Виды таможенных пошлин и их классификация

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообло­жения ввозимых или вывозимых товаров. При этом ставки таможен­ных пошлин — единые и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ставки таможенных пошлин в Российской Федерации опре­деляются Правительством РФ.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможен­ными органами при импорте или экспорте товара и являющийся усло­вием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспорт­ным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает нацио­нальных производителей от нежелательной иностранной конку­ренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта то­варов, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин приведена в табл. 2.(См. прил №2)

       По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

1) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимо­сти облагаемых товаров (например, 20% таможенной стоимости);

2) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 кг);

3) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенно­го обложения (например, 20% таможенной стоимости, но не менее 10 евро за    1 кг).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной то­варной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рын­ка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увели­чении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены товара до 100 евро доходы бюджета сократятся до 20 евро. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они пре­дусматривают необходимость таможенной оценки стоимости това­ра для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (об­менный курс, процентная ставка и проч.) и административных (та­моженное регулирование) факторов, применение адвалорных по­шлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место зло­употреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандарти­зированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колеба­ния цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает им­порт автомобиля стоимостью 10 000 евро, поскольку составляет 10% его цены, чем автомобиля стоимостью 12 000 евро, поскольку состав­ляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены воз­растают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфиче­ского тарифа падает. Но с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения таможенные пошлины классифицируются

как:

1) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяе­мой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Разные страны на разных этапах своего развития с помощью импортных пошлин обеспечивали налоговые по­ступления, но затем их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль);

2) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспорт­ные товары при выпуске их за пределы таможенной территории госу­дарства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют цель сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. На­пример, для ограничения вывоза необработанной древесины из стра­ны Австрия взимала экспортные пошлины с вывозимых «балансов». В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, явля­ется ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Такая ситуация соз­далась при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, кофе — Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России;

3) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречают­ся крайне редко и используются преимущественно как средство тор­говой войны.

По характеру таможенные пошлины классифицируются как:

1) сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного ха­рактера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их дейст­вия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанав­ливается;

2) антидемпинговые — пошлины, применяемые в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб ме­стным производителям подобных товаров либо препятствует органи­зации и расширению национального производства таких товаров;

3) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт то­варов, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если их импорт наносит ущерб национальным производи­телям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке, для того чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.

Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкрет­ных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны тор­говых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средст­вом, к которому прибегают страны, когда все остальные способы уре­гулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

1) автономные — пошлины, вводимые на основании односторон­них решений органов государственной власти страны. Обычно реше­ние о введении таможенного тарифа принимается в виде закона пар­ламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин ус­танавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

2) конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений, например ге­неральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО);

3) преференциальные (льготные) — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным та­рифом, которые накладываются на основе многосторонних соглаше­ний на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель префе­ренциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1947 г. действует Общая сис­тема преференций, предусматривающая значительное снижение им­портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.

Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типом ставок таможенные пошлины классифицируются как:

1) постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовре­менно установлены органами государственной власти и не могут из­меняться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

2) переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изме­няться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государ­ственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сель­скохозяйственной политики.

По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются

как:

1) номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном та­рифе. Они дают только самые общие представления об уровне тамо­женного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

2) эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на ко­нечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: