Занятие 3. Философские проблемы информатики

 

1. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

2. Интернет как метафора глобального мозга.

3. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

4. Социальная информатика.

 

1. В информатике центральное место занимает компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент. В классической науке эксперимент необходим для того, чтобы подтвердить или опровергнуть следствия из теории. В неклассической науке его основная цель – имитация или моделирование объекта. С этой моделью проводятся различные манипуляции. Таким образом, анализируют представленную систему и рассчитывают варианты ее поведения в возможных условиях. Такой тип эксперимента используется в инженерной деятельности и проектировании.

Особая группа моделей возникает в компьютерном моделировании. Потребность в таком моделировании обусловливается сложностью некоторых систем. Компьютерное моделирование повышает качество и обоснованность решения исследовательских и проектировочных задач.

Рассматривая компьютерное моделирование, важно обратить внимание на два уровня представления его объекта: 1) вербальной модели; 2) математической модели. Эвристическая функция последней заключается в ясности, простоте и быстроте исследования.

При работе с моделями человек привыкает к ним и не обращается к их интерпретации на уровне первичной реальности. Фактически он имеет дело только с вторичной реальностью, представляющую собой набор цифр, знаков, формул, схем, т. е. «идеальных сущностей». Изображения на экране монитора, являющиеся такой реальностью, не отличаются от мифа, научной теории или показаний каких-либо других приборов. Эта вторичная реальность виртуальная, но она может вызывать реальные эффекты.

В расхождении первичной и вторичной (виртуальной) реальности заключается философская проблема. Виртуальную реальность можно определить как модельное отображение действительной реальности. Современные технологии дают виртуальной реальности субстанциональность, заставляют принимать ее как первичную. С помощью технических средств создается иллюзия.

Новые грани виртуальной реальности возникают с появлением глобальной сети Интернет. Образуется феномен зависимости от него, что может негативно сказаться на человеке. Зависимость от виртуальной реальности ставит на повестку дня проблему информационной безопасности. Она имеет много разных аспектов:

– предотвращение использования конфиденциальной информации;

– предотвращение использования информации во вред;

– предотвращение вторжения в личную жизнь;

– предотвращение манипуляции с информацией;

– предотвращение компьютерной преступности в разных формах;

– предотвращение психических расстройств, стрессов;

– защита авторских прав, проблемы интеллектуальной собственности…

Обеспечение информационной безопасности должно охватывать все уровни – от генерации и переработки информации до её передачи и использования. Важную роль в этом деле играют различные законодательные акты, а также нравственные нормы.

2. Интернет – современная социотехническая система, основу которой составляют локальные сети, объединяющие: компьютеры и различные технические устройства, различные базы данных и пользователей.

Первые компьютерные сети появились в США в конце 1960-х гг., по заказу министерства обороны. В настоящее время Интернет является «всемирной паутиной». В ее основе находятся все имеющиеся источники информации и специальные программы перехода с сайта на сайт, доступные для любого пользователя. Сегодня Интернет – не просто техническое средство, используемое в различных целях, а особая онтологическая реальность – киберпространство. Киберпространство это некий виртуальный мир, представленный в сознании людей и заполненный хранилищами информации, разными презентациями. Он раскрывается по частям, причем начиная с любого места, и постоянно изменяется. Киберпространство метафорически представляют в виде гиперсети, что связано с представлением о социальных структурах, где есть общий доступ, оперативность и т. п., или в виде гипертекста, т. е. в виде вербальной структуры, включающей аудио- и видеофрагменты.

Поскольку киберпространство является социотехнической системой, в нем представлены и люди. Оно виртуально и человек в нем виртуален. В киберпространстве можно очутиться там, где тебя на самом деле нет, принять участие в коммуникации. В нем можно «жить». Виртуальный мир киберпространства можно сравнить со сновидением, из которого можно вернуться. Древние люди не различали области реальности и области сновидений. Эта же проблема может возникнуть и у человека, погрузившегося в киберпространство.

Как видно, с одной стороны, Интернет предоставляет каждому огромный выбор информационных продуктов, причём в соответствие с запросами. Это свидетельствует об определенной демократизации. С другой стороны, часть людей  лишена такого доступа. Она исключается из общественного функционирования и развития. При этом посредством Интернет происходит унификация массового сознания, т. к. информация подается в одном и том же виде (реклама, стиль жизни). Здесь специально распространяется и дезинформация. Таким образом, изменяется сама культура мышления и общения людей.

Все это не умоляет возможностей сети Интернет. Перспективными направлениями в его развитии являются информационные технологии в сфере обучения и науки.

3. Одной из центральных проблем современной информатики является проблема представления знаний для компьютерных систем или проблема инженерии знаний. Решение такого рода проблем связано с выяснением структуры и механизмов функционирования самих знаний, их классификацией, исследованием логических механизмов рассуждений и т. д.

В данной проблеме выделяется два аспекта. С технологической точки зрения  задача инженерии знаний состоит в том, чтобы сделать формализованным неформализованное знание эксперта (или хотя бы его фрагменты), оценить технологии его получения, хранения и обработки. С методологической точки зрения ставится вопрос о влиянии информационных технологий на развитие знания, т. е. на эволюцию его форм, видов используемых в профессиональной деятельности.

Поскольку речь идет о представлении знаний, возникает вопрос: что это такое? В этой связи его определяют через такие понятия, как «данные» и  «информация». Данные толкуются как то, что дано, или то, что доступно органам чувств человека. Информация – как организованные данные, которыми можно оперировать. Знания определяются как содержание данных и процесс их интерпретации.

Суть проблемы: человеческие знания многомерны и разнообразны. Вопрос – как их представить для компьютерных систем?

Средством решения этой проблемы, т. е. средством представления знания являются различные языки, в частности специальные языки программирования. В настоящее время для организации эффективного диалога с компьютером используют алгоритмические языки имитационного моделирования. В них задается жесткая система понятий, четко определяется их объем и содержание. Этот концептуальный каркас облегчает формализацию проблем и решений.

Концептуальный каркас – это теоретическая схема. Она во многом определяет сферу применения языка. Эта сфера непрерывно расширяется.

Развитие компьютеризации поставило во весь рост проблему автоматизации интеллектуальной деятельности с целью освобождения человека от решения рутинных задач (творческие задачи всегда остаются за человеком). Эта проблема называется проблемой «Искусственного интеллекта». В основе её решения – перенос принципа самоорганизации живых систем на сложные технические системы (моделирование информационных процессов и психологических механизмов работы мозга, анализ нейронных сетей и т. д.). Выделяются два основных направления  в этой   области:  1)  моделирование работы человеческого мозга;

2) развитие компьютеров и программного обеспечения для поддержки отдельных творческих процессов. Достижения: самообучающиеся системы, разнообразные роботы и т. д.

Тотальная компьютеризация рождает много новых проблем, например, этических: несанкционированное вторжение в базу данных, ошибки, приводящие к катастрофам, загрязнение вирусами и т. п. Все это требует особой ответственности при работе в информационной сети.

4. Развитие информатизации свидетельствует о грядущем происхождении качественно нового, «информационного общества». Имеются его различные концепции.

1. Оно определяется как общество информационной экономики. При этом с одной стороны, подчеркивается в качестве ведущего информационный сектор экономики (производства), а с другой стороны, подчеркивается профессиональная дифференциация производителей и потребителей информации.

2. Оно определяется как постиндустриальное общество. Для промышленного (индустриального) общества считаются главными производство товаров и частная собственность. Для информационного общества – производство и использование информации с помощью интеллектуальных технологий. Это повышает значение теоретического знания и науки, которые общезначимы.

3. Оно определяется как общество знания. При этом акцент делается на росте значения знания вообще (любого, а не только научного). Причем это значение увеличивается при его недостатке. Знание рационализирует взаимоотношение человека с природой, человека с человеком.

4. Оно определяется как конец массового производства. Массовое производство предполагает стандартизацию товаров на крупных промышленных предприятиях. Информационные технологии создают возможности для индивидуализации продуктов.

Можно сказать, что в этих концепциях выделяются разные аспекты будущего информационного общества. Однако у них есть и общие черты. Во-первых, в этом обществе информация и знания определяются как главные ценности; во-вторых, в нём определяется новый механизм их применения.

Термин «информационное общество» часто используется политиками. Поэтому он имеет и политических смысл. В этом плане «информационное общество» представляет собой определенную модель будущего. Вопрос, по какому сценарию – демократическому или тоталитарному – будет развиваться общество, вызывает дискуссии. В тоталитарном обществе – дозированное распределение информации, ограниченный доступ к ней, дезинформация и т. д. ущемляют права и возможности человека. В демократическом обществе, наоборот, посредством информационных технологий предполагается их увеличение. Однако акцент на технологической стороне информационного общества односторонний. Важно иметь в виду и собственно социальную его структуру, которая также качественно изменяется. В этом плане привлекают внимание работы Н. Лумана. По его мнению, социальные системы возникают благодаря коммуникациям. Коммуникации связаны с сознанием и осуществляются благодаря языку как средству общения.

Луман отмечает прогресс в развитии средств коммуникации – на смену устному и письменному языкуприходят специальные и компьютерные языки. Благодаря этому сформировалась гигантская коммуникативная сеть – Интернет. Современное общество – это закрытая коммуникативная система, но она самореферентна и способна ксаморазвитию по типу самоорганизующихся систем. Таким образом, компьютерные и коммуникационные системы создают оптимальные условия для совершенствования социальных коммуникаций, общества.

 

Библиографический список

1.     История и философия науки: Философия науки: учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов естественнонаучных и технических специальностей / под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. – 335 с.

2. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

3. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенден-ции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. – 208 с.

4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 с.

5. Новая технократическая волна на Западе: сборник / составление и всту-пительная статья П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986. – 451 с.

6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. ВВ. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

7. Соснин, Э.А. Основы социальной информатики: пилотный курс лекций / Э.А. Соснин, Б.Н. Пойзнер. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. – 110 с.

8. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕРСЭ, 2001. – 351 с.

9. Чернавский, Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Д.С. Чернавский. – M.: Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: