Информационные источники анализа эффективности деятельности предприятия

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, то есть «горизонтальный» анализ результатов, изучение структурных сдвигов.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о прибылях и убытках, причем не только на предмет изучения учетных принципов финансового результата, но и сточки зрения отнесения отдельных элементов доходов и расходов по соответствующим временным периода: отдельные статьи отчета могут меняться местами, подразделяться, укрупняться. Однако все изменения должны согласовываться с величиной чистой прибыли за каждый отчетный год.

Бухгалтерская отчетность – это наиболее достоверный и предсказуемый источник информации, который в той или иной степени регулируется различными нормативными документами. Исторически сложилось так, что в нашей стране как количество отчетных форм в составе годового отчета, так и их наполнение постоянно менялось. Если в середине 80-х годов бухгалтеры вынуждены были включать в годовой отчет несколько десятков обязательных к заполнению форм, то в начале 90-х годов их число сократилось до трех (баланс, отчет о финансовых результатах и их использовании и приложение к балансу предприятия). В последние годы вновь наблюдается некоторое увеличение числа централизованно утверждаемых форматов отчетности. Такая же изменчивость свойственна и статьям отчетности – менялись их число, наполняемость, месторасположение, способы группировки и др.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

а) по составу (виду);

б) по источникам формирования.

Иными словами, одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). Баланс имеет вид двусторонней таблицы, в левой части которого размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы, в этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают.

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей — на начало года и конец периода (например, квартала, полугодия, года). Для балансов двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года n должны совпадать с данными на конец года (n-1), при этом подразумевается, что структура баланса и состав статей не меняются. В принципе, возможны отклонения от этого правила: в частности, если произошла переоценка основных средств или в году n имела место реорганизация предприятия (слияние, дробление и др.).

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной. К активам относятся внеоборотные и оборотные активы, а к пассивам относятся капиталы и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. Рассмотрим подробнее каждый из этих разделов, размещение и фактическое целевое использование средств организации.

Информация о составе и структуре промышленного капитала содержится в активе бухгалтерского баланса, характеризуя в совокупности его физическую составляющую [10, с.19]. Основной упор делают на то, во что вложены финансовые ресурсы организации, каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса – это средства, которые образно говоря, «можно потрогать руками» и которые могут быть подтверждены инвентаризацией.

В разделе внеоборотные активы выделено четыре основных подраздела: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности и финансовые вложения. Объединяют эти активы то обстоятельство, что возникнув на предприятии в некоторой материально – вещественной форме как результат определенных сделок, они пребывают в этой форме, как правило, в течение более одного года. Общим принципом отражения этих активов в отчетности является применение оценки нетто.

В отличие от внеоборотных средств, активы раздела оборотные активы очень динамичны — многие из них, как правило, потребляются в течение года и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. В разделе выделены четыре основные группы активов: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Пассив баланса отражает отношения, возникающие в процессе привлечения средств, поэтому его интерпретация имеет прежде всего юридический оттенок. Дело в том, что пассив баланса – это в определенном смысле сумма обязательств организации. Помимо юридической возможна и экономическая интерпретация пассива баланса – он представляет собой свод источников средств. Любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственно финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, предоставившее хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме.

В разделе капиталы и резервы приводятся данные о собственных источниках средств в различных группировках. В зависимости от положений в отношении источников средств, приведенных в учредительных документах, учетной политики и, естественно, успешности работы компании значимость того или иного источника в этом разделе может ощутимо варьировать. Необходимо тем не менее четко понимать, что все источники тесно взаимосвязаны между собой и вовсе не являются какими-то автономными и произвольно меняющимися в достаточно широких пределах.

В разделах долгосрочные и краткосрочные обязательства приводятся данные о заемных средствах, т.е. о средствах, которые предоставлены предприятию:

а) во временное пользование;

б) несобственниками предприятия;

в) как правило, на платной основе.

Разделение источников на долгосрочные и краткосрочные осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 4/99, согласно которому активы и пассивы должны показываться в балансе с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).

Таким образом, в разделе долгосрочные обязательства указывается задолженность по долгосрочным ссудам и займам, погашение которых должно иметь место в течение более одного года начиная с даты, на которую составлен баланс.

В разделе краткосрочные обязательства отражается кредиторская задолженность (банкам. Поставщикам, бюджету, работникам и др.), подлежащая погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты.

Если баланс дает наиболее общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет «О прибылях и убытках» (форма №2) характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. При этом квартальная форма содержит данные нарастающим итогом, т.е., например, форма, составляемая по итогам II квартала, включает данные о выручке, доходах и расходах за первые два квартала.

Как и в случае с балансом, ключевое значение для отчетных данных в форме №2 имеет принятая Минфином установка о допущении «временной определенности фактов хозяйственной деятельности», согласно которой данные факты относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия связанных с ними денежных средств. Исходя из этого в теории учета выделяют метод начисления и кассовый метод.

Метод начисления используется, когда сумма за отгруженную продукцию учитывается в составе выручки и рассчитывается соответствующая прибыль в момент отгрузки продукции и предъявления покупателем расчетных документов.

Кассовый метод используется, когда сумма за отгруженную продукцию учитывается в составе выручки и рассчитывается соответствующая прибыль в момент поступления денежных средств на счета или в кассу предприятия.

Приведем краткую характеристику основных статей данной отчетной формы.

По статье «Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг)» показывается выручка от реализации за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Экономический смысл статьи «Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг)» определяется видом деятельности предприятия. В частности, торговые, снабженческо – сбытовые и иные посреднические организации отражают здесь покупную стоимость товаров, выручка от реализации которых приведена в форме №2; остальные организации показывают здесь затраты, связанные с производством реализованной продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Статья «Коммерческие расходы» характеризует затраты, связанные со сбытом продукции (работ, услуг) у производителей и товаров у торговых и сбытовых организаций.

Предназначение статей «Проценты к получению» и «Проценты к уплате» — выделить результаты операций, имеющих чисто финансовую природу и связанных с получением (уплатой) процентов и дивидендов.

По статье «Доходы от участия в других организациях» показывают доходы от участия в уставном капитале других компаний, т.е. дивиденды по акциям, доходы от участия в совместной деятельности и др.

Статьи прочие операционные доходы и расходы связаны с реализацией основных средств и прочего имущества, прекращением производства, не давшего продукции, аннулированием производственных заказов.

Статьи прочие внереализационные доходы и расходы, такие суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, ранее списанной на убытки как безнадежная, штрафы полученные и уплаченные, суммы страхового возмещения.

В результате алгебраического суммирования рассмотренных показателей рассчитывается чистая прибыль (убыток) отчетного периода, приводимая в форме №2 отдельной строкой [11, с.198].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: