Анализ движущих сил отрасли

 

Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли общественного питания, выделим следующие:

· Изменение темпов роста отрасли. Темпы роста отрасли высокие 10% в год.

· Изменение в составе покупателей и способов использования продукта. В ближайшие годы изменения в составе покупателей маловероятны. Способ использования продукта не изменится.

· Инновации в продуктах. Продуктовые инновации возможны, в нашем случае - это появление новых напитков, блюд.

· Технологические инновации значительно облегчают работу заведений общественного питания.

· Маркетинговые инновации. Фактор оказывает влияние на отрасль. В отрасли общественного питания активно применяется реклама на интернет-сайтах, в газетах и журналах города.

· Вход или выход крупных фирм в отрасли. Фактор оказывает влияние. Вход крупных фирм может ожесточить конкуренцию между существующими компаниями в отрасли.

· Распространение технологических ноу-хау оказывает положительное воздействие на отрасль.

· Изменения в стоимости и эффективности. За последнее время повысились цены на сырьё, что повлияло на цену готовых блюд. Изменения в стоимости привели к потере определённого сегмента потребителей.

· Влияние законодательных изменений. Фактор оказывает большое влияние на отрасль и чаще всего изменения в законодательстве ограничивают деятельность заведений общественного питания.

· Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни. Фактор оказывает положительное влияние на отрасль. В последнее время стало модно и престижно встречаться, проводить время в кафе или в других подобных заведениях, что благоприятно влияет на деятельность заведений подобной концепции.

· Снижение неопределенности и риска в бизнесе. На данный момент можно сказать, что у отрасли средний уровень неопределенности и риска. Многие заведения терпят крах в первые недели после открытия, из того, что не соответствовали потребительским интересам или были расположены в невыгодном месте.

 

Вывод: благодаря проведению анализа движущих сил отрасли было выявлено влияние факторов на отрасль общественного питания, в том числе на наше предприятие.

Итак, анализ показал, что следующие два фактора оказывают отрицательное влияние:

· Изменения в стоимости и эффективности

· Влияние законодательных изменений

 

Положительную направленность имеют:

· Изменения темпов роста отрасли

· Технологические инновации

· Распространение технологических ноу-хау

· Снижение неопределенности и риска в бизнесе

 

Такую силу, как маркетинговые инновации необходимо отслеживать, оставшиеся движущие силы также необходимо учитывать.

 

 

Анализ внутренней среды кафе «Рафаэль»

 

SWOT-анализ

 

Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT - анализ.

Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании.

SWOT-анализ "Рафаэль" (таблица 3)

 

Сильные стороны (S): Слабые стороны (W):
-Персонал организации имеет высокую квалификацию. -Предоставление возможности обучения и развития персонала. -Заработная плата достаточно высокая и выдаётся в установленный срок. -Высокий уровень обслуживания. -Регулярное обновление оборудования. -Организация рентабельна. -Возможность контролировать все процессы в компании со стороны руководства. -Поддержание корпоративного духа. -Возможность карьерного роста. -Выгодное расположение заведения. -Возможен безналичный расчёт. -Наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях. -Высокая арендная плата, обусловленная местоположением. -Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии -Отсутствие опыта маркетинговых исследований. -Значительная нагрузка на одного специалиста. -Нестабильные объемы реализации.  
Возможности (О): Угрозы (Т):

Макроокружение

Политические: - Программа долгосрочного социально-экономического развития России. Экономические: - Уровень жизни населения Ситуация с оплатой труда с региона отражает общероссийские тенденции - цена труда в городе растет - Падение доллара по отношению к рублю, т.е. укрепление российской валюты. Технологические: введение новых программ бухгалтерского учёта, оснащение кухни новыми автоматизированными системами, значительно облегчают деятельность заведений общественного питания. Антиинфляционная политика. Социальные: -Повышение числа трудоспособного населения (потенциальные потребители): трудоспособное население составляет 64,8% от общего числа, моложе трудоспособного 15,6%, старше трудоспособного -19,6%.  Политические: -     Изменения в законодательстве - Изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и пр. Экономические: - Повышение ставки рефинансирования на 0,25 п. п., теперь она составляет 10,25% годовых. - Уровень инфляции. В январе индекс потребительских цен составил 2,3% против 1,7% в январе прошлого года. Таким образом, в годовом выражении инфляция выросла до 12,6% по сравнению с 11,9% на конец 2009 года - Рост цен: Повышение цен на сырьё повышает себестоимость готовых блюд, что значительно понижает прибыль Демография: В Свердловской области, как и во всех практически регионах России наблюдается снижение демографического потенциала.

Ближайшее окружение.

Сила влияния потребителей и поставщиков низкая. Высокие барьеры входа Угроза появления на рынке новых организаций не оказывает особого влияния. Существует угроза со стороны товара-заменителя Наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями.

 

Матрица угроз (таблица 4).

Таблица 4 – Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Последствия угроз

Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние "Легкие ушибы"
Высокая          
Средняя - Рост уровня инфляции. - Повышение ставки рефинан- сирования   Рост цен     Высокое конкурентное соперничество между действующими организациями.  
Низкая       Существует угроза со стороны товара-заменителя

 

Матрица возможностей (таблица5)

Таблица 5 Матрица возможностей

Вероятность реализации возможностей

Влияние возможностей

Сильное Умеренное Слабое
Высокая Высокие барьеры входа. Изменения, связанные с переменами во власти.  
Средняя Повышение уровня жизни населения - Падение доллара по отношению к рублю - Повышение числа трудоспособного населения Влияние потребителей и поставщиков низкое.
Низкая Антиинфляционная политика.     Программа долгосрочного социально-экономического развития России

 

 

Вывод из SWOT-анализа "Формат-кафе":

Наиболее опасные угрозы для компании:

− Рост уровня инфляции.

