Основные познавательные процессы. Особенности познавательного интереса учащихся к истории. Способы изучения познавательного интереса учащихся к истории

Практический опыт показывает, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Для современных учащихся учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Учителю важно помнить, то чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным – вот девиз современного учителя.

Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задаёт вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет её экспериментально или теоретически.

Возникновение вопросов мы считаем существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ученика, дают возможность судить и о содержании его интересов.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий, или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности. Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью: фактов (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей); иллюстраций и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники); создания проблемной ситуации на уроке (ситуации неожиданности, проблемные задачи, опережающие задания); индивидуальной и групповой работе на уроке; ролевой, деловой игр (урока-турнира, урока-диспута, урока КВН, урока-суда, игры «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего.); нетрадиционных уроков (круглых столов, аукционов знаний, уроков выставок, уроков-аукционов, пресс-конференций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: