Сущность и функции рынка. Рыночный механизм

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги.

Функциями рынка являются:

1. Ценообразующая – определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;

2. Репродуктивная – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса

3. Стимулирующая – побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми

4. Регулирующая – оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики

5. Контролирующая рациональность производства уровнем цен

6. Конкурентная – формирующая отношения соперничества между произ­водителями товаров и услуг в пределах отдельных стран

7. Санирующая – обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции

8. Информационная - рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг

9. Коммуникативная - обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением

10. Оценочная - соизмеряет индивидуальные издержки производства с общественно необходимыми

Рыночный механизм.

Рыночный механизм – это такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка (и движения на нем цен) на основе конкуренции между ними с целью решения трех основных задач рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить. При этом главной остается задача: насколько все это выгодно предпринимателям.

Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.

Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке. Цена несет информацию о состоянии рынка для потребителей и производителей, предопределяя тем самым поведение хозяйственного объекта на рынке.

 

 

41.Стихийный и организованный рынок

 

Рынок – это система, созданная с целью регулирования предложения, спроса и цены на товары и услуги.

Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (информация о спросе и предложении), регулирующая (воздействие на сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления)

С точки зрения данного понятия выделяют следующие виды рынка:

1. Стихийный,

Регулируемый

Стихийный рынок:

1.На рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий

2.Производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями, действуют «вслепую»

3.Сами хозяева производственных предприятий, как правило, заботятся о розничной продаже товаров населению

4.Производители товаров не ведут учет конкретных рынков сбыта

5.Рынок развивается стихийно, вне контроля государства

Регулируемый рынок:

1.Основную массу товаров реализуют крупные хозяйственные объединения

2.Возрастающая часть продукции создается по предварительным контрактам и заказам крупных фирм и государства

3.Большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производства до потребителей

4.Крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей

5.Государство и право устанавливают на рынке правила игры

 

42. Ограниченность рынка. Нерыночный сектор экономики.

Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

 

"Провалы" рынка — это сферы, где невозможна социальная защита населения, неуместны конкуренция и свободное ценообразование. Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции. Несовершенства, "провалы" рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

1. законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;
2. использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ

3. защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

 

Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

 

 

43.Спрос и предложение на рынке. Их эластичность.

 

Спрос — это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать товары или услуги. Различают индивидуальный и рыночный с Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей, данного товар.

 

Предложение показывает желание и способность производителей - продавцов поставлять на рынок товары или услуги по любой из возможных цен в данный период времени.

 

Степень чувствительности спроса (или предложения) на товар к изменению его цены называется эластичностью спроса ( предложения). У разных товаров она неодинакова и может быть измерена с помощью коэффициента эластичности.

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется количество спроса (или предложения) на данный товар при изменении его цены на один процент.

Если эта отношение больше единицы, спрос считается эластичным, если меньше единицы - неэластичным.

 

44. Всеобщая формула капитала и ее противоречия

 

В капиталистическом обществе, как средства производства, так и деньги сосредоточены в руках частных собственников и превращается в капитал. Процесс простого товарного обращения осуществляется по формуле Т—Д—Т. В отличие от него обращение денег как капитала осуществляется по формуле Д—Т—Д. Капиталисты сначала покупают на деньги определенные товары, а затем извлекают деньги из обращения в результате продажи своих товаров3.
Формула Д—Т—Д есть всеобщая формула капитала, потому что движение капитала во всех отраслях капиталистического хозяйства выступает в этой форме.
При простом товарном обращении товаропроизводитель продает свой товар и покупает чужой товар, служащей для него потребительной стоимостью. Поэтому здесь целью всего процесса является удовлетворение потребностей, потребительская стоимость.
Поэтому всеобщую формулу капитала следует выразить так: Д—Т—Д’ (где Д’= Д +? Д). Вырученная капиталистом денежная сумма больше первоначальной суммы на величину прибавочной стоимости. Простое товарное обращение имеет своей границей потребности товаропроизводителя, тогда как целью капиталиста является постоянно возрастающая стоимость. В итоге обнаруживается парадокс: капитал не может возникнуть из обращения и столь же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении. В этом двойственном результате заключается суть противоречия всеобщей формулы капитала Д—Т—Д.

 

45. Прибавочная стоимость. Ее норма и масса. Методы ее производства.

 

Производство прибавочной стоимости К. Маркс определил, как основной экономический закон капитализма и сформулировал его следующим образом: "Движущим мотивом и определенной целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом". Извлечению прибавочной стоимости, по Марксу, подчинены в конечном счете все экономические процессы капитализма.

 

Норма прибавочной стоимости определяется как отношение прибавочной стои­мости к переменному капиталу, выраженное в про­центах.

Норма прибавочной стоимости служит показате­лем степени эксплуатации капиталистами наемных рабочих. Она может быть выражена также через от­ношение различных частей рабочего дня.

Масса прибавочной стоимости – это прибавочная стоимость, доставляемая одним рабочим в течении одного рабочего дня, помноженной на число применяемых рабочих. Масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, помноженной на норму прибавочной стоимости, или определяется сложным отношением между числом одновременно эксплуатируемых одним и тем же капиталистом рабочих сил и степенью эксплуатации отдельной рабочей силы.

В экономической теории различают три метода:

 

а) производство абсолютной прибавочной стоимости;

в) производство относительной прибавочной стоимости;

с) добавочную прибавочную стоимость.

 

46.Сущность капитала и его структура

 

Основной капитал -это часть капитала предприятия, которая многократно участвует в производственном процессе, переносит свою стоимость на готовую продукцию по частям, по мере износа и сохраняет свою материально-вещественную форму; срок службы его более 1 года.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: