Методика оценки показателей эффективности деятельности предприятия

Рассматривая цель деятельности организации, нельзя не коснуться и основного принципа деятельности хозяйствующего субъекта, который состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства, отражает все стороны хозяйственной деятельности организации и является источником расширенного воспроизводства [12, с.64].

Прибыль характеризует абсолютную эффективность деятельности предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.

Основными задачами анализа прибыли являются:

а) Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

б) Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

в) Анализ неиспользованных резервов роста прибыли [23, с.240].

Основной информационной базой проведения анализа прибыли выступает финансовая отчетность предприятия, а именно форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные о прибыли из бизнес-плана и бухучета по различным счетам [14, с.46].

Анализ позволяет определить, за счет чего была получена прибыль (убыток) в том или ином отчетном периоде и определить динамику роста (падения) прибыли [35, с.26].

Для детального изучения факторов, вызвавших изменение бухгалтерской прибыли целесообразно рассмотреть источники ее формирования. Анализ бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Анализ включает оценку изменений по каждому показателю в сравнении с аналогичным показателем в прошлом году.

Дальнейший анализ должен быть направлен на изучение причин отклонения по каждой составной части прибыли.

Более детальный анализ предполагает исследование не только внутренней, но и внешней среды предприятия, с учетом особенностей влияния государственной налоговой и научно – технической политики, инновационного климата государства, особенностей конкуренции на глобальном рынке [16, с.16].

К внешним факторам (первого порядка) относятся природные условия, регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия. Но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли [13, с.239].

К внутренним факторам (второго порядка) относятся изменения прибыли от продаж, структуры реализованной продукции, себестоимости продукции, уровня цен на нее, операционных и внереализационных доходов и расходов.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли.

Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Расчет общего изменения прибыли от продаж:

 

∆П = П1 – П0,                           (1)

 

где П1 и П0 – прибыль отчетного и базисного годов.

Формулы для расчета факторных влияний на прибыль от продаж следующие:

а) количество реализованной продукции – прибыль от реализации находится в прямой зависимости от количества реализованной продукции, чем оно больше, тем больше при рентабельной работе предприятие получает прибыль.

 

∆Q = (Jq - 1) х П0                        (2)

 

где П0 – прибыль базисного года;

Jq – индекс изменения количества реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного года по сравнению с базисным годом:

 

Jq = В10 / В0,                               (3)

 

где В1.0 – фактическая выручка от реализованной продукции за отчетный год

в ценах и тарифах базисного года;

С0 – выручка базисного года.

б) себестоимость реализованной продукции - все издержки, которые могут быть вызваны спецификой производства товаров или услуг, включая затраты на покупку деталей, материалов и рабочей силы.

 

∆С = С1.0 – С1,                           (4)

где С1.0 – себестоимость реализованной продукции в отчетном году в ценах и условиях базисного года;

С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции в отчетном году.

 

в) коммерческие расходы- расходы производителей по реализации произведенной продукции: реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные расходы.

 

∆К = К1.0 – К1,                           (5)

 

где К1.0 – коммерческие расходы в отчетном году в ценах и условиях базисного года;

К1 – коммерческие расходы в отчетном году.

г) управленческие расходы -расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, ООТиЗ, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи.

 

∆У = У1.0 – У1,                           (6)

 

где У1.0 – управленческие расходы в отчетном году в ценах и условиях базисного года;

У1 – управленческие расходы в отчетном году.

Прибыль от продажи находится в обратной зависимости от их величины, то есть сумма средств, необходимых для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно - хозяйственной деятельности. Снижение себестоимости реализованных товаров, коммерческих и управленческих расходов представляют собой основные факторы увеличения прибыли.

д) продажные цены на реализованную продукцию.

 

∆Р = Р1 – Р1.0 = ∑р1d1 + ∑p0d0, (7)

 

где Р1 – реализация в отчетном периоде в ценах отчетного года (р – цена изделия, d – количество изделий);

Р1.0 – реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Прибыль находится в прямой зависимости от уровня цен, то есть чем выше цена реализации, тем больше предприятие получит прибыли и наоборот, снижение цен приводит к сокращению объема продаж и, следовательно, прибыли.

е) структурные сдвиги в составе реализации (∆Т) – влияние этого фактора связано с тем, что отдельные виды товаров, продукции, работ, услуг имеют неодинаковый уровень прибыльности. Всякое изменение соотношения их в общем объеме продаж может способствовать росту прибыли или вызвать ее сокращение.

Влияние на прибыль сдвигов в структуре реализованной продукции можно рассчитать различными способами. Наиболее распространенным среди них является балансовый метод

Балансовый метод расчета исходит из тождества между общим отклонением фактической прибыли от плановой и суммы значений предыдущих 5 факторов. Отсюда, отклонение прибыли вызванное изменением структуры ассортимента реализованной продукции будет равно разности между общим отклонением и суммой значений всех остальных факторов [13, с.244].

