Исполнительным механизмом (ИМ) в системе автоматического регулирования называется устройство, перемещающее регулирующий орган в соответствии с сигналами, поступающими от усилителя. Исполнительные механизмы создают поступательное или вращательное движение, предназначенное для перемещения регулирующего органа. К ним предъявляются следующие конструктивные и эксплуатационные требования:
простота конструкции, минимальные размеры и масса, высокая надежность и устойчивость к воздействию внешней среды; безопасность в эксплуатации и устойчивость в работе; наличие защиты для предохранения регулирующего органа от перегрузок и поломок и возможности ручного управления при отказе схемы управления или нарушении энергоснабжения, а также дистанционного контроля положения регулирующего органа.
Исполнительные механизмы, применяемые в устройствах ЭМС, разделяют в зависимости от вида потребляемой энергии на электрические, пневматические, гидравлические, грузовые и пружинные.
|
|
Электрические исполнительные механизмы обладают практически неограниченным радиусом действия и управления, могут применяться при отрицательной температуре окружающей среды, не требуют герметизации.
В данной схеме используется механизм исполнительный электрический однооборотный постоянной скорости (МЭО).
Управление механизмом – бесконтактное с помощью пускателя бесконтактного реверсивного ПБР-3А, который обеспечивает пуск, реверс и защиту трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором от перегрузки.
ПБР имеет следующие характеристики:
· напряжение источника питания цепей управления, В 24
· потребляемая мощность, Вт <5
Вид вырабатываемых сигналов: +24 В; О В; -24 В, в зависимости от которых электропривод вращается в одну или другую сторону (вперед или реверс), либо останов (на вал электродвигателя автоматически накладывается тормоз).
Математическим описанием такого принципа управления в ТАУ является описание реле без зоны нечувствительности (Рис 2.16).
Uупр
с
S
-с
Рис 2.16 Реле без зоны нечувствительности
с – сигнал управления (размах реле)
Управление этих звеньев представляется как:
Uупр = с*sign(S)
для идеального реле, где S – поверхность переключения
Структурно реле представлено на рис.2.17.
Рис. 2.17 Структурная схема реле
Принцип работы МЭО заключается в преобразовании электрического сигнала, поступающего от регулирующих и управляющих устройств (ПБР-3А), во вращательное движение выходного вала. В данной работе используется механизм МЭО-4000/160-0,63-97К, имеющий следующие характеристики:
|
|
· номинальный крутящий момент на выходном валу, Н*м 4000
· номинальное время полного хода выходного вала, с 160
· номинальный полный ход выходного вала, об 0,63
· потребляемая мощность в номинальном режиме, Вт < 700
· масса механизма, кг < 270
Механизмы изготавливаются для работы в повторно – кратковременном реверсивном режиме с числом включений до 320 в час и продолжительностью включений до 25 % при нагрузке на выходном валу в пределах от номинальной противодействующей до 0,5 номинального значения сопутствующей. При этом механизмы допускают работу в течение одного часа в повторно – кратковременном реверсивном режиме с числом включений до 630 в час и продолжительностью включений до 25 % со следующим повторением не раньше, чем через три часа.
Математическую модель МЭО на основании экспериментальных исследований специалистов Института Горного Дела [15] можно представить в виде интегратора с коэффициентом передачи Km. Входом для него является Uу - сигнал с реле, а выходом - - угол поворота вала.
Uу
Рис. 2.18. Структурная схема МЭО
Управляющей величиной является время подачи напряжения ± 24В на механизм, поэтому передаточную функцию ИМ можно записать в виде:
(2.6)
Откуда Кm определяется по соотношению:
(2.7)
где - скорость изменения положения вала, которая вычисляется как:
[ ].
Подставив полученную величину в (2.7), получим [ ].
Управляемые шиберы
Регулирование расхода воздуха в тоннеле метрополитена производится с помощью тоннельных вентиляторов и регулирующих устройств – специальных шиберов, которые расположены непосредственно в тоннеле. От угла поворота шиберов, установленных в тоннеле, зависит его аэродинамическое сопротивление, а, следовательно, и сопротивление участка тоннеля, в котором расположен данный регулятор. Меняя угол открытия шиберов, можно регулировать объем воздуха, поступающего из данного тоннеля на платформу.
Рис.2.19. Функциональная схема управления шиберами в тоннеле: UП – напряжение питания механизма; UУ – сигнал управления исполнительным механизмом; α – угол поворота рычага; RВ - аэродинамическое сопротивление воздуха, Q – расход наружного воздуха.
Конструкция управляемых шиберов предусматривает «свободный» проход поездов при полностью открытых шиберах.
Рис.2.20. Схема регулятора воздухораспределения: 1 - шиберы,
2 – МЭО, 3 - передаточное устройство
Математическую модель управляемых шиберов можно представить в виде пропорционального (усилительного) звена. Следовательно, передаточная функция будет иметь вид:
(2.8)
Коэффициент усиления УШ КУШ определяется из следующих условий: выходная величина R [ ] – аэродинамическое сопротивление участка, входная α [рад] – угол поворота управляемых шиберов. Значения аэродинамического сопротивления были рассчитаны по данным [8]. Данные представлены в табл.2.1.
Таблица 2.1
α, рад | 0 | 0,26 | 0,52 | 0,79 | 1,05 | 1,31 | 1,57 |
RТ*, | 1,6 | 1,748 | 1,832 | 2,046 | 2,327 | 2,791 | 3,304 |
По таблице 2.1 строим график зависимости R от α (рис.2.21).
Рис.2.21. Зависимость аэродинамического сопротивления регулятора R от угла поворота шиберов a
Проведем линеаризацию несущественных нелинейностей и вычислим коэффициент регулятора, как отношение выходной величины к входной:
, .
Диапазон изменения: [ ].
Выбираем для предполагаемого диапазона рабочих углов шиберов номинальное значение данного коэффициента из полученного диапазона:
[ ].
Линеаризация характеристики УШ RТ = f(α) требует ввода постоянной составляющей [ ].
|
|
Структурно УШ представлен на рис. 2.22.
Рис. 2.22 Структурная схема управляемых шиберов