Тенденции развития рынка коньяков

Согласно результатам многочисленных маркетинговых исследований российского алкогольного рынка, главный вектор тенденций потребления алкогольной продукции в РФ направлен в сторону увеличения спроса на качественные и, следовательно, дорогостоящие напитки.

Это проявляется не только в том, что постепенно уходят с рынка дешевые и небезопасные для здоровья сорта водки, но и в том, что в классе крепких напитков с водкой все более ощутимо начинают конкурировать коньяки и бренди.

Аналитики уделяют пристальное внимание количественным и качественным изменениям, происходящим на российском рынке коньяков, как, впрочем, и на рынке алкогольной продукции в целом.

Проанализируем результаты исследований, проведенных в последние 1,5-2 года различными компаниями, и сведения, полученные ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р» в ходе самостоятельных изысканий.

Можно сделать вывод, что рынок коньяков в последние годы демонстрирует высокие темпы роста: в 2006 году по отношению к 2005-му увеличение составило 115,6%, а в 2007-м по отношению к 2006-му – 113,5%.

В некоторой степени на замедление темпов роста рынка коньяка в 2007 году могло сказаться повышение акцизных ставок, тогда как на виноградные вина ставки были даже снижены.

Однако по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), несмотря на аналогичное увеличение в 2004 году на 18,4% (до 135 рублей за литр безводного спирта) акцизных ставок на напитки с объемной долей этилового спирта свыше 25%, в первые месяцы текущего года, по сравнению с соответствующим периодом 2003г., наибольший рост объемов продаж населению – 21,8% – был характерен именно для коньяков. [11]


 

Коньяк относится к крепким алкогольным напиткам, традиционно пользующимся спросом у российских потребителей. По сравнению с традиционной для России водкой коньяк считается напитком более высокого класса. В условиях роста доходов населения, возможности широкого выбора различных алкогольных напитков, изменения потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции темпы роста потребления коньяка в ближайшее время, по мнению большинства аналитиков, останутся довольно высокими (рис. 1).

Вместе с тем, укладываясь в рамки общих тенденций, сформулированных в начале статьи для рынка алкогольной продукции в целом, процессы на рынке коньяков отличаются определенным своеобразием, а в ряде случаев и противоречивостью. Это своеобразие, по нашему мнению, обусловлено двумя особенностями коньяков как товарной группы. [17]

Во-первых, по содержанию алкоголя коньяк имеет близкие аналоги – водку, виски и т.д., со стороны которых испытывает постоянное конкурентное давление, в то время как, например, вино полноценного аналога по этому признаку не имеет.

Во-вторых, по сравнению с аналогами и заменителями, коньяки отличаются чрезвычайно большим ассортиментом и набором потребительских свойств, в силу чего представлены в гораздо более широком ценовом диапазоне. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет неоднородность рынка коньяков и наличие на нем многочисленных сегментов, развитие которых порой подчиняется существенно различающимся закономерностям.

Рынок коньячной продукции условно можно разделить на несколько ценовых сегментов.

Нижний ценовой сегмент – это коньячная продукция, продающаяся в рознице по цене менее 180 рублей за бутылку 0,5 литра. В основном это коньяки трехлетней выдержки российского или молдавского производства.Средний сегмент представлен коньяками от 180 до 270 рублей за бутылку 0,5 литра. Сюда уже входит продукция повышенного качества – коньяки четырех- и пятилетней выдержки.

Верхний ценовой сегмент составляет продукция стоимостью от 270 рублей за бутылку 0,5 литра. Это в основном армянские и грузинские коньяки пяти- и семилетней выдержки. На верхнем ценовом уровне этого сегмента находятся французские коньяки высшей категории качества, процент потребления которых на порядок меньше, чем у армянских и грузинских коньяков. [2]

Анализ данных за последние несколько лет показывает, что рыночные доли различных ценовых сегментов относительно стабильны. При этом нижний сегмент «подпитывается» преимущественно за счет притока части потребителей водки, средний – за счет потребления любителей коньяка из нижнего сегмента. Для верхнего ценового сегмента очевидные источники «подпитки» не просматриваются. Видимо, поэтому при общем росте потребления коньяков абсолютный прирост объемов продаж в верхнем ценовом сегменте все же уступает приросту в нижнем и среднем сегментах.

Косвенным подтверждением этому являются данные о ценовых предпочтениях потребителей, полученные компанией «Бизнес Аналитика»: даже в крупнейших российских городах 3/4 опрошенных предпочитают коньячную продукцию стоимостью до 300 рублей, т.е. попадающую в низкий и средний ценовые сегменты, выделенные «Бизнес Аналитикой».

Более дорогостоящая коньячная продукция для большинства населения является пока недоступной в условиях существующих в настоящее время темпов роста доходов, которые, скорее, могут позволить в среднесрочной перспективе перейти с потребления коньяков из низкого ценового сегмента в средний, чем из среднего – в высший.

По мнению экспертов ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р», в настоящее время «центр тяжести» объемов продаж коньяков находится вблизи отметки 170–190 рублей, т.е. на границе нижнего и среднего ценовых диапазонов.

По данным годовых отчетов СУАР (Союза участников алкогольного рынка), общий объем потребления коньячной продукции в РФ в 2003 году составил 5,9 млн. дал.

Далее на рис. 2 приведены результаты и сопоставление исследований потребления коньяков и бренди трех различных аналитических компаний.

Данные об общероссийском рынке взяты на основании исследования, проведенного компанией «Бизнес Аналитика» в 2003 году.


 

 


Вывод: коньячная продукция, составляющая средний ценовой сегмент, в исследовании «Бизнес Аналитики» практически полностью соответствует ценовому диапазону от $12,3 до 18,9 за литр, т.е. 180-270 рублей за бутылку емкостью 0,5 литра. Этот сегмент занимает самую большую долю в общем объеме потребления коньяков и бренди – порядка 50%.

Общий объем потребления коньячной продукции, составляющей средний ценовой сегмент, на основе данных компании «Бизнес Аналитика», может быть оценен величиной порядка 2,9-3 млн. дал. [20]

Анализируя данные о ситуации на московском рынке коньяка по результатам исследования аналитической компании CRG, проведенного в 2007 году.

По данным исследования CRG, доля потребителей, предпочитающих коньяки и бренди стоимостью 200-300 рублей за 0,5 литра, составляет 31% (рис. 3).


 

 

 


Общий объем потребления коньячной продукции, составляющей средний ценовой диапазон, оценивается величиной в 1,8-2 млн. дал.

Данные о ситуации на рынке коньяка 8 городов-«миллионников» по результатам исследования аналитической компании EMC, проведенного в 2006 году показали, что в ходе исследования были опрошены 6 тысяч респондентов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

Границы ценового диапазона в этом исследовании размыты, однако, исходя из того, что данные компании CRG во многом совпадают с данными EMC (рис.4), можно оценить долю среднего сегмента 6-8 %.

Исходя из полученных данных, общий объем потребления коньяков в среднем ценовом диапазоне оценивается на уровне 1,6-1,7 млн. дал. [12]

Сопоставляя приведенные результаты исследований, следует остановиться на возможных причинах несовпадения оценок.

1. Различие методик – розничного аудита и анализа потребительских предпочтений.

С одной стороны, картина, характеризующая потребительские предпочтения, может в значительной мере расходиться с картиной предложения. Однако в случае с ценовыми предпочтениями такое несоответствие должно быть минимальным, поскольку фактор цены для большинства покупателей является решающим.

2. Различие рамок ценового диапазона, прежде всего нижней границы. Во втором и третьем исследованиях средний ценовой сегмент завышен – 200 рублей против 180. По данным розничного аудита, на российском рынке присутствует коньячная продукция, входящая в так называемый диапазон разности – 180-200 руб., что, по всей видимости, и вызвало значительные расхождения.

3. Различие целевых аудиторий.

Если «Бизнес Аналитика» оперирует данными по российскому рынку в целом, то исследования двух других аналитических компаний проведены в крупнейших городах с более высоким уровнем жизни населения, следовательно, уровень потребления коньяков среднего ценового диапазона в целом по России может быть несколько снижен по сравнению с данными исследований CRG и EMC.

Исходя из представленных сравнений, объем потребления коньячной продукции стоимостью 180-280 рублей за 0,5 литра оценен специалистами ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р» на уровне 2,0-2,3 млн. дал. [20]

В настоящее время коньяки в России производятся, по данным официальной статистики, 99 предприятиями, объем выпуска в 2006 году составил 3,5 млн. дал. При этом более 50% приходится на 5 крупнейших заводов: ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН», ПК «Кизлярский КЗ», коньячный комбинат «Дербентский» (Дагестан), ЗАО «Дмитровский ликероводочный завод» (Московская область), ЗАО «Мосазервинзавод» (Москва).

Среди этих предприятий закупки коньячных спиртов иностранного происхождения, по данным официальной статистики за 2006 год, осуществляют ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН» – 3 661 650 литров 100-процентного спирта французских компаний «ЕТС Люсьен Бернан» и «Барбезье Матрикс», и ЗАО «Мосазервинзавод» – 1 445 980 литров 100-процентного спирта из Азербайджана и Грузии.

При этом именно эти два предприятия из пяти лидеров, по данным ГКС РФ, в 2006 году увеличили свою долю на рынке и продемонстрировали наилучшую динамику развития бизнеса.

Основные марки коньяков, выпускаемые ОАО «Московский винно-коньячный завод «КИН», – «Московский», «А. Бержерак», «Старый город», «Золотые купола». Изготавливаются эти коньяки из французских и российских коньячных спиртов выдержки не менее 4 лет. Следует отметить, что в Московском регионе эти напитки пользуются популярностью: по данным аналитических компаний СRG и «Бизнес Аналитика», коньяки «Московский» и «Старый город» входят в десятку наиболее предпочитаемых.

По результатам исследования ИКФ «ИнфоТехКонсалт-Р», объем импорта коньяка из Молдавии занимает основную долю – 60% – в структуре общего объема импортируемой в РФ коньячной продукции из стран ближнего зарубежья, а доля Молдавии в импорте всей коньячной продукции составляет 51% (табл. 1).

 

Таблица 1 - Объем импорта молдавских коньяков в РФ в 2006 году (источники: ГТК РФ, 2006 год)

№ п/п Компания-производитель

Объем импорта, л

% от общего объема импорта
1. ГУП ТВКЗ «Квинт»

4 684 620

52,7
2. АО «Барза Албэ»

1 701 553

19,1
3.

АООТ «Арома»

1 401 958 15,8
4.

СП ВКЗ «Винимпекс»

449 250 5,1
5.

АО «Винерия Бардар»

245 063 2,8
6.

АО «Кэлэраш Дивин»

222 585 2,5
7.

ООО СП «Колусвин»

184 545 2,1
8.

Другие

4800 < 1
9.

Общий объем импорта, л

8 894 378 100
         

Из таблицы можно сделать вывод: поставки заводов АО «Барза Албэ», АООТ «Арома», СП ВКЗ «Винимпекс», ООО СП «Колусвин» занимают около 43% от общего объема молдавского импорта.

Основным же молдавским поставщиком коньяка в РФ является Тираспольский винно-коньячный завод «Квинт». Доля поставляемой заводом продукции в общей структуре молдавского импорта составляет более 52%.

Это свидетельствует о хорошем соотношении цены и качества продукции, а так же эффективной рекламе и проработанной, привлекающей взгляд этикетке.

В настоящее время заводом СП ВКЗ «Винимпекс» импортируется маленькое количество выпускаемой продукции 5,1 % от общего объема импортируемого молдавского коньяка, это связано, прежде всего, с небольшими объемами производства, которые в скором будущем завод планирует увеличить.

Завод ОА «Винерия Бардар» импортирует всего 2,8% коньяка от общего объема. Это обусловлено, прежде всего, недостатком в рынке сбыта, отсутствием рекламы.

По результатам проведенных исследований выяснилось, что самым большим спросом среди молдавских коньяков пользуются напитки с ценовой категорией до 300 рублей (низкий ценовой сегмент).

По данным статистического бюро, основная доля импорта – 70% – принадлежит заводам со средней ценовой категорией коньяков от 180 до 270 рублей за бутылку, данные приведены в табл. 2.

 

Таблица 2 - Объем импорта молдавских коньяков в 2006 году, ценовой диапазон 180-270 руб. за бутылку, в пересчете на 0,5 л (источник: ГТК РФ, 2006 год)

№ п/п Компания-производитель Объем импорта, л % от общего объема импорта
1. ГУП ТВКЗ «Квинт» 4 014 070 70
2. АО «Барза Албэ» 746 360 13
3. СП ВКЗ «Винимпекс» 449 250 8
4. АООТ «Арома» 274 167 5
5. ООО СП «Колусвин» 184 545 3
6. Другие 82 300 1
7. Общий объем импорта, л 5 750 692 100

 

Можно сделать вывод, что такое положение объясняется, прежде всего тем, что ТВКЗ «Квинт» имеет в своем ассортименте продукцию, выпускаемую под брендами, которые давно известны потребителю своим качеством и внешним видом. Это коньяки марок «Квинт» – их доля составляет 40% в объеме молдавского импорта, «Белый аист» – 20% и «Солнечный» – 10%. Фактором высокого спроса на продукцию завода «Квинт» является сравнительно доступная розничная цена. Например, 0,5 литра 3-звездочного коньяка «Белый аист» в ТЦ Метро Кеш энд Керри стоит 249 рублей, 0,5 литра 5-звездочного коньяка «Солнечный» – 253 рубля. Для сравнения: цена 0,5 литра 5-звездочного армянского коньяка «Авшар» – 367 рублей; 0,5 литра 3-звездочного коньяка «Мараш» – 340 рублей.

Объем импорта коньячной продукции из Армении составляет 33% от общего объема импорта из стран ближнего зарубежья, а ее доля в импорте всей коньячной продукции – 28,4%. Армения – один из крупнейших поставщиков коньяка в РФ (табл. 3).

 

Таблица 3 - Объем импорта армянских коньяков в РФ в 2007 году (источник: ГТК РФ, 2007 год)

№ п/п

Компания-производитель

Объем импорта, л

% от общего объема импорта

1.

ЗАО «Ереванский коньячный завод»

2 708 998

54,6

2.

СП «Грейт Велли»

1 526 440

30,8
3.

ООО «Авшарский винный завод»

207 865 4,2
4.

ЗАО «МАП»

193 688 3,9
5.

ЗАО «Егвардский винно-коньячный завод»

69 393 1,4
6.

«МАРЗ Араратский коньячный завод А.К.З.»

65 753 1,3
7.

ЗАО «Арташат-Винкон»

65 298 1,3
8.

ООО «Прошянский коньячный завод»

58 975 1,2
9.

Другие

61 100 < 1,2
10.

Общий объем импорта, л

4 957 505 100%
           

 

Вывод: импорт продукции ереванского коньячного завода занимает 55% от общего объема продукции, вывозимой из этой страны. На коньяк марки «Арарат» (ЗАО «Ереванский коньячный завод») приходится 41% импорта коньяка из Армении. Стоит отметить, что в ассортименте поставляемых из этой страны коньяков отсутствует продукция, входящая в диапазон средней розничной цены 180-270 рублей.

Объем импорта коньячной продукции из Грузии до известных политических событий 2006 года, когда вся продукция Грузинского производства, была в экстренном порядке снята с реализации во всех торговых точках на территории России, составлял 6% от общего объема импорта из стран ближнего зарубежья, а доля в импорте всей коньячной продукции – 4,7%.

Основным заводом-поставщиком является АО «Давид Сараджишвили и Энисели»: его доля в общем объеме импортируемой из Грузии продукции составляет 60%.

До настоящего времени ввоз коньяков и вин Грузинского производства в Россию строго воспрещен. С марта 2008 года Правительство РФ приняло решение возобновить поставки крепкой алкогольной продукции производства Абхазии.

Доля украинской коньячной продукции составляет 1,4% в общем объеме импорта из стран ближнего зарубежья.

АПФ «Таврия» производит 99% украинского коньяка, поступающего на рынок. Объем поставок коньяка средней ценовой категории составляет 88%. Основными наименованиями коньяка, поступающего на российский рынок, являются «3 звездочки» и «5 звездочек» производства ОАО АПФ «Таврия» и ЗАО «Завод марочных вин и коньяков «Коктебель».

Подводя итоги, следует еще раз отметить, что российский рынок алкогольной продукции весьма энергично развивается. Это обусловлено, с одной стороны, продолжающейся интеграцией России в мировую экономическую систему, с другой – ростом уровня жизни населения (хотя и не таким интенсивным, как хотелось бы). [17]

В настоящий момент в выигрышном положении находятся рынки вина и коньяков. Очевидно, данное обстоятельство отражает внутреннюю логику и диалектику развития потребительских рынков вообще: бесспорно, ощутимый рост потребления продуктов возможен только после прохождения потребительским рынком определенных этапов.

Для России эти этапы характеризовались бурным развитием рынков водки и пива, во все времена стоявших в сознании отечественных потребителей на первом месте.

Нынешняя фаза развития рынка алкогольной продукции характеризуется смещением акцентов в сторону более «аристократических» напитков с наступлением стабилизации в сегментах водки и пива.

При этом не вызывает сомнения, что время элитных алкогольных напитков в России еще не пришло. Большинство людей не могут позволить себе насладиться изысканным не ординарным напитком.

В отношении коньяков приходится констатировать, что наиболее интенсивный количественный рост отмечается в среднем ценовом диапазоне до 300 рублей, что соответствует не высокому качеству и маленькой выдержке коньячных спиртов.

Если ориентироваться в ближайшие годы на среднегодовой прирост в 15%, ежегодное потребление коньячной продукции будет увеличиваться на 8,5–10 млн. литров, а следовательно, и доля производства коньячных спиртов должна так же увеличиваться, чтобы «успеть» за растущим спросом. [6]

Подводя итог, делаем вывод, что в целом на российском рынке коньяка в последние годы наблюдается увеличение спроса со стороны покупателей, причем как на импортную, так и на отечественную продукцию. Соответственно, производители отреагировали на это увеличением объемов производства. Для иностранных игроков российский рынок также остается достаточно привлекательным, что подтверждается ростом импортных поставок коньяка.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: