Психолого - педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением

 

Проблема девиантности широко исследуется философами, правоведами, социологами, психологами и педагогами, но единого понимания что, что такое девиантное поведение, нет. Наиболее верной, может являться точка зрения В.И. Кудрявцевой, согласно которой «социа­льные отклонения в сфере индивидуального поведения представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые нормами права, нравственности, правилами общежития». В этом определении девиантность предполагает нарушение любых социальных норм (уголовных, правовых, моральных, нравственных), независимо от того, имеют ли они тенденцию перерастать в преступное поведение или нет. И.С.Кон общественно расширяет границы девиантного поведения, включая в него пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, способные привести человека к противоправным действиям.

Психологи видят одну из основных причин дивиантности подростков в неудовлетворенной потребности в самоуважении, что и приводит к снижению его уровня. Именно пониженное са­моуважение вызывает желание совершать что-то, способное изменить это состояние. Подоб­ное поведение связано со всеми видами девиан­тности - нечестностью, совершением правона­рушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивностью и суицидальностью, различны­ми психическими нарушениями. Формирова­нию девиантного поведения способствуют и та­кие социальные факторы, как неустроенность семейной жизни, трудности в учебе, травмати­ческие жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы и многое другое.

Девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [15, с.4].

Основными критериями девиантности явля­ются: деликвентность (потенциальная возмож­ность к совершению правонарушения); наруше­ние моральных норм (аморальные поступки); педагогическая запущенность (неподатливость к педагогическому воздействию) или социальная (невоспитанность, необразованность); противо­правность (нарушение установленных законом норм общественного поведения).

Девиантное поведение, направленное против ценностей общества и противоречащее его ин­тересам, представляет собой явление не только антиобщественное, но и (потенциально) соци­ально опасное.

Особого внимания заслуживает девиантное поведение несовершеннолетних, у которых нет ни достаточного жизненного опыта, ни осознан­ного представления о социальных ценностях. Не случайно несовершеннолетие  определяется как «период риска», о чем свидетельствует и тот факт, что значительная часть преступников со­вершают свои первые преступления именно в подростковом возрасте.

Изучение девиантных подростков в социально – психологическом аспекте рассматривается в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др. В современных исследованиях отмечено, что противоправные девиации совершают как подростки из неблагополучных, так и подростки из так называемых элитарных семей. Такие данные позволяют заключить, что отклоняющееся поведение касается самых различных социально-демографических групп.

В этом возрасте наблюдаются такие отклоне­ния в поведении, как пьянство, токсикомания, ранняя проституция, притеснение других (изби­ения, угрозы), жестокое обращение с животны­ми, изготовление и использование самодельного оружия, увлечение азартными играми и т.п.

Девиантное поведение в подростковом и ран­нем юношеском возрасте детерминировано ано­малиями социально-педагогического характера, обусловившими сначала отклонения в поведении, а затем и правонарушения.

Являясь представителями определенной возрастной группы, большая часть подростков имеют определенные отклонения в поведении. По данным статистики во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей [38, с.325].

Статистика показыва­ет, что молодежная преступность растет, состав­ляя две трети всех правонарушений в обществе. За последние годы она увеличилась в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Ос­новной прирост наркоманов происходит также за счет молодежи. Растет количество социальных сирот (детей, лишенных родительского попечения при живых родителях). Безнадзорность как одна из форм социальной дезадаптации несовершенно­летних тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и кри­минальное поведение.

Говоря о девиантных подростках как о специфической социальной группе, нужно определить какие свойства должна приобрести некая совокупность людей, чтобы стать группой. Так же как группы состоят из людей, общества состоят из групп.

Подросткам с девиантным поведением как группе присущи определенные психические состояния, качества личности, ценности типичные для представителей данного сообщества. Девиантные подростки рассматриваются как специфическая социальная группа по следующим основаниям: нравам, обычаям, традициям как специфическим регуляторам социального поведения в больших социальных группах, отсутствующим в малых группах.

Девиантная подростковая среда создает свою субкультуру, со своими обычаями, нормами, речевой культурой, со своими ценностями как регуляторами социального поведения и интересами в таких группах объединяющим стержнем является образ жизни. Это воплощается в одежде, манерах поведения, жаргоне, специфических увлечениях. Наиболее яркими особенностями подростковых девиаций выступают:

- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

- кратковременность реакций с критическим выходом;

- низкий уровень стимуляции;

- недифференцированная направленность реагирования;

- высокий уровень готовности к девиантным действиям.

В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально-психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн [38,с.383] считает, что подростки девианты инертны, агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность.

С.А. Кулаков [20, с.17], отмечает, что большая часть подростков с девиантным поведением, так называемые у специалистов-психотерапевтов «проблемные клиенты», т.е. подростки без медицинских диагнозов, которым свойственны определенные искажения в различных сферах. В поведенческой сфере - это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, отсутствие критической оценки своих действий; в аффективной сфере – это эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии; в мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, в когнитивной сфере наблюдается нарушение построения заключений, наличие «глобальных» выводов, формирование выводов при отсутствии доводов в его поддержку и перфекционизм.

Изучение личностного развития подростков из территориальных группировок И.А. Семикашева [34, с.178] показывает, что у участников группировки сильнее выражены идентификация с родителями и слабее с учителями, кроме того, они сильнее ориентированы на недифференцированную группу, а не конкретных людей. Сильнейшее воздействие большой группы связано с ощущением собственной анонимности, поступая «как все», подросток утрачивает чувство ответственности за свои действия.

Ю.А. Клейберг [15, с.34] связывает девиантное поведение с таким социально-психологическим свойством личности как виктимность.

Таким образом, к социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно - группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных подростковых групп, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально - значимых отношений взрослых. Социально - психологический микроклимат этой группы оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии подростка, способы ассимиляции им девиантной (или делинквентной) субкультуры, на возникновение смысловых барьеров во взаимоотношениях с взрослыми.

Социально - психологические особенности проявляются в отношении девиантных подростков между собой и отношения к ним общества.

Девиантное поведение, направленное против ценностей общества и противоречащее его ин­тересам, представляет собой явление не только антиобщественное, но и (потенциально) соци­ально опасное.

Таким образом, девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе. Так как проблемой девиантного поведения подростков занимаются многие известные психологи и педагоги, существует большое количество классификаций детей с девиантным поведением. Каждый автор в основу своей классификации закладывает различные признаки такого поведения и его причины.

В данной работе в соответствии с темой будем придерживаться классификации М. А. Алемаскина [2, с.11], который, считает, целесообразным выделить четыре группы подростков по степени трудновоспитуемости или социальной запущенности:

Трудновоспитуемые дети. Равнодушно относятся к учебному труду, для них характерно периодическое нарушение дисциплины (прогулы,
драки), проявление отрицательных качеств личности (грубость,
лживость).

Педагогически запущенные подростки. Они отрицательно относятся к учебной и общественно - полезной деятельности. Им свойственно систематическое нарушение дисциплины (прогулы, драки, курение, употребление спиртных напитков). Постоянное проявление ряда отрицательных качеств личности (грубость, лень, лживость,
жестокость).

Подростки правонарушители. Те или другие (первая или вторая группы), которые совершают правонарушения (воровство, мошенничество, хулиганство). Состоят на учете в детских комнатах милиции или направлены комиссией по делам несовершеннолетних в специальные школы.

Несовершеннолетние преступники, направленные судами в исправительные трудовые колонии.

В связи с увеличением количества подростков с девиантным поведением все более актуальной становится проблема их подготовки к нормаль­ной жизни, в первую очередь - к обоснованному профессиональному самоопределению. Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов.

Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов. Таким образом, данной категории подростков требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: