Рассмотрим конкретные положения, которые, по моему мнению, должны быть определены в учетной политике каждой организации, использующей товарные векселя в своей хозяйственной практике.
1).В учетной политике организации должны быть раскрыты способы проведения инвентаризации векселей: согласно Методическим указаниям по инвентаризации (утверждены приказом Минфина России от 15 июня 1995 г. № 49) или согласно самостоятельно установленному порядку. При этом требуют раскрытия: количество инвентаризаций в году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств при дополнительных (плановых и неплановых) инвентаризациях; создание и порядок работы инвентаризационной комиссии. Кроме того, должен быть определен порядок отражения разницы между учетной стоимостью недостающих ценных бумаг и суммой, взыскиваемой с виновных лиц, которая может:
а) включаться во внереализационные доходы и расходы по мере возникновения и признания должником задолженности (т.е. отражаться сразу по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»);
|
|
б) включаться в финансовый результат по мере получения средств от виновных лиц (т.е. отражаться по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» с последующим списанием на счет 91).
2). Порядок отражения процентов по выданным товарным векселям. Проценты могут включаться в учетную стоимость приобретаемых активов, которые оплачиваются товарным векселем, либо относиться на себестоимость продукции (работ, услуг).
3).Порядок учета дохода по векселям, использованным при расчетах за работы и услуги.
В настоящее время организация имеет право выбирать момент включения в себестоимость продукции (работ, услуг) дохода по товарным векселям, переданным исполнителям работ или услуг (при условии, что стоимость самих работ или услуг подлежит включению в себестоимость продукции): доход может быть отнесен на счета затрат (20, 23, 25, 26) и включен в себестоимость единовременно либо отнесен на счет расходов будущих периодов (97) и включен в себестоимость ежемесячно, равными долями в течение всего срока обращения векселя.
4). Учет векселей, поступивших «авансом».
В настоящее время в нормативных документах однозначно не определено, к какой категории — товарным или финансовым векселям — должен быть отнесен вексель, полученный от покупателя продукции (работ, услуг) «авансом», т.е. до момента отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг). Поскольку решение данного вопроса затрагивает построение не только бухгалтерского, но и налогового учета, принимаемая организацией точка зрения должна быть ею обоснована и аргументирована особенно тщательно.
5). Особенности ведения бухгалтерских записей.
В качестве приложений к учетной политике должны быть разработаны и утверждены: детализированный рабочий план счетов с указанием субсчетов разных уровней и всех используемых аналитических позиций и кодов (в том числе для забалансовых счетов) и типовые корреспонденции синтетических счетов (блоки проводок по типовым операциям).