Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Анализ выпуска продукции должен осуществляться по двум направлениям:
1. Во-первых, в ходе формирования и выполнения производственной программы даётся оценка перспектив её реализации с точки зрения получения прибыли;
2. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово-экономических последствий. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов или комплектующих у сторонних организаций, изменению объёма производства при заключении дополнительных договоров или отказе от ранее заключённых.
|
|
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
– оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
В процессе комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции можно выделить следующие основные этапы, которые представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Основные этапы анализа выпуска и реализации продукции
После того, как определены основные этапы анализа выпуска и реализации продукции выделяются объекты анализа по которым будет давать оценка деятельности предприятия в разрезе выпуска и реализации продукции. Основные объекты анализа приведены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Объекты анализа выпуска и реализации продукции
Основными источниками информации для анализа выпуска и реализации продукции являются:
· Бизнес-план;
· Отчётность формы 1-П «Отчёт по продукции»;
· Отчётность формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках»;
· Ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
· журнал ордер №1;
· карточки складского учета готовой продукции;
· Пояснительная записка и др.