Философские проблемы техники и информатики

Философские проблемы техники

1. Философия техники, ее предмет и основные задачи. Соотношение философии науки и философии техники.

2. Техника как предмет философско-методологического анализа. Деятельностный принцип анализа техники. Техника как социокультурный феномен.

3. Техническая деятельность, ее основные виды. Сущность и специфика инженерной деятельности.

4. Становление, основные этапы исторического развития технического знания. Техническое знание и естествознание.

5. Техническое знание, его предмет и особенности. Место технического знания в системе научного знания.

6. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Техническая теория: особенности, структура и функционирование.

7. Дисциплинарная организация технической науки. Понятие научно-технической дисциплины. Различия современной и классической научно-технических дисциплин.

8. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.

9. Аксиологическое измерение техники. Техника и ценности. Ценность техники как социокультурный феномен.

10. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса. Проблема управления прогрессом науки и техники, комплексной оценки последствий развития техники.

11. Техника и нравственность. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика

12. Новое понимание и критерии научно-технического прогресса. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.

 

Философские проблемы информатики

 

1. Теоретические предпосылки информатики: теория информации К. Шеннона, кибернетика, общая теория систем.

2. Основные  концепции  и  подходы  в  информатике (В. Буш, Х. фон Ферстер,

В. Турчин, Г. Хакен, Д.С. Чернавский).

3. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл.

4. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.

5. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

6. Проблема реальности в информатике: виртуальная реальность, понятие информационно-коммуникативной реальности.

7. Понятие «киберпространство». Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог в Интернете.

8. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и непрерывного образования.

9.Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

10.Концепция информационного общества.

11. Проблема личности в информационном обществе.

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

 

1. Общество как объект познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.

2. Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Соотношение философии и других наук об обществе.

3. Соотношение естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания. Специфика социального познания.

4. Общенаучные и специфические методы социально-гуманитарного познания.

5. Философское учение об истине. Специфика постижения истины и ее критерии в социально-гуманитарном познании.

6. Природа, сущность ценностей, ценностных ориентаций и их роль в социально- историческом процессе. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании.

7. Специфика пространственно-временных отношений в социально-историческом процессе. Проблема пространства, времени, хронотопа в социально-гуманитарном познании.

8. Объяснение, понимание, интерпретация как герменевтические принципы постижения истории, их место и роль в социально-гуманитарном познании.

9. Роль смысла и значения в социально-исторических процессах. Методы и формы их фиксации в социально-гуманитарном познании.

10. Вера, сомнение, знание как компоненты реального социально-исторического процесса, их познавательно-конструктивные возможности в социально-гуманитарном познании.

11. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания.

12. Рефлексия как методология в социально-гуманитарном познании.

13. Этические проблемы науки.

14. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

(о подготовке рефератов по истории отраслей наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: