Служащие: среднее - 3

В целях улучшения подбора и расстановки руководящих работников и специалистов в 2003 году проведена аттестация специалистов.

Обеспечение прироста производства в 2005 году планируется за счет повышения производительности труда.

Работник на предприятии выполняет определенные функции, в процессе которых он реализует свою потребность в труде и приобретает значимость для коллектива. В ходе реализации этих функций, проявляются результаты его работы, от которых прямо пропорционально зависит удовлетворенность человека своей деятельностью, похвала начальства приобретение уважения и авторитета в коллективе. Это называется моральным стимулированием. Оно подталкивает человека к улучшению результатов деятельности, производительности в труде и самосовершенствованию, что в свою очередь положительно влияет на конечные результаты предприятия, Однако моральные стимулы играют второстепенную роль, первичным же является материальное удовлетворение человека. Поэтому основной акцент при повышении трудовой отдачи от работников, руководитель должен делать на материальные стимулы – оплату труда. Организация оплаты труда включает тарифную систему, формы и системы оплат труда, системы премирования и нормирования труда.                 

Тарифная система включает тарифные справочники, где проводятся классификация работника по категориям и областям. Тарифные коэффициенты, которые показывают соотношение оплаты труда с квалификацией работников, тарифные ставки, которые представляют собой размер оплаты труда за единицу времени, а также доплаты симулирующего характера.

Построение на предприятии тарифной системы на предприятии представляет собой важный этап организации стимулирования труда на тех предприятиях АПК, где заняты работники различной квалификации и где имеются существенные различия в сложности выполняемых работ

Зарубежный опыт позывает, что тарифная система заработной платы разработана и применяется всеми крупными предприятиями. Однако принципы ее построения существенно отличаются.

В основе европейской практики построения тарифной системы заработной платы, лежит принцип дифференциации окладов (ставок) в зависимости от уровня квалификации работников; американской – от сложности выполняемых работ; японской – от стажа работы на данном предприятии.

Определенное распространение в нашей практике могут получить на предприятиях АПК так называемые гибкие “тарифные системы”, в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, установленный на предприятиях АПК для работников самой низкой квалификации, и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифу по мере повышения квалификации работника. Преимуществом гибкой тарифной системы является то, что при изменении минимального размера заработной платы, устанавливаемой государством или администрацией данного предприятия, оклады или часовые тарифные ставки работников всех должностей, профессий и уровней квалификации могут быть автоматически изменены без проведения трудоемких расчетов.

При построении тарифной системы на предприятиях АПК следует иметь в виду, что максимальные размеры тарифные ставки и оклады не ограничиваются. Одной из важнейших задач организации оплаты труда является правильный выбор форм и систем оплаты труда, с помощью которых производится начисление каждому работнику, установленное тарифной системой заработной платы.

На предприятиях АПК применяют следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и контрактная. Каждая из этих форм подразделяется на несколько систем, позволяющих учесть особенности организации и условий труда.

Повременной называется такая форма оплаты, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное или рабочее время. При сдельной оплате труда заработная плата работнику начисляется в заранее установленном размере за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.

Сдельная и повременная формы заработной платы подразделяется на отдельные системы оплаты труда: сдельно-премиальную и повременно-премиальную. Именно они и действуют на Минском хлебозаводе №4.

Оплата труда производится из фонда заработной платы. Показатели по фонду заработной платы за последние 3 года составили (см. таблицу 3.2.)

Таблица 3.2.ФЗП Минского хлебозавода №4, тыс. руб.

Показатель  2001  2002  2003
ФЗП всего персонала 312434 695891 699408
В т. ч. ППП 290563 647178 649426

 

Как видно из таблицы, ФЗП в 2002 году возрос по сравнению с 2001 в 2,2 раза, а в 2003 году- по сравнению с 2002 годом - на 2248 тыс.руб.

Среднемесячная заработная плата работников предприятия отражена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3.Среднемесячная заработная плата в сопоставимых единицах

Категории работников  2001  2002  2003
Всего персонала с начала года, руб. 91187,6 117268 124355
В т. ч. ППП, руб. 98162 121333 134800
рабочих, руб. 78321 104356 112212
специалистов, руб 113228 123561 136989
Руководителей, руб. 119981 126881 134334

 

Как видно из таблицы 3.3., заработная плата на Минском хлебозаводе №4 невысокая, но имеет тенденцию к росту, что связано в основном с ростом минимальной заработной платы и в некоторой степени с ростом производительности труда. Темпы роста составили: 2002 к 2001 – 126 %, а 2003 к 2002 годом - 106 %. Коэффициент соотношения заработной платы служащих к заработной плате рабочих составляет 1,43.

Различного рода вознаграждения и материальные поощрения работников происходят из фонда потребления, что является важным мотивирующим фактором. На предприятиях АПК применяются следующие виды премирования:

премирование за основные результаты хозяйственной деятельности (ежемесячно или ежеквартально);

единовременное поощрение работников за производственные достижения, выполнение особо важных заданий;

единовременное вознаграждение по итогам работы за год;

премирование за другие достижения в труде и т.д.

Каждая премиальная система включает в себя в качестве обязательных элементов: показатели премирования; условия премирования; размеры и шкалу премирования; круг премируемых работников.

Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, является основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности предприятия АПК, характеризующих работу индивидуального работника, группы работников или персонала в целом.

Выбор показателей премирования требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном счете зависит действенность премиальной системы: во-первых, показатели премирования должны быть конкретными, четко сформулированными; во-вторых, выполнением каждого показателя должно легко учитываться; в-третьих, премиальная система не должна содержать более двух показателей премирования, поэтому необходимо в каждом конкретном случае выбирать самые важные производственные показатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.

Круг премируемых работников предопределяется выбранным показателем премирования. За его выполнение премируются только те работники, которые имеют к нему непосредственное отношение

       На Минском хлебозаводе №4 существует положение о премировании работников за результаты хозяйственной деятельности. Оно введено с целью улучшения материальной заинтересованности работника. По выполнению задания по росту производительности труда премирование производится из ФЗП ежемесячно. В показателе размера и периодичности премирования могут вноситься изменения и дополнения с учетном нормативных документов, вышестоящих организаций, финансового состояния и др.

 

 

        

 

4. ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

 

На предприятииразработана программа социально-экономического развития Минского хлебозавода №4 до 2006 года. Мероприятия по реализации данной программы позволят не только снизить энерго- и ресурсоемкость и, как следствие, увеличить производительность труда и снизить трудоемкость, а также добиться роста товарной продукции и увеличения рентабельности на предприятии (см. таблицу 4.1).

Таблица 4.1. Мероприятия по реализации Программы социально – экономического развития Минского хлебозавода №4 на 2003 – 2006 годы.

      № п/п   Наименование мероприятий   Срок исполнения, год Экономическая или социальная эффективность от внедрения мероприятий Ответственный за выполнение
1 2 3 4 5

Реконструкция

1 Реконструкция технологической линии № 2 с целью внедрения формовых заварных хлебов     2004 Рост товарной продукции на 0,05 % Главный инженер хлебозавода
2 Реконструкция булочного участка с увеличением выпуска булочных изделий     2004 Рост объемов на производстве на 6 тонн в сутки   ------

Техническое перевооружение

1 Техперевооружение хлебобулочного участка № 2 с заменой печи ФТЛ на печь Г-4-ХПФ-20М с целью увеличения выпуска заварных подовых сортов хлеба     2003 Расширение ассортимента, рост товарной продукции на 4,8 %, экономия ТЭР 80 тут/год   ------
2 Замена кондитерской печи ФТЛ-2-81 на печь ротационного типа ПКЭ-9   2004 Улучшение качества продукции, экономия ТЭР на 80 тут/год   ------
1 2 3 4 5
3 Замена двух воздушных компрессоров   2006 Улучшение качества подачи муки в СБХМ,Ю экономия ТЭР 100 тут/год   ------
4 Замена газовых горелок на автоматические   2003 - 2005 Экономия ТЭР 30 тут/год   -----
5 Создание технологической линии по производству изделий из “взорванного риса”     2003 Расширение ассортимента     -----

Энергосбережение

1 Усиление теплоизоляции 4 хлебопекарных печей   2003 - 2006 Экономия ТЭР 50 тут/год   ------
2 Установка водонагревателя с использованием теплоты уходящих газов     2003     ------     ------
3 Внедрение энергосберегающей холодильной установки   2003 – 2006 Экономия ТЭР 250 тут/год   ------
4 Реконструкция СБХМ с внедрением прогрессивного оборудования   2005 Экономия ТЭР250 тут/год   ------

Прочие мероприятия

 

1 Внедрение хлеборезатель-ных машин 2003 - 2006 Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%   ------    
1 2 3 4 5
2 Внедрение упаковочных автоматов   2003 - 2006 Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%   ------
3 Расширение ассортимента выпускаемой продукции, производство нетрадиционных видов кондитерских изделий   2003 - 2006 Рост объемов производства на 0,1% и рост рентабельности продукции на 0,11%   ------

 

В результате выполнения этой программы темпы экономического развития хлебозавода значительно возрастут.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

«ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Определение себестоимости продукции – одна из основных учетных функций. Информация о себестоимости продукции используется не только для определения стоимости материальных запасов. В зависимости от этой информации предприятия устанавливают продажную цену продукции. Итак, по Минскому хлебозаводу №4 отобразим эти показатели в таблице 1.4.

Из таблицы 1.4. можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции занимают материальные затраты, а именно затраты на сырье и материалы.

Себестоимость является основным показателем при установлении цен на реализуемую продукцию. И только проанализировав цену и себестоимость продукции мы можем говорить о прибыльности и рентабельности предприятия. Эти показатели приведены в таблице 1.5..

 

Таблица 1.4..Состав затрат в себестоимости продукции.

Показатели 2002 год Удельный вес, % 2003 год

Удельный вес, %

1 2 3 4 5  
Затраты на производство 3115834 100 5368250 100  
Материальные затраты 2545991 81,7 4277633 79,7  

В том числе:

 
- сырье и материалы 2260315 72,5 3654643 68,1  
- работы сторонних организаций 121075 3,9 372786 6,9  
- топливо 107535 3,5 164724 3,1  
- электроэнергия 56230 1,8 83197 1,5  
- прочие материальные затраты 511 0,02 1683 0,03  
Оплата труда 328772 10,6 607868 11,3  
Социальное страхование 115070 3,7 250422 4,7  
Амортизация основных средств 25613 0,8 68076 1,3  
Прочие затраты 100388 3,2 164251 3,1  
- оплата по процентам за ссуды 44751 1,4 54342 1,0  
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость   45117   1,4   88647   1,7  
- суточные и подъемные 1656 0,1 3548 0,1  
- оплата нематериальных услуг сторонних организаций   8642   0,3   17534   0,3  

 

 

Таблица 1.5.. Основные показатели развития Минского хлебозавода №4 на 2001 – 2003 годы.

Показатели 2001 год 2002 год 2003 год
1 2 3 4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года 5256 5738,8 6228
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %   108,5   109,2   108,5
Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб. 6763,1 7288,8 7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления, % 100,4 107,8 104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции, руб. 0,951 0,96 0,9
Объем реализации готовой продукции, млн. руб. 2698,3 5600 61900
Рентабельность реализованной продукции, % 8,4 8,0 7,5
Балансовая прибыль, млн. руб. 269,9 450,0 510,0

 

Изменение цен на продукцию, выпускаемую на предприятии, производится по мере изменения цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, минимальной зарплаты и других факторов, существенно влияющих на цены.

В ценах на продукцию, изготавливаемую на предприятии, заложены все расходы на ее изготовления и реализацию. На хлебобулочную продукцию предусмотрена предельная рентабельность- 10%, кондитерские изделия- до 20%.

 

Подводя итоги этого раздела можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, хотя за последние три года этот показатель снизился на 0,9 %. Причиной этому послужило резкое увеличение затрат на производство продукции на фоне практически не изменившейся цены. Балансовая прибыль в 2003 году по сравнению с 2001 увеличилась практически в 1,9 раза.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За последние годы в результате насыщения рынка импортными товарами (в особенности кондитерскими изделиями) произошли структурные сдвиги в производстве и реализации продукции хлебозавода. Основной упор делается на выпуск улучшенных заварных сортов хлеба, сдобных хлебобулочных изделий, а также всевозможных видов кондитерских изделий. В отличие от аналогичной продукции предприятия Белкоопсоюза и общепита, продукцию Минского хлебозавода №4 отличает сравнительно невысокая цена и высокие качественные показатели. Покупатель, как правило, ищет продукцию более качественную и по более низкой цене. В связи с этим разработан план мероприятий, носящий собой цель – снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение объемов производства и ускорения оборачиваемости денежных средств.

Снижение себестоимости вырабатываемой продукции планируется обеспечить за счет разработки и внедрения в 2005 – 2006 годах следующих мероприятий:

техническое перевооружение хлебобулочного цеха №2 с заменой хлебопекарной печи ФТЛ на печь Г4-ХПФ-21М с целью увеличения производства заварных подовых хлебов, что позволит дополнительно получить продукции на сумму 22 млн.руб., прибыли около 2,2 млн.руб.;

реконструкция технологической линии №1 с целью внедрения заварных хлебов, что позволит увеличить выпуск товарной продукции на 2,5 млн.руб. и получить дополнительную прибыль 250 тыс.руб.;

усиление теплоизоляции хлебопекарных печей с целью уменьшения энергозатрат, что позволит снизить себестоимость вырабатываемой продукции на 1,1 млн.руб. или 0,3%;

внедрение парогенераторов УПГ с целью использования тепла уходящих газов; экономический эффект составит около 0,5 млн.руб. или снижение себестоимости на 0,1%;

увеличение объемов производства продукции и улучшение использование производственных мощностей позволит снизить затраты на 4,7 млн. руб.;

увеличение объемов производства тортов «Любимчик» (рентабельность 18,86 %), «Брависсимо» (18,08 %), «Иней» (18,26 %); сокращение производства панировочных сухарей (рентабельность –14,72 %), хлеба «Панацея» (-4,85 %), хлеба «Белорусский новый» (-9,44 %) позволит увеличить рентабельность в целом по заводу на 1.1%.

механизация производственных процессов влечет за собой снижение затрат на 3,5 млн. руб.;

снижение потребления топливно-энергетических ресурсов обеспечит экономический эффект 0,7 млн. руб.;

совершенствования норм и нормативов, экономия материальных и других ресурсов позволит снизить затраты на 0,4 млн. руб.;

реконструкция линии №3 хлебного участка с переводом на производство подовых хлебов с заменой печи ФТЛ-2 позволит увеличить объем выпуска продукции; Экономический эффект составит 19,8 млн. руб.;

внедрение автоматической упаковочной машины SMIPAKFP-560 А позволит сократить численность работников, увеличить объем упаковки; экономический эффект составит 7,1 млн. руб.;

внедрение парогенератора для использования тепла уходящих газов приведет к экономии топлива на сумму 0,7 млн. руб.;

установка линии по производству хлеба для тостов с печью РКС-8\6 увеличит выход продукции на 120 кг. в час; экономический эффект составит 6,8 млн. руб.;

14. освоить производство 30 наименований хлебобулочных изделий и разработать 15; освоить производство 20 наименований кондитерских изделий и разработать 12, что позволит расширить ассортимент вырабатываемой продукции.

Выполнение данных мероприятий позволит дополнительно получить товарной продукции на сумму более 30 млн. руб., или 7,2% роста товарной продукции, а также снизить материалоемкость продукции не менее 0,6%.

Товарооборот от реализации хлебобулочных и кондитерских изделий собственного производства в 2004 году через фирменный магазин хлебозавода составил 345,4 млн.руб., что составляет 10% в общем объеме реализации готовой продукции.

Перед хлебозаводом стоит задача о расширении собственных торговых площадей, в связи с чем осуществляется расширение и реконструкция действующего торгового павильона, расположенного на проходной хлебозавода.

Выпускаемая хлебозаводом продукция является социально-значимой и, практически, для всего населения служит основным продуктом питания. Это обуславливает постоянную и непрерывную работу как в целом всего предприятия, так и собственной торговли.

Проект «Расширение магазина хлебозавода» предусматривает расширение действующего торгового павильона с привлечением пустующих площадей производственного корпуса с отдельным входом со стороны города. Проектируемый объект состоит из магазина, инженерных сетей и комплекса благоустройства.

Магазин запроектирован на первом этаже и имеет связь непосредственно с производственными цехами.

Реализация данного проекта позволит:

1. осуществлять торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями собственного производства с минимальной торговой наценкой;

2. всегда иметь в продаже горячие хлебобулочные изделия, а так как их поставка будет осуществляться непосредственно из цеха по мере необходимости.

В последние годы наблюдается падение производства хлебобулочных и кондитерских изделий подовых и ржаных хлебов в целом по хлебопекарной отрасли Республики Беларусь, на заводе также значительно сократился объем выпуска и реализации этой продукции. Это связано прежде всего с увеличением спроса на улучшенные сорта хлебов и изделий с пониженной калорийностью.

Руководством завода принимаются серьезные меры по расширению и освоению новых видов продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий, принимаются серьезные меры по стабилизации и оздоровлению производственно – хозяйственной деятельности предприятия, которая предусматривает:

1. повышение качества и постоянное обновление выпускаемых изделий;

2. постановку на производство новых видов продукции;

3. развитие маркетинговой деятельности и освоение новых рынков сбыта;

4. более полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

За 2004 год на заводе были проведены следующие организационно – технические мероприятия:

1. произведена изоляция 2-х хлебопекарных печей;

2. реконструирована сырьевая кладовая булочного участка с оборудованием новой холодильной камеры;

3. произведена реконструкция линии сбора и возврата конденсата;

4. капитально отремонтированы хлебопекарные линии №6 и №8.

Использование производственных мощностей за 2004 год составило:

- по хлебным изделиям – 83%;

- по булочным –70%;

- по кондитерским изделиям – 46%.

Несмотря на сложное финансовое положение в 2004 году выпущено и реализовано 17341 тонн хлебобулочных изделий (96,6 % к уровню 2003 года), 166 тонн кондитерских изделий (74,1 %), что позволило полностью удовлетворить спрос.

Объем производства продукции в сравнении с тем же периодом 2003 года составил в сопоставимых ценах - 108,5 %. Выпуск товаров народного потребления уменьшился на 3,2 % и составил в текущих ценах 3,9 млрд.руб.

За 2004 год заводом получено 510 млн. руб. балансовой прибыли, рост по сравнению с 2002 годом составил – 1,13 раза. Общий уровень рентабельности составил – 7,5 %, в 2002 – 8 % при нормативном 10 %.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: