Особенности безработицы

 

Методы борьбы с безработицей в России

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождение работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы [7,c.29-31].

Согласно опросу российская молодежь больше всего желает работать в «Газпроме»

Служба в государственной структуре или полугосударственной компании манит молодых российских карьеристов больше, чем работа в частных фирмах, пусть даже с мировым именем.

Госструктуры и монополии доминируют в списке наиболее привлекательных работодателей для специалистов в возрасте до 26 лет. Полностью и частично государственные структуры заняли 7 из первых 10 мест в рейтинге привлекательности работодателей для молодых россиян. Самыми желаемыми организациями для трудоустройства им видятся «Газпром» (21%), администрация президента (11%), «Сбербанк»(9%), нефтяной холдинг «Лукойл» (9%), «Роснефть» (8%) и МВД (8%).

- 30 самых интересных для молодежи мест работы: «Газпром» 21%; Администрация президента 11%; «Лукойл» 9%; Сбербанк 9%; «Роснефть» 8%; МВД 8%; Газпромбанк 7%; РЖД 7%; Microsoft 6%; Toyota motors 6%; Nokia 5%;

Мэрия вашего города 5%; Adidas 4%; Первый канал телевидения 4%; ВТБ 4%;

«Евросеть» 3%; РАО «ЕЭС России» 3%; «Мегафон» 3%; Apple 2%; МТС 2%;

Intel 2%; «Яндекс» 2%; Google 2%; Samsung 1%; IBM 1%; Pepsi 1%; «СТС Медиа» 1%; Procter&Gamble 1%; Coca-Сola 1%; «ВымпелКом» (»Билайн») 1%.

Молодежь в государственных компаниях в первую очередь привлекает стабильность, которой так не хватает в кризисных условиях. В то время как частные компании проводят масштабные сокращения, госпредприятия заявляют об увеличении зарплат и наборе новых специалистов.

Таким образом, поколение нынешних 40-летних, которое когда-то первым познало прелесть и престиж работы в частных структурах, не смогло передать эти ценности своим детям. Профессиональные приоритеты молодых оказались ближе их бабушкам и дедушкам, строившим свою карьеру в СССР.

За полгода, прошедшие с начала кризиса, приоритеты в трудоустройстве молодых россиян существенно изменились. Главная перемена – рост интереса к работе в государственных и окологосударственных организациях и компаниях, а также в самих органах власти. Место в мэрии родного города оказалось привлекательнее работы в таких «монстрах» рынка труда, как Apple, Intel или IBM, работа в структурах МВД и администрации президента – в разы перспективнее трудоустройства в Microsoft или Adidas, а ведущие коммерческие банки оказались в тени «Сбербанка».

Почему же госструктуры вышли на лидирующие позиции? Социологи считают, что всему виной экономический кризис, сильнее всего ударивший именно по частному сектору. Бюджетные структуры рассматриваются сегодня молодыми как места стабильности. Антикризисные бюджетные деньги направляются в первую очередь на помощь госпредприятиям, поэтому молодой специалист может не опасаться за свое место как минимум год.

У молодых специалистов совсем другое, чем у представителей среднего возраста, отношение к чиновникам и чиновничеству как классу

Интерес молодежи и государства носит взаимный характер. Молодые специалисты формировались уже в рыночных условиях, и их свежий взгляд очень полезен постсоветской бюрократии в условиях кризиса. Например, уже создана президентская программа по созданию кадрового резерва. В его первую тысячу уже вошли известные бизнесмены, представители поколения 40-летних, например, глава «ВымпелКома» Александр Изосимов. Чтобы не было разрыва поколений, государству требуется дальнейший найм молодых специалистов.

В России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы (Приложение Б). Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: