2.1. Существующая на предприятии система качества
Обнинский хлебокомбинат был введен в эксплуатацию в 1960 году. В настоящее время на предприятии работает 380 человек. Ассортимент выпускаемой продукции составляет 40 видов хлебобулочных и более 60 наименований кондитерских изделий. Объем выработки продукции в месяц составляет порядка 950 т. Обнинский хлебокомбинат постоянный участник различных выставок, смотров и конкурсов.
На предприятии существует многоуровневая система качества. В 1981 г. на заводе была внедрена комплексная система управления качеством продукции. Общее руководство технологическим процессом и контролем качества осуществляет главный инженер и подчиняющиеся ему производственно-технологическая лаборатория (ПТЛ). В состав ПТЛ входят инженеры-технологи, техники-химики, технолог, бактериолог, сменные технологи. ПТЛ осуществляет входной контроль сырья (например, проверка показателей муки и т.д.), ежедневный контроль готовой продукции. Сменные технологи круглосуточно контролируют ход технологического процесса. С другой стороны обеспечением качества занимается и отдел главного механика (ОГМ). ОГМ и сменный мастер отслеживают параметры работы технологического оборудования, при необходимости внося изменения. Так как хлеб является продуктом с небольшим сроком хранения (от 24 до 36 часов), то для лучшего его сохранения и увеличения срока хранения заводом были приобретены автоматические линии упаковки в полипропиленовые пакеты, что позволило увеличить срок хранения до 72 часов, а с другой стороны, уменьшить брак при экспедировании груза. Вся продукция завода декларируется сроком на 5 лет и дополнительно проводится добровольная сертификация сроком на 3 года.
Кроме того, на предприятии применяется еще один способ контроля качества – это контроль качества отделом сбыта, который контролирует качество при приемке готовой продукции из производства. С другой стороны, отдел сбыта собирает вместе с менеджерами по маркетингу и продажам информацию по претензиям от клиентов и конечных потребителей (жителей).
Еще одним элементом системы управления качеством является система оплаты труда, которая предусматривает премирование в зависимости от качества продукции и реализации.
Разработанная на ОАО «Хлебокомбинат» «Система качества» обеспечивает управление организационной, коммерческой и технической деятельностью в процессе производства продукции. Она базируется на комплекте структурообразующих элементов, выстраиваемых в следующем порядке:
· Руководство по качеству;
· Процедуры (36 документов);
· Должностные инструкции (32 документа);
· Технологические документы: маршрутные карты (2 документа), карты эскизов (8 документов) и технологические инструкции (7 документов).
Действие документов охватывает все подразделения ОАО «Хлебокомбинат» и позволяет гарантировать качество производимой продукции благодаря исполнением каждым сотрудником своих должностных обязанностей и технологических регламентов. Структура существующей системы качества представлена на схеме 1.
Схема 1.
Структура системы качества ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинска.
В разработанном на заводе руководстве по качеству подробно раскрываются элементы модели обеспечения качества. Наиболее интересными являются элементы, связанные с жизненным циклом продукции, такие как закупки и производство продукции и статистические наблюдения.
Закупки. В соответствии с положением действующей системы качества, поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры, гарантирующие, что закупленная продукция соответствует установленным требованиям. На ОАО «Хлебокомбинат» закупки материально-технических ресурсов и продукции осуществляются с целью планомерного обеспечения производства сырьем, материалами и комплектующими изделиями требуемого качества.
Ответственность за обеспечение производства сырьем, несет отдел материально-технического снабжения.
Основой планирования работ по обеспечению производства сырьем, материалами являются ежемесячное производственное задание, остатки материалов на складе и конструкционные нормы расходов на материалы.
На предприятии активно используется метод оценки поставщиков, разработанный специалистами российского консалтингового агенства «Конфлакс» и адаптированный к конкретному предприятию. Данный метод описан процедурой 06-01«Оценка и выбор поставщиков материалов». В отличие от методики «Конфлакса», на предприятии используется следующая пятибалльная шкала оценок:
· 5 – отлично;
· 4 – очень хорошо;
· 3 – хорошо;
· 2 –удовлетворительно;
· 1 – неудовлетворительно.
При анкетировании оценка производится по следующим критериям:
· результаты входного контроля;
· сроки поставки;
· выполнение условий контракта;
· результативное взаимодействие с поставщиком;
· стоимость.
Подобная ограниченность количества критериев при составлении анкеты связана с тем, что лишь небольшое количество поставщиков имеет внедренные системы качества, позволяющие более подробно производить их оценку.
Экспертным методом на ОАО «Хлебокомбинат» были получены значения коэффициентов весомости критериев (табл. 1).
Таблица 1