 

· личностно-ориентированного и граждански развивающего характера преподавания истории;

 

· научности (этот принцип трактуется как необходимость развития исследований самого образовательного процесса и его форм; как необходимость развития методологических оснований исследовательской, поисковой деятельности учителя);

 

· универсальности, интегративности образования учителя в сочетании с вариативностью, гибкостью, многообразием его форм;

 

· самоанализа (рефлексивности, субъектности), как готовности учителя к определению своих образовательных потребностей на любом этапе своей профессиональной деятельности (на протяжении всей жизни) и путей их реализации через образование и самообразование.

 

Среди принципов организации содержания образования участники семинаров выделяли следующие:

 

· принцип сбалансированности местного, регионального, национального, европейского и мирового аспектов в преподавании истории и историческом образовании педагога;

 

· принцип проекции целей, задач и содержания школьного образования в содержание вузовского образования и переподготовки учителя;

 

· принцип достаточности содержательных оснований для целостной и многомерной реконструкции исторической ситуации, среды, эпохи.

 

В числе приоритетов развития подготовки и переподготовки, повышения квалификации учителей истории были определены:

 

· необходимость развития психолого-педагогической составляющей;

 

· возрастающее значение методологии истории в подготовке и переподготовке учителя истории;

 

· развитие информационной культуры учителя и информационных оснований в образовании педагога.

 

На семинарах Совета Европы как перспективные получили оценку следующие модели и формы образования:

 

· дистантное образование педагога, формы подготовки и переподготовки, приближенные к педагогу, к месту его работы, получающие развитие во многих регионах;

 

· развитие новых дидактических систем подготовки и переподготовки учителей истории. Значительный интерес вызвал опыт разработки «социальной дидактики» в Венском университете, на основе которой образовательный процесс организуется не как чисто когнитивный, но как «социальное событие» (Алоис Эккер);

 

· развитие систем образовательной поддержки педагога на муниципальном уровне, позволяющие системно учитывать этапы профессионального становления конкретных учителей, их персональные потребности и интересы, формировать мотивацию к самообразованию, грамотно прогнозировать и анализировать результаты повышения квалификации учителей истории;

 

· формы дифференциации и индивидуализации образования педагога (сюда можно отнести развитие многоуровневой системы подготовки в вузах, полимодульность образовательного процесса, опыт составления студентами и учителями, проходящими переподготовку индивидуальных программ образования, индивидуальных проектов);

 

· развитие форм образования, содействующих интеграции преподавания истории в социокультурную среду (это развитие форм музейной педагогики, с активным включением историко-краеведческих и других музеев, создание образовательных археологических Центров, включение в образование широкого спектра дополнительных исторических дисциплин и дисциплин культурологической направленности);

 

· развитие информационного оснащения образовательного процесса (становление информационных Центров и систем информационного обеспечения педагогов, переориентация в деятельности библиотек, расширение и изменение их функций, развитие инновационных проектов, деятельность по созданию компьютерных систем и средств обучения Центра «Центроконцепт» при Поморском государственном университете имени Ломоносова, научно-педагогической лаборатории «Волот» при Уральском государственном университете имени Горького);

 

· развитие форм повышения квалификации учителей как новой функции издательств и организаций, обеспечивающих выпуск новой учебно-методической продукции (появление и развитие издательских проектов, объединяющих в единую команду, работающую над созданием учебно-методической литературы, учителей, ученых, методистов и др; организация серий семинаров и курсов, помогающих учителю в освоении новой учебно-методической литературы);

 

· развитие международных обменов в сфере подготовки и повышения квалификации учителей, реализация международных проектов и программ на территории Российской Федерации, предполагающих активное участие учителей истории;

 

· развитие функций и форм повышения квалификации учителей на базе создающихся ассоциаций и общественных объединений, в частности, отмечалась необходимость создания, как профессиональных объединений, так и ассоциаций с широким демократическим участием ученых, учителей, деятелей культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: