Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.
В процессе анализа выполнения плана производства изучаются следующие показатели:
- основная номенклатура в натуральном выражении, в том числе поставка продукции по государственным контактам для государственных нужд; обновление выпускаемой продукции;
- товарная продукция в договорных отпускных ценах, в том числе на экспорт.
Выполнение плана по объему производства продукции анализируют нарастающим итогом с начала года.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимые показателями. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных предприятия имеет большое значение.
|
|
Целью анализа выпуска и реализации продукта является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении ее качества, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.
Динамика выпуска и реализации продукции ОАО «Брестский КСМ» за 2009-2011гг представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Динамика производства и реализации продукции, млн. руб.
Годы | Объем производства продукции | Темпы роста, % | Объем реализации | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2009 | 28511 | 100 | 100 | 27089 | 100 | 100 |
2010 | 29452 | 103,30 | 103,31 | 25074 | 92,56 | 92,56 |
2011 | 35107 | 123,14 | 119,20 | 31263 | 115,41 | 124,68 |
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 23,14 %, а объем реализации продукции увеличился на 15,41%. Это говорит о несбалансированности работы маркетинговых служб на предприятии, т.к. продукция производится на склад, а не для конкретного потребителя.
|
|
Для наглядного сравнения показателей объёмов производства и реализации продукции представим их на рисунке 3.1.
Рисунок 3.3 - Динамика производства и реализации продукции за 2009-2011гг, %
Далее определим среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции, который можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска (реализации) продукции можно рассчитать по формуле:
, (3.1)
(3.2)
где Т – среднегодовой темп роста выпуска(реализации) продукции;
-темп прироста.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции на ОАО «Брестский КСМ» за 2009-2011гг составит:
Таким образом, на предприятии в целом за исследуемый период средние темпы прироста объемов произведенной и реализованной продукции примерно одинаковые.
При изучении деятельности предприятия важен также анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
1.Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
2. Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели:
- снижается качество продукции;
- увеличивается объём незавершённого производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, вследствие чего замедляется оборачиваемость капитала;
- не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
- несвоевременно поступает выручка, в результате чего разбалансируются денежные потоки;
- перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.
Всё это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для определения ритмичности выпуска продукции на ОАО «Брестский КСМ» показатели по выпуску продукции за 2011год сводятся в таблицу3.3.
|
|
Таблица 3.3- Ритмичность выпуска продукции по кварталам 2011, млн. руб.
Квартал | Выпуск продукции | Удельный вес продукции, % | Выполнение плана, коэффициент | Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
План | Факт | План | Факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 6269 | 6072 | 16,28 | 17,30 | 0,97 | 16,28 |
2 | 10259 | 9670 | 26,64 | 27,55 | 0,95 | 26,64 |
3 | 10956 | 10228 | 28,45 | 29,13 | 0,94 | 28,45 |
4 | 11023 | 9135 | 28,63 | 26,02 | 0,83 | 26,02 |
Итого | 38507 | 35108 | 100 | 100 | 0,92 | 97,35 |
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Критм =16,28+26,64+28,45+26,02=97,39 %.
Коэффициент ритмичности не достаточный, чтобы говорить о ритмичной работе предприятия в течение отчётного периода, так как ни в одном квартале 2011 года предприятие не достигло запланированного объёма выпуска продукции.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Определим значение коэффициента аритмичности на основании данных таблицы 3.4:
Каритм = 0,03+ 0,06 + 0,07+0,08 = 0,24
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
Кв=√∑(х-х)²/n/хпл (5)
где (х-х)² - квадратическое отклонение от среднеквартального задания;
n – число суммируемых плановых заданий;
хпл – среднеквартальное задание по графику.
Рассчитать
Для того, чтобы предприятие эффективно и ритмично работало, необходимо принять следующие меры:
|
|
- выпуск продукции вести на основании заказов, чтобы были гарантии того, что изготовленная продукция будет реализована;
- чётко и строго отслеживать договора на реализацию продукции, чтобы они были вовремя оплачены, а в случае неоплаты взымались штрафы, пени, неустойки;
- вести строгий контроль за выпуском продукции.