− Повышение ставки рефинансирования

− Рост цен

Возможности среды:

− Повышение уровня жизни населения

− Антиинфляционная политика.

− Падение доллара по отношению к рублю

− Повышение числа трудоспособного населения

Наиболее сильные стороны организации:

− Предоставление возможности обучения и развития персоналу

− Высокий уровень обслуживания.

− Организация рентабельна.

− Поддержание корпоративного духа компании.

− Выгодное расположение заведения.

− Возможен безналичный расчёт.

Наиболее слабые стороны:

− Наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях.

− Высокая арендная плата, обусловленная местоположением

− Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии.

− Значительная нагрузка на одного специалиста.

− Нестабильные объемы реализации.

 

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности "Рафаэль", при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества.

Анализ конкурентов

Эта часть конкурентного анализа делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма (в нашем случае кафе) в отрасли.

В качестве основных конкурентов рассмотрим:      

− Кафе "Джага"

− Кафе "Виктория"

− Кафе "Комфорт"

Таблица 6 – Выявление характеристик отрасли для построения карты стратегических групп.

 

Характеристика / заведение Рафаэль А Джага В Виктория С Комфорт D
1. Цена товара Высокая 4,0 Выше средн 2,0 Высокая 4,0 Низкая 5,0
2. Расположение (наличие парковки) Есть рядом 5,0 Есть 5,0 Далеко 1,0 Рядом, но небольшая 2,0
3. Ассортимент Широкий 5,0 Широкий 5,0 Узкий 2,0 Среднии 3,0
4 Степень квалификации персонала Высокая 5,0 Высокая 5,0 Средняя 3,5 Средняя 3,0
5 Уровень сервиса Высокий 5,0 Высокий 5,0 Средний 4,5 Средний 3,0
6 Имидж Средний 3,5 Высокий 5,0 Средний 3,0 Низкий 2,5

 

Характеристики были оценены по 5-ти балльной шкале. Далее составлены карты стратегических групп по 2 переменным, которые наилучшим образом показывают различия и схожесть конкурентов.

Рисунок 1. Карта стратегических групп

Исходя из построения карты стратегических групп по двум параметрам: цена товара, расположение, видно, что "Рафаэль" (А) находится в стратегическом пространстве обособлена, без присутствия конкурентов. Итак, положение организации по данным параметрам весьма выгодное.

 

Рисунок 2. Карта стратегических групп

 

Из карты стратегических групп по параметрам: уровень сервиса - ассортимент, видно, что "Рафаэль" и "Джага" занимают одно стратегическое пространство. Следовательно, основным конкурентов в данной области является кафе "Джага".

 

Рисунок 3. Карта стратегических групп

 

По данным показателям "Рафаэль" главным конкурентом является "Джага". Ситуацию осложняет тот факт, что кафе "Джага" за своё не долгое пребывание в отрасли уже успела зарекомендовать себя как весьма престижное заведение, благодаря хорошей рекламной политики. Степень квалификации персонала у организаций на одинаковом уровне.

Вывод: основным конкурентом является кафе "Джага".

 Анализ стратегии конкурентов

Месторасположение «Рафаэля» довольно выгодно, т.к. по близости нет заведений подобного типа и концепции. В таком случае будем рассматривать в качестве конкурентов заведения с похожей концепцией заведения: "Джага", "Виктория", "Комфорт".

В связи с закрытостью данной информации, полноценный анализ стратегии конкурентов провести невозможно.

"Джага"

1. Стратегические намерения: лидировать на рынке.

2. Масштаб конкуренции: местный.

3. Цели в борьбе за долю рынка: ряд маркетинговых мероприятий, с целью привлечения большего количества посетителей.

4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.

5. Стратегия действий: комбинация наступательных и оборонительных мер.

6. Сильные стороны: отличная репутация, хорошо проработанный имидж, известность, удачное месторасположение, есть место для парковки.

7. Слабые стороны: высокий средний счёт.

 

Кафе "Виктория"

1. Стратегические намерения: удерживать рыночную позицию.

2. Масштаб конкуренции: местный.

3. Цели в борьбе за долю рынка: укреплять существующую позицию, расширить ассортимент блюд.

4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.

5. Стратегия действий: комбинация наступательных и оборонительных мер.

6. Сильные стороны: завоёванный сегмент рынка, благоприятное месторасположение.

7. Слабые стороны: высокий средний счёт, маленький выбор блюд.

 

Кафе "Комфорт"

1. Стратегические намерения: завоевать и удержать свой рыночный сегмент.

2. Масштаб конкуренции: местный

3. Цели в борьбе за долю рынка: укреплять существующую позицию.

4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.

5. Стратегия действий: улучшить рыночную позицию.

6. Сильные стороны: низкая цена, удобное месторасположение.

7. Слабые стороны: мало места для парковки.

 

Используя поверхностные данные, определим базовые стратегии конкурентов:

"Джага" использует стратегию дифференциации. Высокий средний чек, направлен на потребителя с доходом выше среднего. Организации мероприятий в кафе уделяется большое внимание: для завлечения "дорогих" посетителей у кафе «Джага» есть свои музыканты, солисты и танцоры, так же есть караоке. Все это создаёт заведению престиж и отличный имидж.

"Виктория" использует стратегию фокусировки на дифференциации.

Кафе "Комфорт" придерживается стратегии низкоценового лидерства. В кофейне цена значительно ниже чем у конкурентов, однако они выигрывают благодаря высокому объёму продаж.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: