Механизмы государственного наращивания инновационного потенциала

 

Новые технологии, разработанные в ходе реализации государственных программ НИОКР, являются национальным достоянием, способным улучшить не только конкурентный и научно-технический уровни продукции гражданского назначения, но и общую ситуацию на потребительском рынке. Эти технологии являются вкладом не только в процессные, но и в продуктные инновации. Для повышения эффективности использования имеющихся передовых исследований и разработок необходимо решить ряд организационных задач в деле наведения должного порядка в учете и оформлении научно-технических достижений, восполнить имеющиеся пробелы в законодательстве, расширить возможности передачи закрытых разработок в гражданскую сферу. Для этого необходимо провести их полную инвентаризацию, правильное юридическое оформление и закрепление прав интеллектуальной собственности и регистрацию, чтобы документация для распространения нововведений имела законченный товарный вид.

Чтобы обеспечить преемственность в технологическом развитии, нужно применять такие меры прямой и косвенной государственной поддержки высокотехнологичных производств, которые позволяют в большей степени использовать внутренние способности самоорганизации этих производств в условиях, предоставляемых им возможностями экономической самостоятельности, свободы целесообразного выбора форм корпоративного построения и консолидации своих сил в борьбе за рынки.

Поддержка и раскрытие возможностей предприятий, направленных на усиление стимулирования их инновационной деятельности, могут осуществляться различно. К мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы предприятий для развития можно отнести следующие.

Льготное налогообложение и кредитование:

- исключение из налогооблагаемой базы, полностью или частично, той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;

- предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям, но не производителям) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата из дохода, полученного от использования указанных продукции и услуг;

- перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств, не в общий котел доходной части федерального бюджета, а на специальные счета развития этих производств;

- освобождение (полностью, частично, на время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в федеральный или местный бюджет в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;

- установление для высокотехнологичных производств, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре основных производственных фондов, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования, который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Бюджетное дотирование:

- предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для народнохозяйственных, государственных нужд.

Таможенное регулирование (таможенные преференции):

- таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции российскими образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники);

- снижение или освобождение от таможенных пошлин ввозимого высокотехнологического оборудования, не производимого в стране.

Эффективная амортизационная политика:

- использование нелинейной (прогрессирующей) шкалы амортизационных списаний, при которой большая часть стоимости приобретенных основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (но не позднее срока выполнения проекта (задания) или срока морального износа);

- отнесение ускоренных амортизационных списаний на финансовые результаты деятельности предприятий с соответствующим уменьшением налогооблагаемой прибыли;

- усиление контроля и ужесточение санкций за нецелевое использование амортизационных средств.

Совершенствование системы ценообразования:

- установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов, для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм:

- поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции российских товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению российской продукции на мировом рынке.

Нормативно-правовое регулирование и администрирование:

- разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализовывать в установленном порядке излишние ликвидные запасы технологического оборудования и площадей в целях собственного развития;

- предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;

- создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики;

- вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования, исходя из целей ресурсосбережения, охраны окружающей среды;

- изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах обороны, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию;

- установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, долю прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу, высоко прибыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации);

- формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;

- предоставление негосударственным предприятиям прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или фундаментальных и поисковых исследований;

- расширение области использования новых для нашей экономики финансовых технологий, таких, как лизинг, венчурное финансирование, страхование рисков.

Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:

- передача лицензий на новые разработки в долг на условиях возмещения затрат из будущей прибыли предприятия – получателя ноу-хау или на других взаимносогласованных условиях;

- создание совместных акционерных предприятий, предусматривающее участие во владении ими поставщика лицензии на технологию (что облегчает доступ к местным и внешним рынкам);

- развитие сети организаций технологического лицензирования (для передачи результатов исследований и разработок в сферы практического применения);

- требование в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике об указании двойного (гражданского) применения полученных результатов, а также о будущей утилизации или второй жизни продукции, полученной с помощью этих результатов.

Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение:

- селекция оборонно-ориентированных исследований и разработок, имеющих двойное применение, и доработка (переработка) технической документации для повторного многоцелевого и широкомасштабного использования полученных результатов в гражданской сфере;

- создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий двойного применения из оборонной промышленности в гражданское производство.

Адаптация инновационных проектов к региональным условиям:

- стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

Страхование рисков:

- включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов как платы за риски при его реализации.

Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла разработки и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования, и распространяться на инвесторов.

Перечисленный набор средств поддержки передовых производств, искусством применения которого в различных сочетаниях нужно учиться, необходимо подкрепить государственными мерами поддержки экономики на макроуровне (оздоровление финансовой системы и приведение банковской ставки процента за кредит к приемлемому для долгосрочных инвестиций уровню, проведение реформы налоговой системы в интересах отечественных товаропроизводителей, приближение валютного курса рубля к его реальной покупательной способности, оптимизация тарифного регулирования).

Таким образом, система стимулирования инновационной деятельности в современных условиях должна обеспечиваться комплексом мер, включающих адресную поддержку приоритетных направлений инновационной деятельности; создание благоприятного экономического климата, стимулирующего заинтересованность во внедрении научно-технических достижений и приток инвестиций в основной капитал; законодательную охрану прав интеллектуальной собственности.

Для ЕАО отдельно можно предложить следующие механизмы для наращивания инновационного потенциала:

- создание технопарка, основной целью которого является формирование необходимых условий для инновационного развития экономики региона и эффективное использование научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких, ресурсосберегающих технологий и принципиально новых для области видов продукции;

- создание условий для повышения инновационной активности предпринимателей;

- развитие науки и ее ориентация на решение задач инновационного развития ЕАО;

- поддержка прорывных направлений технологического развития;

- создание новых продуктов и технологий;

- интенсивные инвестиции в человеческие ресурсы в науке и технологиях;

- увеличение конкурентоспособности предприятий на стадии проектирования готовых продуктов.

 



Заключение

 

Несмотря на возрастание интереса к проблеме инновационного процесса, усиливающееся внимание к инновационному потенциалу в настоящее время, многие методологические, методические и практические вопросы данной проблемы недостаточно затронуты и остаются неразработанными. В настоящее время наименее изучены вопросы формирования инновационного потенциала, определения составляющих инновационного потенциала и оценки его уровня.

К недостаточно изученным вопросам следует отнести: оценку уровня научного потенциала в разрезе регионов, отраслей и предприятий (организаций), влияния результатов использования инновационного потенциала на эффективность экономики региона. Неизученными остаются вопросы оценки уровня инновационного потенциала с учетом всех его составляющих, восприимчивости к инновациям.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами. Накопленный человечеством в течение веков научный потенциал достиг такого уровня, при котором стало возможным воплощать в реальность многие идеи, зарождающиеся в умах, что ещё совсем недавно нельзя было представить. Посредником между научно-техническим прогрессом и потребителем является инновационная деятельность. Без инновационной деятельности, все новые разработки и технологии останутся на чертежах и в макетах и никогда не получат своего потребителя. Инновационная деятельность тесно связана с деятельностью инвестиционной, так как внедрение новых технологий и техники требует финансовых ресурсов.

В работе были рассмотрены проблемы развития инновационного потенциала России и Дальнего Востока. Состояние развития инновационного потенциала в общем по России находится на среднем уровне и требует дальнейшего развития, на Дальнем Востоке (ЕАО) ситуация складывается плачевно. Очень мало предприятий, использующих нововведения обновления продукции.

Были предложены меры государственного регулирования наращивания инновационного потенциала. Отдельно для ЕАО были предложены меры для наращивания инноваций.

Низкий уровень конкурентоспособности регионов России говорит о том, что пора государству менять политику и начинать привлекать молодежь в процесс становления инноваций в России.

 



Список литературы

 

1.Атоян В.Р., Жиц Г.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 195 с.

2.Бекетов Н.В Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности / Проблемы современной экономики. – 2007. – № 3 (15). – file://localhost/D:/Job/2007/Statistic/1/art.htm

3.Владимир Захаров. Что и как нужно спасать в российской науке // Независимая газета. – 13.01.2010.

4.Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М.: Наука, 2006.

5.Государственный Комитет Статистики Российской Федерации. – http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_14p/Main.htm

6.Гуриева Л.К. Концептуальные основы инновационной стратегии регионального развития // Наука и инновационные технологии для регионального развития: сб. статей всерос. науч.-практ. конф. (июнь 2003 г.). – Пенза, 2003. – С. 21-23.

7.Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности / М. Данько // Экономист.1999. – № 10.

8.Дуненкова Е.Н. Особенности инновационного развития региона на основе кластерного подхода // Актуальные проблемы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12—13 нояб. 2003 г.). – М., 2003.

9.Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. – М.: ИМЭМО РАН, 2000.

10.Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд, ред. Д.С. Львов / Оценка социально-экономической эффективности научно-технического прогресса на разных уровнях управления экономикой. – М.: ЦЭМИ АН, 1980.

11.Кравченко, С.И. Исследование сущности инновационного потенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. –Донецк: ДонНТУ, 2003. – Вып. 68. C.88-96.

12.Максимов Ю., Митяков С., Митякова О., Федосеева Т. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала // Инновации. – 2006. – № 6 (91).

13.Моисеев С.В. Государственное регулирование инновационной деятельности в России / С.В. Моисеев. – М.: Соврем.экономика и право, 2005. – 156 с.

14.Национальные инновационные системы в России и ЕС. – М.: ЦИПРАН РАН, 2006. – С. 170.

15.Новохатский В.В. Инновационное развитие Дальнего Востока России: теория и практика: монография. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006. – 176 с.

16.Осауленко А.И. Инновационно-технологические центры как основа инновационно-технологической политики региона // Состояние и пути развития экономики регионов России в 21-м столетии: материалы науч.практ. конф. (26-27 мая 2003 г.). – Тамбов, 2003. – Ч. 2. – С. 70—77.

17.Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7.

18.Румянцев А. Возможности инновационного развития в регионе // Экономист. – 2004. – № 1. – С. 34-39.

19.Состояние инновационной, научно-производственной деятельности, изобретательской активности, патентно-информационной обеспеченности в регионах Российской Федерации // Аналитические материалы Федерального института промышленной собственности, 2003.

20.Теория и практика институциональных преобразований в России /Под ред. д.э.н., проф. Б.А. Ернзкяна. – Выпуск № 7. – М.: ЦЭМИ РАН, 2006.

21.Тренев Н.Н: Основные проблемы инновационного развития в России и подходы к их решению // Финансы и кредит. – 2005. – № 33.

22.Угланова Л.И. Роль инновационной составляющей в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 14-16 апр. 2004 г.). – Казань, 2004. – Т. 2. – 266 с.

23.Управление инновационной деятельностью на основе информационных технологий /О.А. Горленко, В.В. Мирошников, В.И. Галкин, И.В. Федоров, А.В. Шевелев. – М.: Машиностроение-1, 2007. – 155 с.

24.Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент (Innovatorymanagement): учебник для студентов вузов по специальности и направлению «Менеджмент». – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

25.Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной экономики // Финансы и кредит. – 2005. – № 33.

26.Шершнев А.А. Механизм формирования региональной инновационно-инвестиционной деятельности: автореф. дис. канд. экон. наук. – Н. Новгород, 2004. – 29 с.

27.Яковец Ю. Инновационность инвестиций: новый объект экспертизы // Инновации. – 2005. – № 7.

28.Яковец Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист. – 2004. – № 5. – С. 3-11.

29.http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1362

30.http://www.sci-innov.ru/law/base/586/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: