Все предприятия имеют возможность создавать финансовую синергию, используя централизованное размещение ресурсов и финансовый менеджмент. Однако мы рассмотрим самый "чистый" пример — пример холдинговой компании, состоящей из бизнес-единиц или компаний, которые во многом действуют как независимые единицы. Эти компании создают синергию только через свои финансовые компетенции и методики. Как правило, операционные единицы холдинговой компании размещены в разных регионах, действуют в различных отраслях, имеют разных клиентов, используют разные технологии и разрабатывают свои собственные стратегии.
Такая же ситуация возникает в государственном секторе, где департаменты часто представляют собой совокупность независимых агентств, деятельность которых мало пересекается и не требует тесной координации. Рассмотрим Министерство транспорта США, состоящее из 13 практически автономных агентств, включая Федеральное управление гражданской авиации, Федеральное управление шоссейных дорог, Федеральное управление транзита, Федеральное управление безопасности автомобильных перевозок, Федеральное управление железных дорог, Федеральное управление морских перевозок и Национальное управление безопасности движения на автострадах. Каждое из этих агентств имеет свои собственные объекты управления (авиалинии, железные дороги, общественный транспорт, грузовики, пароходы и автомобили), миссию и стратегию.
|
|
В конечном счете, никакие объяснения не смогли противостоять экономической действительности и практическому опыту. Хотя некоторые предприятия имеют более высокие возможности для роста, чем другие, держатели акций этих быстрорастущих компаний обычно понимают эти возможности достаточно хорошо и своевременно, поэтому ожидаемый рост уже отражен в текущих ценах акций. Следовательно, приобретающая компания платит существенную премию, покупая растущую компанию. Многие исследования показали, что в процессе поглощения или приобретения всю выгоду получает продавец, а покупатель несет издержки победителя, переплачивая за рост и впоследствии сталкиваясь с тем, что его приобретение имеет доходность ниже рыночной.
Что же касается выгоды от уменьшения риска портфеля активов корпорации, то большинство инвесторов уже владеют акциями достаточного количества компаний, чтобы обеспечить диверсификацию своих инвестиционных портфелей от риска колебаний деловой активности предприятий. Они не нуждаются в том, чтобы менеджеры корпорации платили премию за осуществление такой диверсификации для себя. Во всяком случае, большинство конгломератов потерпело поражение даже в стратегии сокращения своего собственного риска. Во время экономического спада 1970-х годов практически все компании, которыми владели конгломераты, пострадали вместе, что привело к огромным трудностям в обслуживании долга, накопленного в период агрессивных приобретений в 1960-е годы.
|
|
Конгломераты ощущали призрачность надежд на рост доходов и сокращение риска на протяжении 1970-х годов. Дальнейшее разочарование принесла им волна передач собственности, изъятий капиталовложений и смен менеджмента в конце 1970-х годов и в течение 1980-х годов. Однако перспектива повышения темпов роста и уменьшения риска продолжает привлекать диверсифицированные компании (не говоря об инвестиционных банках, получивших большие доходы от организации слияний и приобретений компаний), поэтому много таких корпораций продолжают существовать. Перед руководителями этих корпораций стоит нелегкая задача — преодолеть негативные тенденции, с которыми они столкнулись на практике. Они должны продемонстрировать свою способность собрать вместе совокупность несвязанных предприятий и управлять ими так, чтобы создавать стоимость сверх той, которую они могут создать, работая независимо.
Прирост капитала корпораций этого типа обусловлен двумя источниками финансовой синергии. Первый источник — это инвестиционный талант основных собственников, таких как Warren Buffett в Berkshire Hathaway и старшие партнеры KKR. Эти собственники создают стоимость корпорации благодаря своей способности распознавать недооцененные или набирающие силу компании. Залог их успеха состоит также в их способности постоянно держать замеченные возможности в поле зрения и планомерно их использовать. В сущности, эта способность требует обладания важнейшей информацией или выполнения сложного анализа, чтобы корпорация могла постоянно "покупать дешево, продавать дорого".
Второй источник создания финансовой стоимости состоит в использовании эффективной системы управления, которая отслеживает и направляет деятельность портфельных компаний и их высшего руководства в долгосрочном периоде. Холдинговые компании часто помогают в приобретении ключевых профессионалов, а также внедряют прогрессивные методики менеджмента.
Руководители корпораций могут также создавать стоимость, эффективно распределяя ресурсы, мощности или информацию между подразделениями. Предложение корпоративной стоимости такой компании исходит в первую очередь из способности ее руководства управлять внутренним рынком капитала лучше, чем это делается с помощью механизмов внешнего рынка (как в случае холдинговой компании). Еще один источник предложения корпоративной стоимости — общие стратегические направления или информационные источники для нескольких подразделений, что недостижимо при функционировании каждой операционной компании как независимой хозяйственной единицы.
Многие децентрализованные корпорации имеют бизнес-единицы, которые продают товары и услуги одним и тем же клиентам.
Клиентская составляющая ССП такой корпорации подчеркивает важность результатов и предложения стоимости; это предполагает предоставление клиентам более полных решений. Например, цель клиентской составляющей может быть увеличить долю клиентского бумажника — процентной доли расходов клиента в доходах, полученных корпорацией в целом. Другими целями могут быть рост количества различных продуктов и услуг, потребляемых целевыми клиентами, пожизненная прибыльность приобретенных клиентов и качество полных решений, предлагаемых клиентам. Цели внутренних процессов управления клиентами включают при обретение новых клиентов с высоким потенциалом ценности, которые могут выиграть от получения интегрированных решений; перекрестные продажи существующим клиентам, позволяющие продать больше продуктов и услуг; сохранение и рост бизнеса этих целевых клиентов.
|
|
Многие корпорации создают стоимость, предлагая и последовательно поставляя общую потребительскую стоимость силами своих децентрализованных единиц. Потребители должны быть уверены, что их ожидают те же самые продукты, услуги, стоимость и отношение к покупателю в любой организационной единице корпорации, с которой они взаимодействуют.
Финансовая составляющая корпоративной ССП определяет финансовые показатели, используемые компанией, чтобы оценить успешность реализации ее стратегии. Эти показатели часто отражают специфику отрасли, например рост объема продаж в одном и том же магазин (для розничных магазинов) и доход в расчете на один номер (для гостиниц). Клиентская составляющая нацелена на создание удовлетворенных, лояльных клиентов в процессе каждого контакта с клиентом. Цели составляющей внутренних процессов подчеркивают важность того, чтобы каждая единица соответствовала корпоративным стандартам предложения потребительной стоимости, включая стандарты скорости, качества и внимательного обслуживания. Составляющая обучения и роста фокусируется на удерживании и развитии работников, потому что успех компании зависит от работников, непосредственно контактирующих с клиентами.
Даже самые диверсифицированное предприятие может создавать стоимость, если оно использует внутренний рынок капитала, что эффективнее, чем в ситуации, когда каждая бизнес-единица из портфеля корпорации вынуждена искать финансирования самостоятельно на внешних рынках капитала. Такие предприятия могут сформулировать свои цели и отслеживать их достижение с помощью финансовых показателей высокого уровня.
Диверсифицированные предприятия также создают стоимость, формулируя стратегические направления корпорации, которые объединяют операционные компании и позволяют направить их общие усилия на достижение таких целей, как эффективное управление, качество продуктов, кастомизированные решения, ответственность перед сообществом или экологическая безопасность. Стоимость, основанная на клиентской составляющей ССП, создается также в случае, когда различные бизнес-единицы объединяют свои продукты и услуги, чтобы предложить клиентам удобные, интегрированные решения. Стоимость на уровне корпорации создается также тогда, когда однородные, географически рассредоточенные организационные единицы предоставляют клиентам сбалансированный набор продуктов и услуг высокого качества. Руководители таких корпораций формулируют стратегические цели, общие для всех подразделений, и используют ССП, чтобы мотивировать и отслеживать предоставление услуг всеми рассредоточенными единицами.
|
|