Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кургандормаш»

 

Объектом исследования в данной дипломной работе является ОАО «Кургандормаш».

Открытое акционерное общество «Курганский завод дорожных машин» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании Устава общества. Предприятие имеет свое фирменное название, зарегистрированный товарный знак, печать, логотип, бланки со своим наименованием. Юридический и почтовый адрес компании: Российская Федерация, 640000, г. Курган, ул. Урицкого, 36.

Основным видом деятельности ОАО «Кургандормаш» является обеспечение Российского и международного рынков качественной, современной подметально-уборочной и дорожно-строительной техникой для поддержания чистоты окружающей среды, обеспечения безопасности движения и благосостояния жизни людей.

Целями деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Имущество образуется за счет вкладов в уставной капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством.

ОАО «Кургандормаш» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

Исполнительным органом является генеральный директор, избранный собранием акционеров, он же осуществляет организацию документооборота.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно.

Открытое акционерное общество «Курганский завод дорожных машин» основано в 1941 г. Опираясь на технический и исторический опыт, «Кургандормаш» стал ведущим предприятием по выпуску бензовозов, коммунальной техники, а также гудронаторов и автобитумовозов – машин, незаменимых при строительстве, ремонте и эксплуатации дорог, зданий и сооружений с применением жидких строительных материалов.

В разные годы многие образцы курганских машин демонстрировались на выставках, в том числе и международных (в 12 странах). Награды предприятия говорят о признании продукции «Кургандормаша» в России и за рубежом.

Марка «Кургандормаш» известна не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Продукцию завода знают в 50 странах мира, в том числе в Индии и Китае, Чили и Аргентине, Польше и Югославии, а также в Сирии, Ираке, Конго, Мали.

Сейчас все подразделения «Кургандормаша» возглавляют энергичные деловые специалисты. Их слаженная работа обеспечила высокопроизводительный труд всего коллектива, что позволило поставить на производство ряд новых изделий. Это автопоезд и полуприцеп-цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов, автотопливозаправщик (с разными модификациями), автоцистерна для транспортировки нефтепродуктов, прицеп-цистерна, машина поливочная и пескоразбрасывающая, машина для перевозки питьевой воды, машина для перевозки сыпучих грузов (цементовоз, зерновоз, муковоз), машина коммунальная, битумощебнераспределитель и емкостное оборудование для хранения нефтепродуктов (кислот, щелочей, воды и других жидкостей) объемом от 3 до 100 м3.

Производство ОАО «Кургандормаш» охватывает широкий спектр современной техникой: фургоны и автоцистерны – для транспортировки нефтепродуктов, для перевозки битума (АБУ-1211, АТЗ-6,3D, АТЗ-11), автобитумовозы DС-138Б; машины для строительства дорог – автогудронаторы DС-396, битемощебнераспределители DС-180; прицеп-цистерны и полуприцеп-цистерны для перевозки битума; машины для городского автохозяйства – вакуумная подметательно-уборочная машина («Вихрь» – КО-318 (КАМАЗ), КО-318М (МАЗ), ВГМ-4Т, «Шмель» М-26), тротуароуборочные машины МТ-1, поливомоечные машины, пескоразбрасывающие машины (МD-433, MD-532).

В связи с увеличением спроса на машины среднего класса для уборки тротуаров и дворов ведется проектирование вакуумно-подметальной машины среднего класса на шасси «Мультикар» (Германия).

На рисунке 1 приведены объемы производства продукции за 2007–2009 гг.

 

Рисунок 1 – Объемы производства продукции за 2007–2009 гг.


Из рисунка 1 видно, что для удовлетворения потребности в 2009 г. был увеличен выпуск вакуумных подметально-уборочных, тротуароуборочных и поливочных машин. А производство фургонов и автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов, цистерн для перевозки битума и пескоразбрасывающих машин уменьшилось в связи со снижением заказов.

Сегодня завод имеет достаточное количество заказов, чтобы чувствовать себя уверенно и строить серьезные планы на будущее. В 2009 г. объемы производства увеличились практически вдвое. Главная составляющая такого успеха – внедрение новых технологий. В частности, была пущена в эксплуатацию плазменная установка для резки листового металла, что существенно сократило срок изготовления необходимых деталей, приобретены высокотехнологичные станки итальянского производства, серьезные вложения сделали в компьютеризацию и программное обеспечение. Все это помогло усовершенствовать управление предприятием и снизить затраты.

Для освоения новых технологий требуются квалифицированные кадры. Как на любом российском предприятии, на ОАО «Кургандормаш» эта проблема стоит довольно остро. Ее решение заводское руководство находит в целенаправленной кадровой политике – стимулировании коллектива и материальными поощрениями, и социальными гарантиями, и созданием необходимых условий труда. Возобновлена система наставничества с доплатой мастерам и их ученикам. Приобретаются новое оборудование, инструмент, спецодежда. Налажено сотрудничество с профессионально-техническим училищем, выплачивается стипендия будущим выпускникам вузов и колледжей, которых ждут на предприятии. Для повышения квалификации работников проводятся различные семинары, тренинги, специалистов отправляют на дополнительное обучение. Такая работа дает свои результаты – падение численности работников завода прекратилось, коллектив заметно помолодел, люди, чувствуя внимание и заботу, стали держаться за свои рабочие места.

ОАО «Кургандормаш» постоянно укрепляет свои позиции, расширяет географию поставок, сотрудничая с муниципальными и частными предприятиями дорожного строительства, участвуя в мероприятиях, связанных с местными и централизованными правительственными программами.

На предприятии проведены: реконструкция и капитальный ремонт основных цехов и заводоуправления, благоустройство территории завода и прилегающих к ней улиц города.

ОАО «Кургандормаш» заинтересовано в интеграции, в рамках которой мы можем предложить сотрудничество в области производства дорожно-строительной, коммунальной и иной техники. Так, в октябре 2007 г. в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» был заключен договор на производство 10 комбинированных дорожных машин МД-432С на шасси «Урал». В целом, в течение 2008 г. участие в этом проекте обернулось для завода поставкой как минимум 50 единиц различной техники.

Главным в нашем сотрудничестве будут конкурентоспособные цены, которые, по нашим подсчётам, будут ниже цен на аналогичную продукцию других производителей при неизменно высоком качестве.

В планах на ближайшее будущее – переезд завода на новую площадку с большими площадями, в связи с планируемым ростом производства продукции до 5 раз. Уже заказан проект нового завода и определено место, где будет размещён завод.

Усовершенствование машин и оборудования для содержания и ремонта городских улиц и автомобильных дорог обеспечивается на основе широкого использования достижений науки и техники, новых физических эффектов и методов воздействия на среду. Основу развития составляет создание систем машин по комплексной механизации и автоматизации производственно-технологических процессов.

Организационная структура предприятия ОАО «Кургандормаш» является линейно-функциональной, с преобладанием черт характерных для централизованной организации, то есть организацией, в которой руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших управленческих решений. Основой структуры управления являются линейные подразделения, осуществляющие на предприятии основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на ресурсной основе: кадры, финансы, план, сырье и материалы. Линейные связи строятся на основе интеграции функций управления, а функциональные на основе подчинения управляемых подсистем управляющим.

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое избирает совет директоров и его председателя.

Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества и является исполнительным единоличным органом. Именно на этом уровне реализуется большая часть внешних связей.

В подчинении генерального директора находятся: заместители генерального директора по коммерции, финансам, качеству и сертификации, общим вопросам, производству, экономической безопасности; главный инженер, главный бухгалтер, начальник финансового отдела, начальник ОМТС, Начальник ОМиС, главный конструктор, главный технолог; помощник генерального директора по стратегии продаж, сохранности и управлению собственностью. Они решают задачи, вытекающие из функциональной специфики, подчиняющихся им подразделений, а также осуществляют координацию деятельности низовых производственных подразделений. Непосредственно функции оплаты труда на предприятии выполняет бухгалтер расчетной группы.

А на низшем уровне структуры управления ОАО «Кургандормаш» находятся руководители производственно – технических служб и отделов. Они осуществляют непосредственное руководство рабочими. Они ответственны за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми.

В состав ОАО «Кургандормаш» входят производственные цеха и участки:

– механический цех – токарная обработка с максимальным диаметром 1000 мм и длиной 3000 мм; зубофрезерные и зубодолбежные операции;

– сварочно-сборочный цех – сборочный участок с испытательными стендами для обкатки коробок отбора мощности и различных насосов, установка спецоборудования на базовое шасси, сборка металлоконструкций весом до 6 тонн и габаритами 11000х2000х2000 мм; испытание на герметичность и облицовка мягкими изолирующими материалами; сварка емкостей различного назначения до 25 м3, корпусных деталей и различных металлоконструкций для нестандартного оборудования;

– транспортный цех;

– ремонтно-механический участок (РМУ);

– участок подготовки производства (УПН) – резка листового и сортового проката, разделительная и объемная штамповка, чистка и вальцовка.       

Линейно – функциональная структура управления ОАО «Кургандормаш» относится к механистическому (бюрократическому) типу взаимодействия организации с внешней средой. В настоящее время данный тип структуры характерен для многих промышленных предприятий России (Приложение 1).

За 2008–2009 гг. выручка от реализации продукции снизилась на 27,3% и составила 223136 тыс. р. Себестоимость продукции снизилась на 35,7%, затраты на 1 р. объема реализации также снизились с 0,70 до 0,62 руб./р.

За 2008–2009 гг. на предприятии произошло снижение численности промышленно-производственного персонала (на 15 человек) и снижение численности рабочих (на 13 чел.).

Данные технико-экономических показателей работы завода приведены в таблице 2.


Таблица 2 – Технико-экономические показатели ОАО «Кургандормаш»

№ п/п

Показатели

Отчетный период

2007 г. 2008 г.

2009 г.

Темп роста 2008/2009 гг., %
1 Объем продукции, тыс. р. 278314 306962

223136

72,7
2 Себестоимость продукции, тыс. р. 176917 214705

138117

64,3
  Затраты на 1 рубль объема реализации, руб. 0,70 0,70 0,62

88,6

4 Численность ППП: – в т.ч. рабочих, чел. 293 172 324 194 309 181

95,4

93,3

5 Выручка на 1-го рабочего, тыс. р. 684,5 846,6 534,6

63,1

6 Среднемесячная заработная плата, руб. 9878 14423 9412

65,3

7 Производительность труда ППП, тыс. р. 510457 578889 312589

54

8 Валовая прибыль, тыс. р. 60735 68064 32431

47,6

9 Чистая прибыль, тыс. р. 16006 2244 1410

62,8

10 Рентабельность производства, % 0,23 0,24 0,19

-0,05

             

 

За период 2008–2009 гг. средняя заработная плата уменьшилась на 34,7% и составила 9412 р. Производительность труда ППП снизилась на 46%. Валовая и чистая прибыли также снизились на 52,4% и 37,2% соответственно. Рентабельность производства в 2009 г. снизилась на 0,05% и составила 0,19%.

Для того чтобы оценить эффективность системы оплаты труда, используемой в «Кургандормаш», прежде всего, необходимо проанализировать численность и структуру трудовых ресурсов. В таблице 3 приведена динамика среднесписочной численности за 3 года.

 

Таблица 3 – Динамика среднесписочной численности персонала за 2007–2009 гг.

№ п/п

Показатели

Данные по численности и структуре персонала, чел.

Динамика численности персонала, %

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 Среднесписочная численность персонала, всего: 300 332 317 100 110,7 105,7
1.1 в том числе:            
1.2 ППП 293 324 309 100 110,6 105,5
1.3 из него:            
5 Руководители, специалисты, служащие и ученики 121 130 128 100 107,4 105.8
6 Рабочие 172 194 181 100 112,8 105,2
7 Непромышленная группа 7 7 8 100 114,3 114,3

 

Анализ структуры численности персонала выявил постоянный рост производственно-промышленного персонала, как управленческого, так и непосредственно занятого на производстве, что и отразилось на среднесписочной численности, которая в период с 2007 по 2009 гг. постоянно увеличивалась и к концу 2009 г. составила 317 чел., что на 17 чел., или на 5,7% больше, чем в 2007 г.

Численность производственно-промышленного персонала выросла на 16 человек. В 2008 и 2009 гг. она увеличивалась пропорционально общему числу персонала, ее рост составил 10,6% и 5,5% соответственно. Рассмотрим рост ППП более подробно.

На протяжении указанного периода штат руководителей, специалистов и служащих неуклонно рос. Причем в 2008 г. наблюдалось резкое увеличение штата на 9 чел., или на 7,4%. Такой скачок в численности объясняется новым направлением в политике качества предприятия.

Прирост численности рабочих также наблюдался на протяжении всего указанного периода и составил 9 чел., или 5,2%, по сравнению с базовым 2007 г. Возможно, он был вызван увеличивающейся потребностью в проведении ремонта оборудования, износ которого в среднем по предприятию составляет 69%. В основном это относится к группе универсального и специального оборудования. В настоящее время на заводе находится в эксплуатации 711 единиц технологического оборудования со сроком службы свыше 20 лет.

Численность непромышленного персонала оставалась примерно постоянной величиной и на производительность труда заметного влияния не оказывала.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: