Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

 

 

 



Психологическое сопровождение отдыха детей в условиях оздоровительно-образовательного лагеря

 

 

Оренбург, 2019

Авторы-составители: Божко Л.А., Судакова Е.В.,  Харитонова Н.В.,

педагоги-психологи МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи»


Психологическое сопровождение отдыха детей в условиях

Оздоровительно-образовательного лагеря

 

В основе сборника лежит обобщение практического опыта работы специалистов психологической службы МБУДО ДТДиМ г. Оренбурга. Материалы помогут грамотно организовать работу педагогов-психологов и обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение отдыха детей и подростков в детских оздоровительно-образовательных лагерях различного типа.


 

Содержание

Введение. 5

Часть I. Программное обеспечение деятельности по психологическому сопровождению отдыха детей в условиях ДООЛ.. 6

1.1.Схема программы психолого-педагогического сопровождения детского отдыха в условиях ДООЛ.. 6

1.2. Формы и методы работы психолога в ДООЛ согласно этапам развития лагерной смены.. 12

1.3. Виды отчетной документации педагога – психолога работающего в загородном лагере. 19

Часть II. Приложения. 21

2.1. Диагностический инструментарий. 21

2.2. Рекомендации по обеспечению психолого-педагогического сопровождения отдыха детей в ДООЛ.. 30

2.2.1.Рекомендации для педагогов, работающих в ДООЛ.. 30

1. Рекомендации педагогам по работе с детьми, пережившими экстремальную жизненную ситуацию. 30

2.  Общие рекомендации педагога-психолога воспитателям по решению конфликтной ситуации. 37

3.  Организация конструктивного взаимодействия педагогов с родителями детей, отдыхающих в ДООЛ.. 41

4.  Рекомендации по оказанию экстренной психологической помощи. 45

2.2.2. Рекомендации для родителей детей, отдыхающих в ДООЛ.. 50

1. Зачем ребенку нужен отдых в загородном оздоровительном лагере?. 50

2. Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?. 50

3. Как разговаривать с ребёнком по телефону?. 51

2.3. Методическая «копилка» для педагогов-психологов, работающих в ДООЛ 54

2.3.1. Тренинговое занятие для подростков «Шаги к совершенству». 54

2.3.2. Тренинговое занятие для подростков «Секрет успеха». 60

2.3.3.  Программа для детей младшего школьного возраста «День за днем в стране фантазии». 66

2.3.4. Большая психологическая игра, как метод работы психолога в условиях загородного лагеря. 86

2.3.5.  Психологическая акция как форма работы с временным детским коллективом загородного оздоровительного лагеря. 87

2.4.  Материалы для работы с педагогическим коллективом ДООЛ.. 92

2.4.1.  Тренинг на сплочение и профилактику конфликтов в педагогическом коллективе лагеря. 92

2.4.2.  Конфликты в детском оздоровительном лагере. Психологические механизмы возникновения и способы их разрешения. 95

2.5.  Копилка игр. 105

2.5.1.  Игры на знакомство. 105

2.5.2.  Игры на снятие тактильного барьера. 111

2.5.3.  Игры на сплочение коллектива. 113

2.5.4.  Игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции. 119

Список использованной литературы.. 133

 




Введение

 

Практическая психология в России развивается, охватывая все новые сферы жизни и деятельности людей. И если в образовательных учреждениях работа педагогов-психологов выстроена, методически и инструментально оснащена, то работа психолога в детских оздоровительно-образовательных лагерях еще недостаточно освещена в психологической литературе. Часто в штатном расписании детского лагеря вообще не предусмотрена ставка педагога-психолога. Между тем в условиях пребывания в непривычной жизненной ситуации (вне семьи в течение 21 дня) ребенку требуется поддержка и психолого-педагогическое сопровождение в большей степени, чем в привычных условиях. И каждый психолог, работающий в детском лагере, как истинный пионер, сам прокладывает себе путь по этой загадочной детской стране. Это замечательно, но в таком трудном деле часто не хватает поддержки единомышленника, обмена опытом. Поэтому мы и решили поделиться своими находками.  В сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов-психологов в детских оздоровительно-образовательных лагерях «Ромашка-2», «Чайка» г. Оренбурга. Надеемся, что представленные материалы помогут:

- эффективно организовать непосредственную деятельность педагогов-психологов в детском лагере;

-содействовать педагогическому коллективу и временным детским коллективам в гармонизации социально-психологического климата и решении возникающих проблем и трудностей взаимодействия;

-повысить уровень психологической компетентности педагогического коллектива детского оздоровительно-образовательного лагеря.



Часть I. Программное обеспечение деятельности по психологическому сопровождению отдыха детей в условиях ДООЛ

Схема программы психолого-педагогического сопровождения детского отдыха в условиях ДООЛ

Пояснительная записка

В современной психологии происходит смещение акцентов с проблемы устранения симптомов на вопросы развития, самоактуализации, с решения конкретных проблем на построение счастливой полноценной жизни. И летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает необходимые условия для проектирования нового характера воспитательного процесса.   Для полноценного развития и отдыха ребёнка в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря огромное значение имеет его общение с взрослыми и другими ребятами. Выстроить конструктивные взаимоотношения, улучшить их помогает психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивает внимание на позитивных сторонах характера и поведения ребёнка, укрепляет его самооценку, помогает ему поверить в себя и свои способности, поддерживает его при неудачах, создает комфортную эмоциональную среду.

Необходимость педагога-психолога в лагере обусловлена целым рядом причин:

­ сложность воспитательного процесса;

­ проблемы адаптации детей к новым непривычным условиям;

­ наличие в лагере тревожных, неуверенных в себе детей, провоцирующих проблемы в общении, конфликты;

­ достаточно низкий уровень стремления педагогов к саморазвитию, что вызывает недостаток психологической культуры, затруднения в решении проблем личностного и профессионального характера.

Все это настоятельно требует включение в структуру лагеря психологической службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: