История становления и перспективы развития естественных монополий в России

1. ОАО «Газпром». ОАО «Газпром», в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах, создано путем начального преобразования в феврале 1993 года Государственного газового концерна, а затем в 1999 году РАО «Газпром».

На долю этой монополии приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. "Газпрому" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт". Все они вместе взятые осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.[21]

Основная часть акций ОАО «Газпрома» принадлежит государству (50,002%)[22]. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования.

Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования.

Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении.

Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

2. ОАО «РЖД». На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого работника на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза

меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.[23]

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» так же постигла участь реструктуризации.

В соответствии с программой реструктуризации выделены три основных этапа:

Первый этап: 2001-2003 гг. В результате его проведения:

- Разделены функции государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте. Функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – ОАО "РЖД".

- Создан эффективный механизм государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности.

- Завершен подготовительный этап формирования на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований.

- Проведено управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности.

- Внедрена технология управления инвестиционной политикой ОАО "РЖД".

Второй этап: 2003-2005 гг. Итогами его проведения являются:

- В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ по различным сферам деятельности, таким как: производство и капитальный ремонт путевой техники, ремонт грузовых вагонов, пригородные пассажирские перевозки и другие.

- Обеспечена возможность роста конкуренции в грузовых перевозках. Принято Постановление Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а также введен в действие универсальный прейскурант 10-01. Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор: их доставка осуществлялась независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава.

- Продолжена оптимизация структуры управления ОАО "РЖД", в том числе усилена роль организации управления по видам деятельности. Начиная с годовой отчетности за 2004 год, ОАО "РЖД" предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

- Упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование в области транспорта. Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое как федеральный орган исполнительной власти представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом.

Третий этап: 2006-2010 гг. Ожидаемые итоги:

- К концу третьего этапа ОАО "РЖД" будет представлять собой эффективный холдинг. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления.

- В результате реализации мероприятий третьего этапа реформирования будет обеспечена реализация стратегических задач по повышению конкурентоспособности и капитализации холдинга, эффективному выводу акций дочерних компаний на фондовый рынок и их продаже инвесторам. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

3. ОАО «РАО ЕЭС России». Образование РАО "ЕЭС России" в форме

акционерного общества датируется ноябрем 1992 года, когда были объединены мощности свыше 700 энергетических объектов (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и т.д.) в целях надежного функционирования Единой энергетической системы.

Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России".

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них, РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны[24]. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.[25]

Таким образом, исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повлиять на повышение эффективности энергокомпаний и позволит существенно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.     

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив выбранную тему, следует отметить, что именно эффективность функционирования естественных монополий может определить конкурентоспособность экономики России на международных рынках. Несоответствие структур естественных монополий и их государственного регулирования достигнутой степени развития рыночных отношений обусловило необходимость их реформирования.

Естественной монополией является отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной фирмой. Причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей. В зависимости от величины рыночного спроса естественные монополии делятся на: глобальные и локальные. Деятельность этих экономических субъектов порождает ряд положительных и отрицательных моментов, которые в свою очередь определяют необходимость государственного вмешательства.

Негативные последствия монопольной власти заставляют государство предпринимать меры регулирования фирмы, даже если это и отрасль естественной монополии. Можно выделить два основных направления в регулировании деятельности естественных монополий: ценовое и неценовое. Ценовое регулирование предполагает прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня. Неценовые методы включают: снижение барьеров входа в отрасль, конкуренцию на рынке естественной монополии, контроль качества товара, реорганизация отрасли.

Исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повлиять на повышение эффективности энергокомпаний и позволит существенно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях".

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 480 с.: ил.

3. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В2-х томах. Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004.Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: учебник/ Н.М. Розанова.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.- 447с.

4. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФРА- М, 2008.- 442 с.-(Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

5. Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник/ М.А. Сторчевой; Под ред. П.А. Ватника; Рис. Е.С. Пантелеевой. СПб.: Экон. шк., 1999. 429, [3] с. (Б-ка "Экон. шк."; Вып. 25).

6. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): учебно-методическое пособие/ Ю.В. Тарануха; под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.- 2-е изд., переработанное и дополненное.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.- 320 с.-(Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2008.- 685 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

8. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 253 с. – (Высшее образование).

9. Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников.- М.: ЭКМОС, 2006.

10. Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации.// Проблемы современной экономики, N 4(32), 2009.

11. Ди Лоренцо Т. Миф о "естественной монополии" // ЭКО. - Новосибирск, 2001, № 4,с.81-98.

12. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2008, №3.

13. Экономический журнал Высшей школы экономики. 2000. Т. 4. №2. С.239-240.

14. www.fas.gov.ru – официальный сайт Федеральной антимонопольной службы.

15. www.fstrf.ru- официальный Интернет-сайт Федеральной службы по тарифам.

16.  www.gazprom.ru– официальный сайт ОАО «Газпром».

17.  www.rao-ees.ru – официальный сайт РАО "ЕЭС России».

18. www.rzd.ru – официальный сайт ОАО "РЖД".

 

 


[1] Гальперин В. М., Микроэкономика В2-х томах., Санкт-Петербург, 2004. С. 178-183.

[2] Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Ю.В. Тарануха, 2009, С.297-303.

[3] Рой Л.В., Анализ отраслевых рынков, 2008, С. 193-199.

[4] Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник / М.А. Сторчевой; Под ред. П.А. Ватника; Рис. Е.С. Пантелеевой. СПб.: Экон. шк., 1999. 429, [3] с. (Б-ка "Экон. шк."; Вып. 25).С. 121-124.

[5] Ди Лоренцо Т. Миф о "естественной монополии" // ЭКО. - Новосибирск, 2001, № 4,с.81-98.

[6] Демин М.Б. Государственное регулирование естественного монополизма как направление развития антимонопольных отношений в условиях глобализации.// Проблемы современной экономики, N 4(32), 2009.

[7] Экономический журнал Высшей школы экономики. 2000. Т. 4. №2. С.239-240.

[8] Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях".

[9] Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы, 2009, С. 214-227

[10] Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Ю.В. Тарануха, 2009, С.297-303.

[11] Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы, 2009, С. 214-227

[12] Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы, 2009, С. 214-227

[13] Чеканский А.Н., Микроэкономика., 2008, 313-322.

[14] Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики, 2007.С. 367-370

[15] Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 26.03.2003) "О Естественных монополиях".

[16] Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2008, №3.

[17] Гительман Л.Д. Энергетический бизнес / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. – М.: ЭКМОС, 2006.

[18] Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики, 2007.С. 367-370

[19] www.fas.gov.ru

[20] www.fstrf.ru

[21] Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2008, №3.

[22] www.gazprom.ru

[23] Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности.// Вестник РГРТУ. – Рязань, 2008, №3.

[24] www.rzd.ru

[25] www.rao-ees.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: