Организационный аспект

Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации

Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.

Предприятие создано в виде ОАО, что отразилось на организационной структуре предприятия.

Высшим органом управления ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров управление ОАО осуществляется Наблюдательным советом, действующим на основании Устава. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет дирекция и директор. Они подотчетны по всем вопросам своей деятельности Наблюдательному совету и собранию акционеров.

 

Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Заместители директора назначаются директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом. Руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия. Главный бухгалтер предприятия назначается и освобождается от должности директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом предприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь.

 

Дирекция предприятия в составе директора, главного инженера, заместителя директора по экономике и финансам, заместителя директора по логистике, заместителя директора по идеологической работе, заместителя директора по производству, заместителя директора по продажам, главного бухгалтера, начальника отдела правовой и кадровой работы осуществляет функции организации и управления работой подразделений предприятия по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности.

 

Исполнительным органом предприятия является дирекция во главе с директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров.

 

Анализируя организационную структуру управления ОАО, видим, что напрямую директору подчиняются 6 функциональных руководителей: заместитель директора по экономике и финансам; заместитель директора по производству; главный инженер; заместитель директора по идеологической работе; заместитель директора по логистике; заместитель директора по продажам. Количество и перечень функциональных руководителей определяется штатным расписанием на предприятии. В свою очередь у каждого функционального руководителя в подчинении находятся определенные подразделения (звенья).

 

Заместитель директора по экономике и финансам, в его подчинении: бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, планово-экономическое бюро, отдел организации труда и заработной платы, сектор АСУП;

 

Заместитель директора по производству, в его подчинении: главный технолог, бисквитный цех, отдел маркетинга и стратегического развития, полиграфический участок;

 

Главный инженер, в его подчинении: главный энергетик, главный механик, лаборатория КИПиА, ремонтно-строительный участок, ведущий инженер по системе менеджмента и качества, ведущий инженер по охране труда. Главный энергетик в свою очередь возглавляет отдел главного энергетика и курирует вопросы электротехнического участка, участка эксплуатации энергетического и сантехнического оборудования. Главный механик возглавляет отдел главного механика и курирует следующие службы: ремонтно-механический участок, участок эксплуатации технологического оборудования.

 

Заместитель директора по идеологической работе, в его подчинении отдел правовой и кадровой работы, здравпункт, столовая, делопроизводитель;

 

Заместитель директора по логистике, в его подчинении отдел материально-технического снабжения, центральный склад готовой продукции, транспортный участок, участок административно-хозяйственного обслуживания;

 

Заместитель директора по продажам, в его подчинении отдел продаж по Республике, ОПП по г. Минску, ОПП по г. Гродно и Гродненской области, ОПП по г. Бресту и Брестской области, ОПП по г. Могилеву и Могилевской области, менеджер по фирменной торговле. Менеджер по фирменной торговле в свою очередь возглавляет и курирует всю фирменную торговлю ОАО.

 

Прямое подчинение директору: секретарь приемной руководителя, центральная лаборатория, участок охраны, служба безопасности.

 

Данная организационная структура управления на предприятии имеет свои преимущества и недостатки. Одно из преимуществ состоит в том, что при решении важных вопросов и задач происходит более глубокая подготовка решений, связанных со специализацией работников. Недостаток состоит в том, что отсутствуют взаимосвязи на горизонтальном уровне между производственными отделениями.

 

Анализируя организационную структуру управления ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч”, можно сказать о том, что организация при данной структуре управления работает эффективно, стабильно. Существующая организационная структура управления на предприятии относится к линейно-функциональному типу. На предприятии постоянно совершенствуется организационная структура управления.

 

Материально-техническую базу и средства предприятия (т.е. его имущество) составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности и финансовые ресурсы, приобретенное имущество за счет средств предприятия. Источниками формирования имущества акционерного общества являются:

 

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

 

- доходы от ценных бумаг;

 

- кредиты банков и других кредиторов;

 

- денежные взносы членов арендного предприятия;

 

- иные источники, не запрещенные законодательством РБ.

 

Имущество предприятия находится в собственности акционерного общества, в котором доля государства составляет не менее 70%, оставшиеся 30% принадлежат членам акционерного общества, включая непосредственно работников ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч”.

 

ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” самостоятельно определяет направление своей хозяйственной деятельности и распоряжается произведенной продукцией (работами, услугами) и полученным доходом в соответствии с действующим законодательством и договором аренды. Обеспечивает производство, хранение и реализацию в торговую сеть города кондитерских изделий.

 

В настоящее время ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” заключил свыше 200 договоров на поставку продукции в областные и районные центры, а также свыше 1200 договоров с потребителями - торговыми точками города и области.

 

ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” осуществляет производство, хранение следующих кондитерских изделий: основным видом является печенье (сахарное, сдобное, затяжное), а также крекер и вафельный лист, которые затем реализуются по оптовым или договорным ценам в порядке, предусмотренном договорными обязательствами предприятия.

 

Акционерное предприятие приобретает сырье, материалы и другие материально-технические ресурсы по действующим оптовым или договорным ценам в порядке и на условиях, установленных для субъектов хозяйствования на территории РБ согласно их статусу. Из-за отсутствия строгих норм по отпуску собственной продукции торговым организациям ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” ведет взвешенную политику продвижения собственной продукции на рынке Республики Беларусь и на территории соседних Республик. Для осуществления своих целей предприятие:

 

- приобретает материальные ресурсы по фондам и лимитам, выделенным в установленном порядке, и на основе тендерного конкурса среди поставщиков;

 

- приобретает здания;

 

- арендует сооружения, оборудование, материалы, сырье, инструменты и другое имущество у предприятий, организаций и населения;

 

- привлекает в случае необходимости на добровольной основе денежные взносы арендаторов, а также средства других предприятий путем выпуска и распространения ценных бумаг;

 

- продает, обменивает, сдает в субаренду, предоставляет в бесплатное временное пользование или взаймы другим предприятиям, организациям и гражданам здания, сооружения, оборудование, технику, инвентарь, материалы и другие материальные ценности;

 

- списывает с баланса основные фонды, если они изношены или морально устарели;

 

- предоставляет другим предприятиям кредит на условиях, определяемых соглашением сторон, в виде отсрочки по расчетам за продукцию ОАО “Слодыч”.

 

ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность, в порядке, установленном государством, несет ответственность за ее достоверность.

 

Основной целью ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов как членов трудового коллектива, так и общества в целом.

 

Главными задачами предприятия являются:

 

- стремление к максимальному удовлетворению населения Республики в продукции фабрики;

 

- обеспечение высоких потребительских свойств производимой продукции;

 

- снижение затрат на производство;

 

- прибыльность предприятия на основе высокоэффективной производственной деятельности;

 

- обеспечение роста благосостояния членов трудового коллектива.

 

 

Вертикальные связи:

- Собрание акционеров и совет директоров. Совет директоров обязан исполнять приказы и распоряжения собранию акционеров.

- Совет директоров и генеральный директор. Генеральный директор обязан исполнять приказы и распоряжения совета директоров.

 - Генеральный директор и директор по маркетингу и персоналу. Директор по маркетингу и персоналу обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и директор по экономике и финансам. Директор по экономике и финансам обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и коммерческий директор. Коммерческий директор обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и технический директор. Технический директор обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

-Генеральный директор и отдел АСУ. Отдел АСУ обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

-Генеральный директор и бухгалтерия.  Бухгалтерия обязана исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и канцелярия. Канцелярия обязана исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и отдел МТС. Отдел МТС обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и отдел управления качеством. Отдел управления качеством обязан исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Генеральный директор и группа по разработке новой продукции. Группа по разработке новой продукции обязана исполнять приказы и распоряжения генерального директора

- Генеральный директор и служба управления производством. Служба управления производством  обязана исполнять приказы и распоряжения генерального директора.

- Бухгалтерия и расчетный отдел. Расчетный отдел обязан исполнять приказы и распоряжения бухгалтерии.

- Отдел МТС и центральный склад. Центральный склад обязан исполнять приказы и распоряжения отдела МТС.

- Служба управления производством и рознично-конфетный цех. Рознично – конфетный цех обязан исполнять приказы и распоряжения службы управления производством.

- Служба управления производством и бисквитно-вафельныо-конфетный цех. Бисквитно-вафельныо-конфетный цех обязан исполнять приказы и распоряжения службы управления производством.

- Служба управления производством и шоколадно – мармеладный цех. Шоколадно-мармеладный цех обязан исполнять приказы и распоряжения службы управления производством.

-Директор по маркетингу и персоналу и отдел по управлению персоналом и оплатой труда. Отдел по управлению персоналом и оплатой труда обязан исполнять приказы и распоряжения директора по маркетингу и персоналу.

- Директор по маркетингу и персоналу и отдел маркетинга. Отдел маркетинга обязан исполнять приказы и распоряжения директора по маркетингу и персоналу.

- Директор по экономике и финансам и планово-экономический отдел. Планово-экономический отдел обязан исполнять приказы и распоряжения директора по экономике и финансам.

- Коммерческий директор и отдел продаж. Отдел продаж обязан исполнять приказы и распоряжения коммерческого директора.

- Коммерческий директор и склад готовой продукции. Склад готовой продукции обязан исполнять приказы и распоряжения коммерческого директора.

- Коммерческий директор и транспортный цех. Транспортный цех обязан исполнять приказы и распоряжения коммерческого директора.

- Отдел продаж и группа региональных продаж. Группа региональных продаж обязана исполнять приказы и распоряжения отдела продаж.

- Отдел продаж и группа областных и городских продаж. Группа областных и городских продаж обязана исполнять приказы и распоряжения отдела продаж.

- Технический директор и служба главного энергетика. Служба главного энергетика обязана исполнять приказы и распоряжения технического директора.

- Технический директор и технический отдел. Технический отдел обязан исполнять приказы и распоряжения технического директора.

- Технический отдел и строительная группа. Строительная группа обязана исполнять приказы и распоряжения технический отдел.

- Служба главного энергетика и электроцех. Электроцех обязан исполнять приказы и распоряжения службы главного энергетика.

- Служба главного энергетика и парокотельный цех. Парокотельный цех обязан исполнять приказы и распоряжения службы главного энергетика.

- Служба главного энергетика и компрессорный участок. Компрессорный участок обязан исполнять приказы и распоряжения службы главного энергетика.

 

Горизонтальные связи:

Совет директоров,генеральный директор, директор по экономике и финансам, коммерческий директор, технический директор, отдел АСУ, бухгалтерия, канцелярия, отдел МТС, отдел управления качеством по разработке новой продукции, служба управления производством. Все они обязаны исполнять приказы и распоряжения собрания акционеров.

 

Заключение

 

Некая групп должна соответствовать нескольким обязательным требованиям,чтобы считаться организацией. К ним относятся:
      1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой
группы
      2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного
состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной
группы.
      3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы
достичь значимой для всех цели.
      Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное
определение:
      Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей.

В работе построены «дерево целей» и организационная структура ОАО «Слодыч». Цели предприятия заключаются в правильном подборе и обеспечении организации ОПФ, сырьем, ресурсами, правильной и качественной подборке персонала, обеспеченности финансовыми ресурсами и анализе рынка конкуренции. Правильный подбор и соподчинение персонала поможет правильному развитию предприятия.

 

 












Список литературы

1.Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во, Проспект, 2006.

2.Егорова Т.А. «Организация производства на предприятиях машиностроения». Учебное пособие, 2007

3.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический           словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006

4. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2006.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: