Проблемы развития творческих способностей в психолого-педагогической теории

Русские народные сказки как средство развития

Художественно-творческих способностей

Младших школьников

Во внеклассной деятельности

 

                                       Выполнила: учительница начальных

классов МОУ-Арыктахская основная

общеобразовательная школа

                                                           Медведева Маргарита Дмитриевна

 

                                                          

 

 

 

 

                                                  

 

 

п. Арыктах, 2007 г.

Содержание:

Введение…………………………………… ………………………........................................- 3                                                                                                      

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших

школьников …………… …………………………………......................................................-. 5                                                                        

1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической

теории …………..…………...……………..…………………………………....................- 5

1.2. Пути развития творческих способностей детей во

внеклассной деятельности……………...……………………………………………….....-9

1.3. Роль народных сказок в раскрытии творческих способностей детей младшего

школьного возраста…………...………………………………….......................................-14

Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей

младших школьников во внеклассной деятельности...............................................................-18

 

2.1.Специфика работы с младшими школьниками в процессе внеклассных

занятий по изобразительному искусству…………………………………......................-18

2.2. Анализ и итоги экспериментального исследования. …………………….......................-26

2.3.Организационно-педагогические условия развития творческих   способностей

 детей младшего школьного возраста в процессе внеклассной деятельности......................-33

 

Заключение …………………………………………………………….................................... -44

Библиография ………………………………………………………….....................................- 46

Приложения…………………………………………………………….....................................- 49

 

Введение

Философы и психологи представляют проблемное пространство рубежа 20-21 веков как пространство глобальных кризисов. Анализируя духовную ситуацию времени, мыслители пишут о кризисе, вызванном значительными изменениями во всех сферах культуры, науки, философии, искусства. Сегодня очень важно готовить человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей - гарантия того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности, поскольку для творческого труда недостаточно узкоспециальных умений, необходимо свободное, раскованное воображение, желание ребенка творить прекрасное в повседневной жизни.

Наше исследование позволяет посмотреть на сказку по-новому, не как на развлечение, а как на средство развития творческих способностей учащихся. Сказка помогает ребенку находить творческий подход, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, осмысленно действовать, не пугаясь новых нестандартных условий, чего так не хватает нашим современным детям.

Педагоги и психологи убедительно доказали, что художественно - творческая деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Именно эта специфика позволяет считать, что младший школьный возраст - это, прежде всего, период накопления знаний, развития воображения и фантазии, и поэтому он является наиболее сензитивным для творчества в любых его проявлениях.

Вышесказанное обуславливает актуальность темы дипломной работы и позволяет определить объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности.

Предмет исследования: условия развития творческих способностей младших школьников посредством русской народной сказки.

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия развития художественно-творческих способностей младших школьников посредством сказки в процессе внеклассной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические, методические основы проблемы;

2. Определить эффективные формы и методы развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка по изобразительному искусству;

3. Раскрыть роль народных сказок в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста;

4. Определить условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе занятий кружка по изобразительному искусству.                                          

Обозначенные выше объект, предмет, цели и задачи исследования позволили сформулировать следующую рабочую гипотезу: деятельность учащихся младших классов в процессе внеклассных занятий изобразительным искусством будет способствовать развитию творческих способностей, если:

- систематически вводить творческие задания с использованием русских народных сказок в планирование занятий кружка по изобразительному искусству;

- проводить диагностику результатов художественно-творческой деятельности через детский рисунок на тему русских сказок.

В работе использованы следующие методы научно-творческого исследования:

- изучение научно-теоретической литературы по теме работы;

- обобщение, анализ передового опыта - анкетирование;

- педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования: кружок изобразительного искусства «Радуга» в МОУ-Арыктахской основной общеобразовательной школе п. Арыктах Кобяйского улуса. В ходе исследования участвовали учащиеся II - III классов начальной школы в количестве 14 человек.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на творческое развитие детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость:

Работа может быть использована учителями-практиками во внеклассной деятельности при организации кружка по изобразительному искусству в начальной школе.

Структура работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников                                                                  

Проблемы развития творческих способностей в психолого-педагогической теории

Каждый человек во все периоды своей жизни располагает творческим потенциалом. Это своего рода талант в себе, мера выявления которого зависит от многих природных, социальных, психических, физиологических, генетических факторов, известных в науке и практике, либо исследованных хуже, или совсем не известных.

Прогрессивная педагогика издавна берет за исходное простую, но абсолютно верную аксиому – каждый ребенок по-своему талантлив. Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами созидания и гармонии. Их ведут мощные природные силы и стремления, подчиняясь воздействию которых они тренируют и совершенствуют свои потенции и чувства через игру, творчество, взаимодействие с природой, людьми, духовным опытом человечества.

Творчество в психологии – это «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи уже известными способами» [47, с. 43]. Значит, творчество – это вид мышления.

В психологии различают наглядно-действенный, конкретно-образный и словесно-логический типы мышления.

Кроме перечисленных типов мышления ученые изучают и такую его характеристику, как креативность, или способность к созданию нового. По своей сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей или меньшей степени. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и ее отдельные способности [1, с. 121]. Если человек мыслит творчески, то перед ним стоит задача сделать нечто совершенно новое, связанное с применением необычных способов действования.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениями в области тестометрических исследований интеллекта.

К началу 60-х годов XX века был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким уровнем оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей уровень значительно выше, нередко от них отстают. Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума [61, с. 5].

Примерно в середине XX века появились тесты другого типа – тесты творческих способностей. В них задания не имеют одного единственного, наперед заданного ответа – ответов может быть неопределенно много. Задания здесь требуют изобретательности и оригинальности ума [52, с. 11].

Наконец, совсем недавно психолог М.С. Егорова провела исследование, где изучались связи между творческими способностями детей в одном возрасте и их интеллектом в другом.

В итоге эксперимента оказалось, что уровень интеллекта в старших возрастах зависит от уровня в младших. Значит, даже для того, чтобы научиться хорошо решать четко поставленные и ставшими стандартными задачи, в начале нужны творческие усилия человека. Без этих творческих усилий не будет и интеллекта.

Для педагогов и психологов-практиков это и плохо, и хорошо. На творчество легко влиять – его легче индуцировать и раскрыть, но легче и придавить, «перекрыть ему кислород» [56, с. 31]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческие способности нужно развивать и поддерживать именно в младших классах.

Творчество включает в себя несколько понятий, различают литературное, театральное, художественное. В свою очередь творческая деятельность, по определению Л. С. Выготского: «Это деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способы. Условно всю деятельность людей можно разделить на творческую и на нетворческую. Творческая деятельность выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющий качественно различные его ступени, не творчество оказывается лишь средством количественного накопления условий для коренных изменений, т.е. для творчества» [18, с. 245].

Изучением творчества занимаются такие зарубежные психологи как Ж. Пиаже, В. Вунд, К. Бюлер, К. Юнг, А. Адлер, М. Вертгеймер, Т. Рабо, К. Роджерс, отечественные психологи как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, К.Н. Корнилов.

 «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [17,с.3]. Такое определение творческой деятельности дает Л.С. Выготский. Он рассматривает процесс творческого воображения со всех сторон, в изменении и развитии, и пишет, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека…Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [17, с. 10]. 

Л.С. Выготский внес большой вклад в исследование творческой деятельности детей. Главная его заслуга состоит в том, что творчество признает за всеми людьми, а не только за немногими избранными.

В современной педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, что он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребёнка [57, с. 40].

Определение, данное И.П.Волковым, больше всего подходит для объяснения творческой деятельности младшего школьника: «Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи» [14, с 48].

Таким образом, результатом творческой деятельности младшего школьника должен стать самостоятельно созданный продукт: макет, рисунок, задание, придуманное самим учеником, стихотворение, рассказ, игрушка или даже предложение, словосочетание и т.п.

Чтобы ребенка вооружить способностями к творческим достижениям, недостаточно развивать только умственные способности. Вместе с тем надо воспитывать и личность. Но не надо рассматривать воспитание творческих способностей так, как будто он растворяется в общем развитии личности. Поэтому надо формировать качества, которые присущи творческой личности. Этого можно добиться через формы деятельности, насыщенные игровой направленность.

«Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердце. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество», писал В.А.Сухомлинский. [62, с 56].

Б.П.Никитин утверждает, что творчество – это чрезмерно важная сторона активной деятельности воспитанника, в которой особенно сильно переживается радость мышления. [47, с 56].

Таким образом, исходя из психолого-педагогических исследований по проблеме развития творчества детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы:

- творчество особенно тесно связано с деятельностью воображения, подобно этому нельзя исключать из творчества и мышление, т.к. оригинальные решения могут возникнуть тогда, когда у ребенка развито творческое воображение, когда у ребенка сформирован определенный стиль мышления;

- творческие способности легче раскрыть и развить у детей именно в младшем возрасте, поскольку они способствуют поднятию коэффициента интеллекта ребенка в более старшем возрасте;

- для того, чтобы развивать творчество, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием. Следовательно, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения;

- творческая деятельность воображения в большей степени зависит от прежнего опыта человека, от его богатства и разнообразия. Из сказанного можно сделать вывод, что необходимо обогащать и расширять опыт ребенка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности;

- творчество является вершиной развития человека, человеческих способностей, а возрастная сензитивность этих способностей совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах. Поэтому перед учителем начального звена встает задача развития творческих способностей каждого ученика.

 

 

1.2. Пути развития творческих способностей детей во внеклассной

деятельности.

 

  Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является предпрофильная подготовка младших школьников к жизни, к труду, воспитание личности, готовой и способной творчески, с полной отдачей сил работать на различных сферах деятельности после окончания школы. В начальных классах закладываются основы трудовой подготовки, качества характера творческой личности.

«Профиль» каждого ребенка представляет также исследовательский интерес. Можно выяснить, какими специальными способностями обладает ребенок, с помощью анкеты, созданной американскими учеными Де Хааном и Кафом. [50, с 53].

В каждой школе есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.

«Все дети талантливы, - утверждает педагог-новатор И.П.Волков, опыт работы которого направлен на создание условий для раскрытия творческих способностей детей. – Надо только, чтобы школа помогла каждому узнать свои способности. Детям интересно учиться, когда они любят свою школу, любят своего учителя» [14, с 48].

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытным, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых.

Над проблемой развития творческих способностей в свое время работали такие отечественные педагоги, как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Ф.Шаталов, позднее Г.В.Лабунская, Б.П.Никитин, И.П.Волков, Л.Н.Кныш, Г.В.Трегубова и другие.

Над этим в Республике Саха (Якутия) работают учителя-практики Т.А.Данилова, Д.Е.Моисеева, Р.И.Никифорова, Е.М.Николаев, М.С.Слепцова, З.В.Татаринова.

В нашей работе мы обратимся к опыту некоторых из них.

Проблемой развития творческих способностей и склонностей школьников занимается И.П.Волков. По его мнению, все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Чтобы младший школьник создавал такие продукты, необходимо, подчеркивает Волков, обеспечить благоприятные условия и снабжать учащихся минимумом обще- профессиональных знаний.

При проектировании и организации уроков творчества, Волков использует принципы, которые разработал он сам. Они таковы:

1. Фундаментом любого творчества является знание.

2. При выборе учебного материала должны строго отбираться только те сведения, которые нужны для решения данной задачи.

3. Изучаемый материал должен многократно повторяться, при этом, чтобы избежать монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика.

5. Младшеклассник с интересом может делать одну и ту же работу не более чем на трех-пяти занятиях, то для того, чтобы поддержать интерес к труду, надо часто менять виды работ для формирования устойчивого интереса к учению.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. «Грамотность – это правила. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство. Мастерство – это квалификация».

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.

8. Индивидуальный подход [14, с 45].

Одним из педагогов-новаторов, который занимался развитием творческих способностей детей, является Б.П.Никитин. По его мнению творческим можно назвать человека, который может решать творческие задачи. Для того, чтобы успешно развивать творческие способности, Б.П.Никитин советует придерживаться некоторых условий:

1) Раннее начало физического развития ребенка.

2) Заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3) Максимальное напряжение сил, т.е. способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

4) Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов работы и т.д.

5) Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку [47, с. 9].

Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль, образное видение мира, развивает пространственное мышление.

Семантика творчества и изобразительной деятельности едина. Ребенок рисует и то, что видит вокруг себя, и то, что чувствует, и то, что подсказывает ему игра, фантазия.

 В отличие от взрослых, много рисующих натуру, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и в то же время своеобразно-реально отражая мир. Их больше интересует изображение действий, событий. Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Изучая особенности детского изобразительного творчества, ученые и педагоги отметили, что до 8-10 лет дети рисуют смело, не боясь красок и размера листа, свободно выражают в рисунке свои мысли. Им в это время не хватает жизненного опыта, и они интуитивно, т.е. повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир» [4, с.53]. Многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности. Посредством изобразительного искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни, а получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь.

. Таким образом, изобразительная деятельность только тогда будет носить творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Заслуженный учитель школы РСФСР, к.п.н. известный педагог-новатор И.П. Волков, который в своей школе г. Реутова Московской области создал художественную студию и проработал там много лет, отметил такие аспекты своей работы [15, с.3 ]:

1. Посещение занятий учащимися должно быть добровольным.

2. Профориентация школьников также необходима, как и профориентация на технические профессии.

3. В работе школьной художественной студии учитель полностью может использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.

Организуя обучение творчеству, И.П.Волков исходил из следующих положений [15, с. 44]:

1. Младшеклассник не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний, умений и навыков. Поэтому практические задания надо давать, опираясь на имеющиеся у него знания и использовать их как можно полнее.

2. Работы должны выполняться грамотно, т.е. творческая фантазия детей в конкретной работе должна воплощаться грамотно, по пути развития знания правил и умений применять их на практике.

3. Младшеклассник, если даже повторит за учителем все правила, самостоятельно не может сделать грамотно многоплановую творческую работу. Поэтому творчеству в начальный период нужно учить постепенно, т.е. выполнить работу с элементами творчества.

4. Творческая деятельность ученика рассматривается в совокупности с самостоятельной. Самостоятельность ученика проявляется, если он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. А творчество проявляется, когда при единой для всех теме ученик создает оригинальное изделие с соблюдением изученных правил.

Также И.П.Волков разработал свою методику развития творческих способностей детей. Он выделил четыре основные физические качества детей, которые лежат в основе успешного овладения многими профессиями [6, с.47].

1. Координация движений рук. Чем лучше развита координация движений рук у учащихся, тем проще ему овладеть новым видом труда. Уроки рисования у шестилеток всегда начинаются с рисования узоров на листке в клетку. Подбирают образцы, где нужно проводить во весь лист горизонтальные и вертикальные прямые. Если ученик сможет «на глаз» провести несколько параллельных линий во весь лист, сделать «от руки» окружность, то он выполнит любой рисунок.

2. Быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала. Под словом «быстрота» понимают практически мгновенное решение задачи на различные темы. Эти качества вырабатывают с первых дней обучения и делают это разными способами. Ответ хором является одним из основных приемов активизации внимания учащихся, приобщает всех учащихся к участию на занятии.

3. Память. Память – это фундамент многих видов деятельности, она необходима и для устного счета. Чтобы устно решить задачу с трех, и тем более с четырехзначными числами, надо какое-то время в памяти держать одновременно несколько чисел. Поэтому память тренируют специально.

4. Глазомер. Чаще дети учатся размечать детали «на глаз» и уже к концу I класса могут свободно разделить альбомный лист пополам, начертить линию или приклеить деталь посередине листа и т.д.

Таким образом, развивая целенаправленно эти четыре качества, учитель дает возможность ученикам довольно быстро научиться ориентироваться во всех изучаемых нами видах труда.

Развитию творческих способностей, бесспорно содействует и стиль проведения самих занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: