ВВЕДЕНИЕ.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение наиболее важных, разработанных в соответствии с содержанием педагогической практики студентов факультета философии человека РГПУ им.А.И. Герцена материалов. Справочник отвечает основным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.
Цель справочника - познакомить преподавателя-практиканта с правами и обязанностями в период прохождения педагогической практики, дать возможность студенту корректировать индивидуальную программу профессиональной деятельности преподавателя философии в зависимости от уровня и специфики базового образовательного учреждения практики (вуз, колледж). Представленные материалы помогут студенту самостоятельно выбрать необходимые методики и проанализировать собственную педагогическую деятельность.
Материалы справочника практически ориентированы. Дается подробное описание профильных ориентиров студентов РГПУ им. А.И. Герцена, раскрывается цель, задачи, содержание и организация педагогической практики, предложены методические рекомендации по психолого-педагогической диагностике личности и учебного коллектива, сформулированы критерии оценки результатов педагогической практики студентов.
|
|
Справочник отличается и тем, что он адресуется преподавателям и студентам, учителям и преподавателям-методистам, администрации образовательных учреждений так как содержит комплекс теоретических и практических материалов, адресованных вышеназванным категориям. Полезные рекомендации здесь также найдут школьные психологи, социальные педагоги.
Профессиональные ориентиры студентов
РГПУ им. А.И. Герцена.
Предлагаемые рекомендации предназначаются для обеспечения системно - деятельностного подхода в подготовке преподавателей-практикантов к организации образовательного процесса со студентами высших и средних специальных учебных заведений.
Структурно-содержательное представление конечного результата работы возможно в своеобразной рабочей модели и определенных профессиональных стандартов. Такой моделью и педагогическими ориентирами могут служить квалификационная характеристика выпускника факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, стандарты общепедагогического профессионализма и профессионально-значимые личностные качества студента-выпускника университета. Они выступают как инструмент совершенствования управления процессом профессиональной подготовки будущих преподавателей философских дисциплин.
|
|
Стандарты общепедагогического профессионализма
(по Сысоевой М.Е.).
Состав стандартов:
1. Рефлексивные:
- знание своих профессионально важных личностных качеств;
- владение интроспекцией педагогического профессионализма;
- самооценка по трехфакторной модели значимого другого (авторитет, превосходство в знаниях и опыте, успех делового партнерства, власть).
2. Профессионально-деятельностные:
- владение базовыми понятиями и программой педагогической науки;
- владение технологией диагностики развития обучаемого;
- владение технологией целеполагания и планирования педагогической деятельности;
- владение технологией формулирования и решения педагогических задач в рамках образовательного процесса вуза;
- владение технологией педагогического творчества;
- владение технологией сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- знание социальных проблем современного Российского общества, своего места в их решении.
3. Стандарты социальной и психологической защиты:
- профессионально-правовая осведомленность;
- осведомленность о профессиональных педагогических стрессах, путях предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.
Профессионально-значимые качества личности студента.
1. Интеллектуальные параметры:
Владение устной и письменной речью, готовность к самосовершенствованию, остроумие, самокритичность, сообразительность, спокойствие, философский склад ума, хорошая память, чувство юмора, эрудиция.
2. Мировоззренческая направленность:
Желание работать со студентами, любовь к профессии, наличие профессиональной позиции, склонность к педагогической деятельности, твердость, убежденность, честность, честолюбие.
3. Психотипологические качества:
Воля, наблюдательность, самообладание, саморегулирование, самоуверенность, сдержанность, уравновешенность, смелость, стойкость, толерантность, требовательность, готовность к самосовершенствованию, спокойствие.
4. Экстравертивные качества:
Альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, милосердие, нежность, общительность, понимание окружающих, справедливость, уважение к учащемуся, эмпатийность.
5. Образ жизни:
Социальная активность, организованность, осторожность, самокорректирование, самопрогнозирование, физическое здоровье, целеустремленность, четкость, чистоплотность.
Квалификационные требования к выпускнику факультета философии человека (специальность философия)
РГПУ им. А.И. Герцена.
Владение категориальным аппаратом философской дисциплины, т.е. умение:
а) узнавать и воспроизводить понятия;
б) давать им определение;
в) раскрывать содержание понятий;
г) устанавливать межкатегориальные связи;
д) придавать практическую интерпретацию понятий.
Знание теорий, концепций, законов и закономерностей философии как научной дисциплины, ее истории, методологии и методов, проблем и прогнозов.
Умение применять научные знания на практике в педагогической деятельности в стабильной и динамично изменяющейся социально-экономической, политической и идеологической ситуации современной России.
Наличие собственных суждений в области теории и практики педагогики, умение конструировать творческие педагогические решения.
Знание основных социальных, экономических, политических, экологических, нравственных, национальных, международных, культурных, государственно-патриотических, правовых и других проблем России и понимание роли педагога в их решении.
Владение технологией непрерывного педагогического самообразования.