Социально-экономическое развитие Тюменской области

 

Можно утверждать, что главной целью социально-экономического развития Тюменской области в целом должен стать переход ее на путь устойчивого развития. Модель такого развития территории области включает в себя элементы балансового планирования (государственное управление) и рыночных форм ведения хозяйства (частная инициатива), которые обеспечивают баланс интересов общества в целом и отдельного человека; автономных округов, области и России в целом; сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В то же время главной целью управления Тюменской областью должно стать повышение качества жизни людей, проживающих на ее территории, что возможно только при устойчивом развитии общества. Это определяется тем, что в центре государственной, региональной и местной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Исходя из понимания человека как существа, наделенного духовностью, качество жизни каждого гражданина определяется его материальной (качество питания, жилья, медицины, окружающей среды и т.д.) и духовной (образование, культура, наука или, другими словами, уровни познания, эстетическое и нравственное начало) сущностью.

Развитие всякой социально-экономической (“живой”) системы направлено на продление ее жизнедеятельности, что достигается, в принципе, за счет:

- усложнения и целостного рассмотрения системы;

- - снижения удельных энергозатрат в связях и отношениях, а также повышения скоростей протекания процессов в системе;

- - слежения за состоянием развития системы путем организации обратной связи.

Исходя из данных принципов, каждый регион должен самостоятельно выбирать пути и направления собственного развития и формировать необходимые для этого экономические и финансовые механизмы. Незыблемым при этом остается принцип перехода территории на траектории устойчивого развития. Такое развитие, с одной стороны, должно протекать интенсивно, то есть путем усложнения внутренней структуры социально-экономической системы (региона), а с другой – экстенсивно, за счет расширения связей с внешним, относительно территории региона, миром. Поэтому усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на развитие межрегиональных инфраструктур и, в конечном счете, на реализацию интеграционных программ и проектов.

Развитие интеграционных процессов между субъектами Федерации, в том числе автономными округами и Тюменской областью, является одной из важнейших для России проблем, которая в условиях глубокого системного кризиса региональной социально-экономической политики, весьма сложной в российской специфике (фактор масштабности, растянутые коммуникации, многонациональный состав населения и т.п.), требует выработки нетрадиционных для мировой практики методов и средств. Развитие горизонтальных социально-экономических связей внутри субъектов Федерации и между ними все больше и больше становится главной составляющей преодоления негативных явлений в экономике.

Социально-экономическая система, являясь частью природы, должна развиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение (развитие) такой системы по заданному направлению должно идти путями и пользоваться средствами, отвечающими условиям целостности развивающейся системы.

Эволюционный путь развития любой социально-экономической системы, в том числе государств, возможен только при условии применения в ней законов развития природы, т.е. детерминистических законов. Если это условие не соблюдается и данная система развивается по искусственно созданным социально-экономико-правовым законам, которые на самом деле являются лишь навязанными правилами, то в ней обязательно будут происходить кризисы различного характера, а путь развития ее может осуществляться только в рамках революций – политических, социальных, научно-технических, правовых, государственного устройства и управления.

Исходя из этого, развитие экономики государства, территории, предприятия может быть описано с позиции физического процесса “совершение работы”:

Р = Э,

 

где Р – работа, Э – энергия.

Это означает, что для развития любого производства и выпуска любого товара, в том числе услуг, надо совершить работу, и чтобы совершить работу, надо затратить энергию. Такое представление экономики через понятие “энергия” выполняется всегда и при любых условиях. Тогда принципиальными, определяющими развитие экономики моментами (факторами) будут:

- объемы потребления энергии;

- эффективность потребления энергии;

Очевидно, что движение (развитие) объекта управления (области) в заданном направлении возможно только при наличии обратной информационной связи (информационной системы), своевременно дающей достоверную информацию органам государственной власти о соответствии фактического развития объекта планируемому и в то же время характеризующей качество управления.

Социально-экономическая система, являясь частью природы, должна развиваться и жить по ее законам. Следовательно, движение по заданному направлению должно идти путями и пользоваться средствами, отвечающими условиям целостности развивающейся системы. Исходя из изложенного, можно утверждать, что без наличия концепции и программы невозможно иметь бюджет, направленный на долговременное, устойчивое развитие территории. Это объясняется тем, что бюджет (из благих намерений) всегда будет устремлен на решение текущих злободневных проблем во многом за счет игнорирования не только долгосрочных, но и среднесрочных интересов территории. Подтверждает это:

- отсутствие у территорий концепций, программ развития и систем их информационной поддержки;

- ухудшающаяся динамика социально-экономических показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: