Сфера услуг для потребительской кооперации является привлекательным видом деятельности. С одной стороны, она позволяет удовлетворить потребности населения на различные услуги, создает новые рабочие места, а с другой – способствует увеличению объема деятельности кооперативных организаций и их дохода.
Формирование системы дополнительных услуг, сопровождающих процесс покупки товаров, а также послепродажное обслуживание покупателей, обеспечивает удовлетворение их спроса на услуги в комплексе со спросом на товары. Это является важным условием формирования высокого уровня торгового сервиса и соответствующих предпочтений покупателей.
Российским законодательством определен следующий перечень дополнительных услуг:
1. оказание помощи в совершении покупки, прием и исполнение заказов на товары, организация их доставки, упаковывание, комплектование, создание подарочных наборов, прием стеклопосуды, организация работ по послепродажному обслуживанию;
2. информационно- консультационные услуги, предоставление информации о товарах, консультации специалистов, проведение рекламных кампаний;
|
|
3. услуги по созданию удобств покупателю, организация и создание мест отдыха, гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей, организация питания, парковка автомашин.
Перечень дополнительных услуг, оказываемых Добринским районным потребительским обществом в своих магазинах, сформирован в соответствии с товарно-ассортиментным профилем торговых предприятий, с их местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей, совместимостью оказываемых услуг.
В номенклатуру дополнительных услуг оказываемых продовольственным магазином «Радуга» Добринского райпо входят:
1. Услуги, связанные с продажей товаров, оказываемые в процессе продажи: прием предварительных заказов на товары, имеющиеся в продаже, прием предварительных заказов на товары временно отсутствующие в продаже, выпечка свадебного каравая на заказ, комплектация подарочных наборов, демонстрация новых товаров и организация их дегустации, консультации продавцов.
2. Услуги, связанные с продажей товаров, осуществляемые в процессе послепродажного обслуживания: доставка товаров на дом, сбор стеклотары на дому у покупателей, подарочная упаковка приобретенных товаров.
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей товаров: организация аптечного киоска, организация парикмахерских услуг, организация чайного стола.
Важным показателем в восприятии покупателями уровня предоставляемых услуг руководство Добринского райпо считает профессионализм сотрудников магазинов. Поэтому старается осуществлять грамотный подбор, систематическое обучение постоянный контроль за работой персонала.
|
|
Добринское районное потребительское общество, создавая привлекательные условия для совершения покупок, предоставляет не только дополнительные торговые услуги, но осуществляет и некоторое бытовое и производственное обслуживание.
Рассмотрим структуру и динамику дополнительных услуг в таблице 3 оказываеммых Добринским районным потребительским обществом.
Таблица 3
Структура и динамика дополнительных услуг в Добринском районном потребительском обществе
Виды услуг | Годы | Отклонение, + / - | Темп роста, % | |||||
2004 | 2005 | 2006
| 2005 от 2004 | 2006 от 2005 | 2005 к 2004 | 2006 к 2005 | ||
1Парикмахерс- кие услуги, тыс.руб. | 675 | 963 |
4299 | +288 | +3363 | 142,67 | 446,42 | |
1.1Удельный вес в общем объеме, % | 60,70 | 54,47 |
50,11 | -6,23 | -4,36 | х | Х | |
2Услуги аптечного киоска, тыс.руб. | 437 | 805 |
3020 | +368 | +2215 | 184,21 | 375,16 | |
2.1Удельный вес в общем объеме, % | 39,30 | 45,53 |
35,20 | +6,23 | +4,36 | х | х | |
3Ремонт обуви, тыс.руб. | х | х | 1260 | х | х | х | х | |
3.1Удельный вес в общем объеме, % | х | х |
14,69 | х | х | х | х | |
Всего оказанных услуг, тыс.руб. | 1112 | 1768 |
8579 | +656 | +6811 | 158,99 | 485,24 | |
Таким образом, объем оказанных услуг за анализируемый период вырос, в 2005 году на 58,99% по сравнению с предшествующим годом, в 2006 году на 385,24 %, что в абсолютном выражении 656 тыс.руб. и 6811 тыс.руб. соответственно.
Это изменение произошло за счет увеличения объема оказанных парикмахерских услуг в 2005 году на 288 тыс.руб. (42,67 %) по сравнению с 2004 годом, в 2006 году на 3363 тыс.руб. (346,42%).Однако удельный вес в общем объеме оказанных услуг снизился в 2005 году на 6,23%, в 2006 – на 4,26%.
Удельный вес услуг аптечного киоска в 2005 году по сравнению с 2004 соответственно увеличивается на 6,23%, а в 2006, по сравнению с 2005 годом на 4,26%. В абсолютном выражении объем аптечных услуг вырос в 2005 по сравнению с 2004 годом на 368 тыс.руб.или на 84,21% а в 2006 по сравнению с 2005 на 2215 тыс. руб. или на 275,16%.
В 2006 году на розничных предприятиях Добринского районного потребительского общества начали оказывать еще одну дополнительную услугу – ремонт обуви.
Объем оказанных услуг по ремонту обуви составил 1260 тыс. руб.
Их доля в общем объеме услуг оказываемых Добринским райпо в 2006 году составила 14,69%, и по плановым показателям будет расти.
Для того чтобы более полно определить экономическую эффективность предоставляемых услуг, рассчитаем коэффициент конкурентоспособности Добринского райпо по качеству обслуживания при помощи формулы 1.
Кк = [Д/Р]: 1,3 (1)
где Д – доходы предприятия за определенный период, тыс.руб.
Р – расходы предприятия за определенный период, тыс.руб.
1,3 – соотношение доходов и расходов при коэффициенте конкурентоспособности 1,0.
Кк (услуги по ремонту обуви)=[1260/ 1153]: 1,3 = 0,84
Рассчитанный показатель необходимо сравнить с экспертной оценкой приведенной в Таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты конкурентоспособности бытового обслуживания
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкуренто - способность | ||
высокая | средняя | |||
Соотношение доходов и расходов | 1,3 и более | 1,24 -1,28 | 1,24 -1,0 | менее 1,0 |
Коэффициент конкуренто – способности | 1,0 | 0,99– 0,98 | 0,96 -0,76 | 0,4 |
Из рассчитанного выше коэффициента (Кк = 0,84), можно сделать вывод, что Добринское районное потребительское общество имеет среднюю конкурентоспособность в оказании услуг по ремонту обуви. Это говорит о том, что райпо находится на должном положении у потребителей, однако еще есть к чему стремиться.
|
|
Анализируя выше исчисленные показатели можно сделать вывод о том, что в Добринском районном потребительском обществе наблюдается положительная динамика в оказании дополнительных услуг населению. О хорошем уровне обслуживания говорит внедрение новой услуги – услуги по ремонту обуви. А рассчитанный коэффициент конкурентоспособности по качеству оказываемых услуг в этой сфере говорит об экономической целесообразности этого внедрения.