Общее изменение прибыли от продаж за отчетный период дает сумм отклонений по каждому из факторов, определяемая по формуле:

 

∆П = П1 – П0 = ∆Q + ∆C + ∆У + ∆K + ∆P + ∆T.                            (8)

 

В основе финансового анализа деятельности любого предприятия лежит понятие рентабельности. Величина этого коэффициента определяет уровень доходности [17, c.29].

Важное значение для оценки эффективности работы предприятия имеет рентабельность и ее показатели. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательный результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Система показателей для оценки рентабельности, %:

а) Рентабельность производственной деятельности Рп (рентабельность производства):   

 

,                                    (9)

где БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения, форма №2),

 - средняя стоимость основных средств за расчетный период (форма №1),

 - средняя стоимость материально – производственных запасов за расчетный период (форма №1);

б) Рентабельность продаж (Рпродаж.):


,                                                                   (10)

 

где БП – бухгалтерская прибыль, ВР – объем продаж (форма №2);

в) Рентабельность активов (имущества)

1) Рентабельность совокупных активов (Ра):

 

,                                                                            (11)

где - средняя стоимость совокупных активов за расчетный период (форма№1);

 

2) Рентабельность внеоборотных активов (Рвоа):

 

,                                                                       (12)

где  - средняя стоимость внеоборотных активов за расчетный период (форма№1);

 

3) Рентабельность оборотных активов (Роа):

 

,                                                                           (13)

где  – средняя стоимость оборотных активов, за расчетный период (форма №1);

 

г) Рентабельность чистого оборотного капитала (собственного оборотного капитала Рчок):

 

,                                                  (14)

где  - средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период.

 

ЧОК (СОК) = собственный капитал (III раздел баланса) –

- внеоборотные активы (I раздел баланса)                     (15)

 

д) Рентабельность собственного капитала (Рск):

 

,                                                     (16)

где  - средняя стоимость собственного капитала за расчетный период (форма №1),

 - чистая прибыль (форма №2);

 

е) Рентабельность издержек (Ризд):

 

,   (17)

где  - прибыль по калькуляции издержек на изделие (или группу изделий),

 - себестоимость изделия по калькуляции издержек;

 

ж) Рентабельность реализованной продукции (Ррп):

 

,  (18)

где  - прибыль от реализации продукции,

 - полная себестоимость реализации продукции (товаров).

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Анализ безубыточности – мощный инструмент управления затратами, ассортиментом и продажами [18,c.32]. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

С этой целью рассчитывают:

- Безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия.

- Объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли.

- Зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).

Чтобы определить эти показатели используют графический и аналитический методы.

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

Линия затрат (полной себестоимости продукции) при наличии постоянных и переменных затрат представляет уравнение первой степени:

 

Y = a+bx, (19)

где Y – величина всех затрат;

а – абсолютная сумма постоянных расходов;

b – удельные переменные затраты на единицу продукции;

x – объем реализации продукции.

 

Из графика можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. С его помощью можно определить точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, ниже которой производство будет убыточным.

Таким образом, разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета точки безубыточности более удобный по сравнению с графическим. Можно вывести ряд формул и с их помощью быстро рассчитать данные показатели. Для этого на графике поменяем местами переменные и постоянные затраты для того, чтобы в соответствии с определением категории маржинального дохода объединить зону прибыли и зону постоянных расходов.

Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:

 

Дм = П + Н,                             (20)

где П – прибыль;

Н – постоянные затраты.

 

                                    Дм = ВР – Рn,                                       (21)

где ВР – выручка от реализации продукции;

Pn – переменные затраты.

 

Из пропорции Т/Н = В/Дм можно вывести формулу для расчета точки критического объема продаж в денежном выражении:

 

                                      ,                                    (22)

 

или

 

                                      .                                         (23)

 

Отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки графического объема реализации продукции на графике.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении ВР на соответствующий объем реализации в натуральных единицах, то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

 

                                          ,                                       (24)

где К – количество проданной продукции в натуральных единицах.

 

Для определения точки критического объема реализации продукции вместо суммы маржинального доходов можно использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции:

 

                                            ,                                         (25)

где Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

 

Отсюда Дм = К х Дс. Тогда формулу (23) можно записать следующим образом:

                                          .                                        (26)

 

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100;, может быть использована формула:

 

                                   ,                                                   (27)

 

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой Р и удельными переменными затратами V:

 

                                        Дс = Р-V,                                           (28)

где Р – цена;

V – удельные переменные затраты.

 

Тогда, преобразовав формулу критический реализации продукции можно рассчитать так:

 

                                                                                   (29)

 

Если ставиться задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула примет вид:

 

                                                                                     (30)

 

При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражение:

 

                                        (31)

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом используется следующая формула:

 

                                                                                   (32)

 

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен возможно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Если безубыточный объем продаж определяется в стоимостном выражении при многономенклатурном производстве, то для факторного анализа изменения его величины может быть использована следующая модель:

 

                                                              (33)

 

Разграничение затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу [13, с.258]. Таким образом, показатели прибыли, рентабельности и безубыточности являются основными показателями деятельности предприятия и важны для оценки эффективности финансово - хозяйственного положения.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: