Основание деревни Кутлугушево

Старопохвистневцам повезло ж ить в благодатной местности

 

 

       Особенности природы нашей местности, Что мы знаем о них? Стремимся сохранить всё то, что создано природой для будущих поколений – своих потомков? Следует задуматься над этим:

Гора Копейка – возвышенность Бугульминско-Белебеевской гряды. Высота холма 250 метров над уровнем моря.

О названии горы старопохвистневцы знают несколько легенд:

· Первая из них о том, что в пещере горы, которая очень хорошо и незаметно замурована, спрятан клад разбойников Степана Разина;

· Около горы разбойниками был убит проезжающий купец. Грабителями было испытано большое разочарование, когда они у купца нашли денег всего копейку;

· Третья легенда – гора просто имеет вид копейки и представляет собой богатство – геологическое строение и уникальная флора позволяют отнести эту гору к категории комплексных памятников природы.

 

 

ГОРА КОПЕЙКА

       Змейкой, извивающейся вдоль зеленых берегов, бежит Большой Кинель вдоль яров, протянувшихся по правую сторону от реки. Красно-коричневыми загадочными горами кажутся они издали, А окажись рядом – перед тобой полные величия крутые склоны, покрытые бедной растительностью.

       Кое-кто на местных жителей считают их южными оконечностями Урала, что не соответствует истине. Кинельские яры входят в состав расположенной к северу от нас Бугульминско-Белебеевской возвышенности, которая к Уралу никакого отношения не имеет, да и происхождением они различны.

       Яры являются немыми свидетелями геологического развития нашего края. Возникли они более 250 млн.лет назад и сложены пестроцветными глинами татарского яруса верхнепермской системы. У их подножия плескалось не одно теплое море, пока не появился многоводный вначале пра-Кинель. Яры были свидетелями расцвета и гибели древних гигантских ящеров – динозавров, становления первых млекопитающих. Прошло немало времен, прежде чем яры приобрели современный вид. И только одному из них, благодаря мрачной легенде «повезло» заиметь название. Кроме того, он объявлен памятником природы. Чем же Копейка заслужила такое признание?

       Являясь долгое время незатопленными участками суши, яры сохраняли растительность давно минувших лет. И среди них самой богатой по количеству видов оказалась гора Копейка. Геологическое строение и уникальный флористический состав позволяют отнести Копейку к категории комплексных памятников природы.

       Жесткие условия обитания – ветровая и водная эрозия, бедные почвы, высокие сезонные перепады температур – обусловили развитие специфических видов растений. Поэтому здесь преобладают виды, пик развития которых приходится на конец весны и начало лета. В это время года склоны Копейки особенно красивы. Ненадолго они становятся зелеными и покрываются ковром цветущих трав. И совсем не верится, что здесь, среди однообразного ландшафта могут произрастать такие яркие цветы. Теплый весенний ветер разносит их дурманящий аромат, к которому подмешивается пьянящий дух тимьяна и шалфея.

       Входит в свои права лето, горячее солнце выжигает всё живое, и гора одевается в коричневый цвет. Но жизнь не замирает. На смену крупным весенним цветам приходят небольшие, невзрачные растения, более приспособленные к недостатку влаги. И так до самой осени…

       Так какие же виды интересных растений обитают на Копейке? Прежде всего, занесенные в Красную книгу СССР: адонис весенний, ковыль перистый, прострел раскрытый, тонконог жестколистный, рябчик русский. Кроме того, здесь произрастают еще три вида ковыля, несколько видов астрагала, диких луков и др. Из красивоцветущих – ветреница лесная, астры альпийская и ромашковая. И это далеко не полный перечень.

       По воспоминаниям старожилов, Копейка в прошлом была излюбленным местом сбора дикого лука. Говорят даже, что с вершины струился ручей с холодной прозрачной водой. На собственном опыте один из авторов убедился в том, что клубника, изредка здесь встречающуюся по вкусовым достоинствам превосходит культурные сорта.

 

Ятманские широколиственные леса.

Они находятся у села Ятманка занимают площадь 868 га.

Весь уголок Ятманских лесов очень живописен и располагает к отдыху на лоне природы.

Ятманские широколиственные леса сложены такими породами, как дуб обыкновенный, клён остролистный, липа мелколистная, ильм, изредка встречается береза. В подлеске – жимолость татарская, лещина обыкновенная, малина, рябина, бересклет бородавчатый, шиповник, крушина слабительная; в сырых местах растут ивы: ива пепельная, ива козья.

В травяном покрове доминирует ландыш майский, подмаренник душистый, фиалка удивительная и др. Здесь произрастают редкие растения, занесенные в Красную Книгу России: лилия кудреватая, прострел раскрытый, василек русский, адонис весенний, ветреница лесная, живокость клиновидная, ковыль перистый, глобулярия точечная, астра альпийская, истод сибирский.

 Данный памятник природы имеет большое научное и культурно-оздоровительное значение, но нуждается в защите от рубки леса, вытаптывания, уничтожения редкой флоры и фауны.

Около нас столько воды, что некоторым людям остаётся только позавидовать этому.

3 реки: Большой Кинель, Кутлугушка (правобережный приток Кинеля, протяженностью  приблизительно 20 км.), река Каранга, которая тоже впадает в Кинель, озеро Копейка, расположенное у подножия горы. Имеется много родников, которые в знойное лето дарят старопохвистневцам прохладу. Рядом с поселением находятся леса. И именно эту красоту воспевает в своей книге «Тропинка к своему дому» наша односельчанка Тамара Лаврентьевна Алексеева

 

Лето пахнет душицей и мятой,

Так кружится голова.

На поляне цветастой, примятая

Под босыми ногами трава.

Голубая ветла косы длинные

Умывает в реке до утра

Все тропинки в ромашковом инее.

Для гаданий настала пора.

За селом тесно клёны с березками,

Обнимаясь, уходят в туман.

Поле, поле с красою неброскою,

Ты колышешь хлебов океан.

ГЛАВА 1

 

Основание деревни Кутлугушево

       Из истории Похвистневского района известно, что на землях, где живут и трудятся наши современники – старопохвистневцы первые поселенцы появились сравнительно недавно – около 270 лет назад в 1744 году.

    Основали деревню и стали первыми её жителями служилые татары-тарханы из рода Кутлугуша Дюскеева, предки которого раньше жили в Казанской губернии. За службу русскому царю, отец Кутлугуша в 1692 году получил Царскую грамоту на тарханство, что давало его детям и ему, а также его братьям право на владение землей и несение службы, освобождало от всех других видов налогов и податей. По этой Грамоте ему, сыновьям и братьям отца Кутлугуша было предписано служить «на башкирских землях по Уфе» и охранять эти земли от набегов кочевников.

    В архиве древних актов имеются сведения о том, что в 1744 году сотник Кутлугуш Дюскеев с дядьками Ахмаметко и Шимаметко и с другими «своими» людьми поселились по реке Кинелю в Бугурусланском уезде Уфимской губернии.

 

    (РГИА, ф.1350, оп.56 хр. 563, ч.2 «в»)

    Дело за 1792г. деревень Галинкиной, Асешевой, Султангуловой, Кулшариповой, Ишейтархановой, тарханы (л.33). Копия с грамоты Михаила Фёдорович.

    … дал тарханную грамоту Ногайские дороги деревни Кугарчины служилому тархану Кильею Монашеву на бобровые ловли, что за Камою рекою по Кинель речке… (1617г. и 1613г.)… в прошлом 125г. бил челом… он Килей…, а сказал, в прошлом де в 121 г. даны бобровые ловли тое же деревни Кугарчины брату его родному служилому тархану Булату Монашеву… брат его в тарханах служил… и грамота тарханная брата его на те бобровые ловли за государевою печатью государства Казанского… (брат убит)… а он… Килей после брата своего с тех бобровых ловель государевы всякие службы служит вместе с служилыми татары без денежного жалованья… (л.35).

    (1618, 1685, 1686… Предки вашего императорского величества в прошлых 126,7193, (1691, 1692, 1695гг.) 7194, 7199, 7200 и 7203 годах… пожаловали предков наших служилых тархан… за службу… на поместные и вотчины…, состояли прежде в Уфимском уезде по Казанской дороге в Кипчакской волости по реке Кинели со всеми впадающими малыми реками… (л.19)

    … 1793г. жили в Бугурусланском уезде в Кутлугушевой… тарханы…1691г. В дело вплетено дело: «7199г. в царстве Казанском был челом служивый тархан Ишейко Токтаров называясь наследником ложно прапрадеду нашему тархану Кулей Манашеву двоюродным братом и тем ложным челобитьем просил … чтобы ему татарину Ишейку Токтарову повелено было прапрадеда нашего.. жалованное поместье справить… за него… Дана ввозная грамота на даче в Казанском уезде. А наши дачи состоят в Уфимском уезде по дороге Казанской Кипчакской волости по реке Кинелю…» (л.22).

    …. В 1744 г. внучата его родные дали запись служилым ясашным татарам на те урочища и места, на которые дана грамота, а ими против нашей грамоты фальшивая…, оные земли состоя за нами, а деду их. Ишейко Токтарову татарину и в той грамоты написали, чтобы владению иметь вообще и в 1753г. (эти внучата) еще дали запись на те жде урочища и места обще с теми людьми, которым от них дана запись. Казанского уезда Ногайской дороги ясашаным чувашам деревни Якуниной (Якунки) Алтирановой сотни деревни Барнаевой… и так они (эти внучата)…. с припущенными ими по записям в одно общество… насильно поселились на нашей тарханной даче… (л.22).

 

Из другого дела:

З 126 г. … били (челом) государю чуваша Ногайские дороги деревни Г… да Зюрейские дороги деревни Емашурма ложно и их на оброк (на: - т>: земли) оболгав… впусте… (л.35 об.).

    з 126 г… били челом… деревни Кобяк Зюрейские дороги чуваша… (что земли и впусте лежат)… Потомки названного населения позже жили в Уфимском уезде в Юрмийской, Болярской и Еланской волостях в «обще» с башкирцами тех золостей по 1,2,3 двора в деревне…) (л.39 об).

    В 1744 г. они поселились по Кинелю – оттуда, они пишут, сошли их предки от неприятельских набегов киргис-кайсаков… (л.39 об). Просители жили в Кипчатской волости… (л.40 об), но в 1744г. поселились по Кинелю… просители поселились в деревнях: Солтангулово, Заитово, Мурзино, Кутлугушево, Алькеево… Кипчатской волости деревни Алькинеевой башкирцы (Тамги)

 

    Еще один документ (л.47 об)

    1695 г. Грамота: По указу Иона Алексеевича и Петра Алексеевича… 7200г. Грамоту предъявили Уфимского уезда Казанской дороги команды служилых татар старшина Заит Абдуллин и тархан Кутлугуш Дюскеев («наперед сего жили в разных волостях – в Юрмийской, Бюлярской и Еланской»). Текст грамоты: «… дана ввозная грамота служилым тарханам Казанской дороги деревни Калмия Дюсейку, Ахмаметку да Ишмаметку Юсуповым детям на поместье отца их, что в Казанском уезде по Зюрейской дороге Чалах да на вотчину за Камою рекою по Кинель реке по обе стороны… отце из Юсуп Сулейманов… служил … по Казани, а поместье за отцом их было в Казанском уезде по Зюрейской дороге в деревне Чалах пашня и сенные покосы… вообще с братьями за Арысланом Сулеймановым да вотчина за Камою рекою по Кинелю…

    1615г… а в прошлом же (123 г.) после отца своего сошли в Уфимской уезд… и велено им службы служить по Уфе в тарханах…

    (то, что написано)… за Килем Монашевым с братьями с Сулейманом да Смаилем да Чараем были им деды… (,) да отцу Юсупу Сулейманову с братьям Алиганом да с Арасланом… После дедов Смаиля да Чарайка детей не осталось… (п.47 об). Дюсейко – отец Кутлугуша, а Ахметко и Ашмаметко – дядья… В связи с вышеуказанным делом 1747 г., видимо, была обнаружена грамота 1695г… 7203г.

    … старинные вотчины у прадедов, дедов и отцов… поселились русские и татары и чуваша и пришел из Казанского и Тобольского и Кунгурского уездов и Соловарного городка…

    … в летнее время они (челобитчики) в тех своих вотчинах и угодьях и на полянах кочуют… с конными стадами… (им сейчас) кочевать дают… (л.50). Копия с грамоты Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (л.51)… дана ввозная грамота служилому татарину Ногайские дороги деревни Каирли Ишейку Токтарову на поместья и вотчины деда его Тлекейко Карманова…

    … В РНЕ году служилому татарину Зюрейской дороги деревни Чалов Килейко Монашеву… по Кинели… в РУ в году после Килейки Монашева из той вотчины.. четвертой жребий да половина поместья дана его двоюродному брату служилому татарину Ногайской дороги деревни Каирли Тлекейку Карманову, а его Ишекуе деду…

    Ревизские материалы:

РГАДА, ф.1355, оп.1, ед.хр.1876 «Бугурусланский уезд». Данные по 5 ревизии (1795г.)

 

    Кипчатская волость

    Алкино служилых тархан – 60 муж. – 67 жен.

башкир – 2 муж. – 3 жен., крещенных чуваш – 160 муж. – 138 жен., некрещеных чуваш – 21, муж. – 25 жен.

Государственный архив Оренбургской обл., ф.6, оп.4 ед.хр. 7850. Бугурусланский уезд. 1823г. Алкино – башкир 99 муж.п.

    Кутлугушу и его людям понравились Кинельские яры, так как природа здесь на редкость располагала всем, что было необходимо для жизни и ведения службы по охране близлежащих земель от набегов кочевых племен. Гора, река Кинель и впадающие в неё другие речушки были удобными позициями для служилых людей от внезапных набегов кочевников. Так на карте огромной Российской империи появилось маленькое поселение Кутлугушево. Название деревни было дано по имени основателя. Также была названа и река, около которой обосновались служивые люди Кутлугуша, которые стали обрабатывать землю, выращивать хлеб, кормить свои семьи. В 18-ом веке земли вдоль Кинеля стали заселяться переселенцами из центральных районов России. Необходимость в защите от набегов кочевников отпала. Татары, в основном, ушли в другие места, где селились их земляки-переселенцы из Казанской губернии.

    «Кутлугуш бабай» так его называли крестьяне, поселившиеся в данной местности, прожил со своей семьей до старости и после смерти был похоронен здесь же. Не повезло потомкам Кутлугуш бабая, так как, прожив в этих местах почти всю жизнь вынуждены были покинуть их и уступить свои земли в 80-ых годах 19 века дворянам Похвисневым.

    А случилось так потому, что этому факту предшествовали следующие события.

    По указу царицы Екатерины II в 1784 года тарханам - татарам и башкирским мурзам представлялись привилегии и присваивалось дворянское звание, если последние могли доказать свою родословную и наличие Царской грамоты на тарханство.

    Но немногие из служилых татар смогли доказать это.

    Оказалось, что большинство потомственных татар-тарханов давно затеряли пожалованные им царями Грамоты. Если они имелись, то в них не было оговорено, что тарханы приравниваются к дворянству, а лишь только офицеры и классные чиновники получали звание дворянина. Так по этой причине потомки Кутлугуша остались без земли и вынуждены были уйти в другие места. По сведения краеведа Ендураева В.А. могила Кутлугуша находилась в 200 метрах от усадьбы помещицы Похвистневой (Шихобаловой) в северо-восточной стороне. Старожилы села помнили это место. Но со временем колхозные трактористы распахали поля и захоронения исчезли.

ГЛАВА II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: