Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли общественного питания, выделим следующие:
· Изменение темпов роста отрасли. Темпы роста отрасли высокие 10% в год.
· Изменение в составе покупателей и способов использования продукта. В ближайшие годы изменения в составе покупателей маловероятны. Способ использования продукта не изменится.
· Инновации в продуктах. Продуктовые инновации возможны, в нашем случае - это появление новых напитков, блюд.
· Технологические инновации значительно облегчают работу заведений общественного питания.
· Маркетинговые инновации. Фактор оказывает влияние на отрасль. В отрасли общественного питания активно применяется реклама на интернет-сайтах, в газетах и журналах города.
· Вход или выход крупных фирм в отрасли. Фактор оказывает влияние. Вход крупных фирм может ожесточить конкуренцию между существующими компаниями в отрасли.
· Распространение технологических ноу-хау оказывает положительное воздействие на отрасль.
· Изменения в стоимости и эффективности. За последнее время повысились цены на сырьё, что повлияло на цену готовых блюд. Изменения в стоимости привели к потере определённого сегмента потребителей.
|
|
· Влияние законодательных изменений. Фактор оказывает большое влияние на отрасль и чаще всего изменения в законодательстве ограничивают деятельность заведений общественного питания.
· Изменение социальной, демографической обстановки, стиля жизни. Фактор оказывает положительное влияние на отрасль. В последнее время стало модно и престижно встречаться, проводить время в кафе или в других подобных заведениях, что благоприятно влияет на деятельность заведений подобной концепции.
· Снижение неопределенности и риска в бизнесе. На данный момент можно сказать, что у отрасли средний уровень неопределенности и риска. Многие заведения терпят крах в первые недели после открытия, из того, что не соответствовали потребительским интересам или были расположены в невыгодном месте.
Вывод: благодаря проведению анализа движущих сил отрасли было выявлено влияние факторов на отрасль общественного питания, в том числе на наше предприятие.
Итак, анализ показал, что следующие два фактора оказывают отрицательное влияние:
· Изменения в стоимости и эффективности
· Влияние законодательных изменений
Положительную направленность имеют:
· Изменения темпов роста отрасли
· Технологические инновации
· Распространение технологических ноу-хау
· Снижение неопределенности и риска в бизнесе
Такую силу, как маркетинговые инновации необходимо отслеживать, оставшиеся движущие силы также необходимо учитывать.
|
|
Анализ внутренней среды кафе «Рафаэль»
SWOT-анализ
Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT - анализ.
Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании.
SWOT-анализ "Рафаэль" (таблица 3)
Сильные стороны (S): | Слабые стороны (W): |
-Персонал организации имеет высокую квалификацию. -Предоставление возможности обучения и развития персонала. -Заработная плата достаточно высокая и выдаётся в установленный срок. -Высокий уровень обслуживания. -Регулярное обновление оборудования. -Организация рентабельна. -Возможность контролировать все процессы в компании со стороны руководства. -Поддержание корпоративного духа. -Возможность карьерного роста. -Выгодное расположение заведения. -Возможен безналичный расчёт. | -Наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях. -Высокая арендная плата, обусловленная местоположением. -Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии -Отсутствие опыта маркетинговых исследований. -Значительная нагрузка на одного специалиста. -Нестабильные объемы реализации. |
Возможности (О): | Угрозы (Т): |
Макроокружение | |
Политические: - Программа долгосрочного социально-экономического развития России. Экономические: - Уровень жизни населения Ситуация с оплатой труда с региона отражает общероссийские тенденции - цена труда в городе растет - Падение доллара по отношению к рублю, т.е. укрепление российской валюты. Технологические: введение новых программ бухгалтерского учёта, оснащение кухни новыми автоматизированными системами, значительно облегчают деятельность заведений общественного питания. Антиинфляционная политика. Социальные: -Повышение числа трудоспособного населения (потенциальные потребители): трудоспособное население составляет 64,8% от общего числа, моложе трудоспособного 15,6%, старше трудоспособного -19,6%. | Политические: - Изменения в законодательстве - Изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и пр. Экономические: - Повышение ставки рефинансирования на 0,25 п. п., теперь она составляет 10,25% годовых. - Уровень инфляции. В январе индекс потребительских цен составил 2,3% против 1,7% в январе прошлого года. Таким образом, в годовом выражении инфляция выросла до 12,6% по сравнению с 11,9% на конец 2009 года - Рост цен: Повышение цен на сырьё повышает себестоимость готовых блюд, что значительно понижает прибыль Демография: В Свердловской области, как и во всех практически регионах России наблюдается снижение демографического потенциала. |
Ближайшее окружение. | |
Сила влияния потребителей и поставщиков низкая. Высокие барьеры входа Угроза появления на рынке новых организаций не оказывает особого влияния. | Существует угроза со стороны товара-заменителя Наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями. |
Матрица угроз (таблица 4).
Таблица 4 – Матрица угроз
Вероятность реализации угроз | Последствия угроз | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | "Легкие ушибы" | |
Высокая | ||||
Средняя | - Рост уровня инфляции. - Повышение ставки рефинан- сирования | Рост цен | Высокое конкурентное соперничество между действующими организациями. | |
Низкая | Существует угроза со стороны товара-заменителя |
|
|
Матрица возможностей (таблица5)
Таблица 5 Матрица возможностей
Вероятность реализации возможностей | Влияние возможностей | ||
Сильное | Умеренное | Слабое | |
Высокая | Высокие барьеры входа. | Изменения, связанные с переменами во власти. | |
Средняя | Повышение уровня жизни населения | - Падение доллара по отношению к рублю - Повышение числа трудоспособного населения | Влияние потребителей и поставщиков низкое. |
Низкая | Антиинфляционная политика. | Программа долгосрочного социально-экономического развития России |
Вывод из SWOT-анализа "Формат-кафе":
Наиболее опасные угрозы для компании:
− Рост уровня инфляции.
− Повышение ставки рефинансирования
− Рост цен
Возможности среды:
− Повышение уровня жизни населения
− Антиинфляционная политика.
− Падение доллара по отношению к рублю
− Повышение числа трудоспособного населения
Наиболее сильные стороны организации:
− Предоставление возможности обучения и развития персоналу
− Высокий уровень обслуживания.
− Организация рентабельна.
− Поддержание корпоративного духа компании.
− Выгодное расположение заведения.
− Возможен безналичный расчёт.
Наиболее слабые стороны:
− Наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях.
− Высокая арендная плата, обусловленная местоположением
− Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии.
− Значительная нагрузка на одного специалиста.
− Нестабильные объемы реализации.
Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности "Рафаэль", при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества.
Анализ конкурентов
|
|
Эта часть конкурентного анализа делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма (в нашем случае кафе) в отрасли.
В качестве основных конкурентов рассмотрим:
− Кафе "Джага"
− Кафе "Виктория"
− Кафе "Комфорт"
Таблица 6 – Выявление характеристик отрасли для построения карты стратегических групп.
Характеристика / заведение | Рафаэль А | Джага В | Виктория С | Комфорт D |
1. Цена товара | Высокая 4,0 | Выше средн 2,0 | Высокая 4,0 | Низкая 5,0 |
2. Расположение (наличие парковки) | Есть рядом 5,0 | Есть 5,0 | Далеко 1,0 | Рядом, но небольшая 2,0 |
3. Ассортимент | Широкий 5,0 | Широкий 5,0 | Узкий 2,0 | Среднии 3,0 |
4 Степень квалификации персонала | Высокая 5,0 | Высокая 5,0 | Средняя 3,5 | Средняя 3,0 |
5 Уровень сервиса | Высокий 5,0 | Высокий 5,0 | Средний 4,5 | Средний 3,0 |
6 Имидж | Средний 3,5 | Высокий 5,0 | Средний 3,0 | Низкий 2,5 |
Характеристики были оценены по 5-ти балльной шкале. Далее составлены карты стратегических групп по 2 переменным, которые наилучшим образом показывают различия и схожесть конкурентов.
Рисунок 1. Карта стратегических групп
Исходя из построения карты стратегических групп по двум параметрам: цена товара, расположение, видно, что "Рафаэль" (А) находится в стратегическом пространстве обособлена, без присутствия конкурентов. Итак, положение организации по данным параметрам весьма выгодное.
Рисунок 2. Карта стратегических групп
Из карты стратегических групп по параметрам: уровень сервиса - ассортимент, видно, что "Рафаэль" и "Джага" занимают одно стратегическое пространство. Следовательно, основным конкурентов в данной области является кафе "Джага".
Рисунок 3. Карта стратегических групп
По данным показателям "Рафаэль" главным конкурентом является "Джага". Ситуацию осложняет тот факт, что кафе "Джага" за своё не долгое пребывание в отрасли уже успела зарекомендовать себя как весьма престижное заведение, благодаря хорошей рекламной политики. Степень квалификации персонала у организаций на одинаковом уровне.
Вывод: основным конкурентом является кафе "Джага".
Анализ стратегии конкурентов
Месторасположение «Рафаэля» довольно выгодно, т.к. по близости нет заведений подобного типа и концепции. В таком случае будем рассматривать в качестве конкурентов заведения с похожей концепцией заведения: "Джага", "Виктория", "Комфорт".
В связи с закрытостью данной информации, полноценный анализ стратегии конкурентов провести невозможно.
"Джага"
1. Стратегические намерения: лидировать на рынке.
2. Масштаб конкуренции: местный.
3. Цели в борьбе за долю рынка: ряд маркетинговых мероприятий, с целью привлечения большего количества посетителей.
4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.
5. Стратегия действий: комбинация наступательных и оборонительных мер.
6. Сильные стороны: отличная репутация, хорошо проработанный имидж, известность, удачное месторасположение, есть место для парковки.
7. Слабые стороны: высокий средний счёт.
Кафе "Виктория"
1. Стратегические намерения: удерживать рыночную позицию.
2. Масштаб конкуренции: местный.
3. Цели в борьбе за долю рынка: укреплять существующую позицию, расширить ассортимент блюд.
4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.
5. Стратегия действий: комбинация наступательных и оборонительных мер.
6. Сильные стороны: завоёванный сегмент рынка, благоприятное месторасположение.
7. Слабые стороны: высокий средний счёт, маленький выбор блюд.
Кафе "Комфорт"
1. Стратегические намерения: завоевать и удержать свой рыночный сегмент.
2. Масштаб конкуренции: местный
3. Цели в борьбе за долю рынка: укреплять существующую позицию.
4. Цели в борьбе за конкурентную позицию: укреплять и расширять существующую позицию.
5. Стратегия действий: улучшить рыночную позицию.
6. Сильные стороны: низкая цена, удобное месторасположение.
7. Слабые стороны: мало места для парковки.
Используя поверхностные данные, определим базовые стратегии конкурентов:
"Джага" использует стратегию дифференциации. Высокий средний чек, направлен на потребителя с доходом выше среднего. Организации мероприятий в кафе уделяется большое внимание: для завлечения "дорогих" посетителей у кафе «Джага» есть свои музыканты, солисты и танцоры, так же есть караоке. Все это создаёт заведению престиж и отличный имидж.
"Виктория" использует стратегию фокусировки на дифференциации.
Кафе "Комфорт" придерживается стратегии низкоценового лидерства. В кофейне цена значительно ниже чем у конкурентов, однако они выигрывают благодаря высокому объёму продаж.