Бюджетная обеспеченность на душу населения по городам АГП за 1 полугодие 2009г

 

По итогам 1 полугодия 2009 г. по показателю бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов в тройку лидеров вошли Самара, Нижний Новгород и Саратов. Их бюджетная обеспеченность на 1 жителя составляла 4101,5 рублей, 3547,0 рублей и 3517,8 рублей соответственно. Самая низкая бюджетная обеспеченность в г. Чебоксары – 2577,4 рублей.

По бюджетной обеспеченности за счет доходов с учетом безвозмездных перечислений позиции городов в рейтинге изменились. На 1-м место стоит г. Астрахань – 7592,1 рублей. Это обусловлено тем, что объем безвозмездных поступлений в бюджете города по сравнению другими городами значительный (2,1 млрд. рублей или 54,6%). На 2-м месте г. Саратов – 6671,5 руб., 3-е место также занимает Нижний Новгород, с бюджетной обеспеченностью в размере 5565,8 рублей. По данному показателю г.о. Самара занимает последнее место (4364,2 руб.), причиной является наименьший объем безвозмездных поступлений среди анализируемых городов (298,2 млн. рублей или 6% от общей суммы доходов).



Экономические показатели городского объединения Самара

налоговый система внебюджетный фонд

Бюджет городского округа Самара (млн. руб.)

Год 2006 2007 2008 2009
Доходная часть 9024,142 8695,911 11303,634 12913,621
Расходная часть 9661,085 9466,466 12320,287 14571,005
Профицит/Дефицит −636,943 −770,555 −1016,653 −1657,384

Основные показатели развития экономикив процентах к соответствующему периоду прошлого года

Наименование показателя

2007 год 1 полугодие 2008 года

Индекс физического объёма производства промышленной продукции

106,0 100,6

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги

111,9 108,7

Инвестиции в основной капитал

125,6 89,0

Введено общей площади жилых домов

267 66,3

Оборот розничной торговли

112,5 117,2

Сальдированный финансовый результат (прибыль-убыток)

227,0 200

Численность зарегистрированных безработных

107 66,1

Номинальная начисленная заработная плата

124,4 123,4

 

Справочно:

РЕШЕНИЕ от 11 декабря 2008 года № 678 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2009 год»

«1. Утвердить основные характеристики бюджета городского округа Самара Самарской области на 2009 год (далее бюджет городского округа):

- общий объем доходов – 12 913 621,0 тыс. рублей;

- общий объем расходов – 14 571 005,2 тыс. рублей;

- размер дефицита – 1 657 384,2 тыс. рублей.»

РЕШЕНИЕ от 24 сентября 2009 года № 797 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 11 декабря 2008 года № 678 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2009 год»

«1. Внести в Решение Думы городского округа Самара от 11 декабря 2008 года № 678 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2009 год» (в редакции Решений Думы городского округа Самара от 12 февраля 2009 года № 687, от 26 марта 2009 года № 715, от 23 апреля 2009 года № 735, от 28 мая 2009 года № 753, от 06 августа 2009 года № 775) (далее – Решение) следующие изменения:

1.1. В пункте 1 Решения сумму «14 245 353,0» заменить суммой «14 231 353,0», сумму «1 689 241,0» заменить суммой «1 675 241,0».»

Следует отметить, что общая сумма плановых показателей по доходам на 2009г., представленная в отчете об исполнении консолидированного бюджета отличается от плана, утвержденного бюджетом на 2009г. (от 24.09.2009г. Реш.№797) на 829766,2 тыс.рублей за счет суммы безвозмездных поступлений. Таким образом, исполнение в относительных показателях также отличается (см. Табл.1).

 

Таблица 1

Наименование

показателей

Плановые показатели по доходам, тыс. руб.

Отклонение, тыс.руб.

Исполнение консолоидир.бюджета по доходам

утв. от 24.09.09г. Реш.№797

отчет об исполнении консолидир. бюджета (вх.№8976 от 27.11.09г.)

тыс руб.

Относительно плановых

 показателей, %

утв. от 24.09.09г. Реш.№797 отчет об исполнении консолидир.бюджета (вх.№8976 от 27.11.09г.)
Безвозмездные поступления 1160992,5 1990758,7 829766,2 1300923,7 112,1% 65,4%
Доходы бюджета - ИТОГО 12556112,0 13385878,2 829766,2 10015402,9 79,8% 74,8%

 

В целом исполнение консолидированного бюджета по доходам по состоянию на 01.11.2009г. составляет 10015402,9 тыс.рублей или 74,8% относительно плановых показателей, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета (79,8% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797) из них:

Налоговые и неналоговые доходы – 8714479,2 тыс.рублей или 76,5%, в том числе:

1) налоги на доходы физических лиц – 4941053,1 тыс.рублей или 73,9%,;

2) единый налог на вмененный доход – 616140,6 тыс.рублей или 92,1%;

3) единый сельскохозяйственный налог - не запланирован бюджетом городского округа Самара на 2009г., однако по факту поступления составили 412,3 тыс.рублей;

4) налог на имущество физических лиц – 84699,9 тыс.рублей или 112,7%;

5) земельный налог – 1495551,7 тыс.рублей или 92,1%;

6) государственная пошлина – 140752,1 тыс.рублей или 70,3%;

7) задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам – не запланирована бюджетом городского округа Самара на 2009г., однако по факту поступления составили 9634,7 тыс.рублей, в основном, за счет поступления земельного налога (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006г.) в размере 7052,1 тыс.рублей;

8) доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 958281,2 тыс.рублей или 64,8%, в основном, за счет:

Ø доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в размере 674644,7 тыс.рублей;

Ø доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений в размере 244788,2 тыс.рублей;

 9) платежи при пользовании природными ресурсами – 31704,3 тыс.рублей или 112,4%;

10) доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 4127,9 тыс.рублей или 98,3%;

11) доходы от продажи материальных и нематериальных активов215449,4 тыс.рублей 53,3%, в основном за счет доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов в размере 197526,8 тыс.рублей;

12) штрафы, санкции, возмещение ущерба195214,1 тыс.рублей или 85,9%, в основном за счет:

Ø денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области дорожного движения в размере 104361,9 тыс.рублей;

Ø прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты городских округов в размере 58820,6 тыс.рублей;

13) прочие неналоговые доходы поступили в размере 55497,8 тыс.рублей;

14) возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет составил 34040,1 тыс.рублей.

Безвозмездные поступления – 1300923,7 тыс.рублей или 65,4% (112,1% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797.

Необходимо отметить, что суммы плановых показателей по расходам на 2009г., представленные в отчете об исполнении консолидированного бюджета по состоянию на 01.11.2009г. отличаются от плана, утвержденного бюджетом на 2009г. (с учетом последних изменений от 24.09.2009г. Реш.№797). Таким образом, исполнение в относительных показателях также отличается (см. Табл.2).

 

Таблица 2

Наименование показателя

Плановые показатели по расходам, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Исполнение консолоидир.бюджета по расходам

утв. от 24.09.2009г. Реш.№797

отчет об исполнении консолидир. бюджета (вх.№8976 от 27.11.09г.)

тыс руб.

Относительно плановых показателей, %

утв. от 24.09.09г. Реш.№797 отчет об исполнении консолидир.бюджета (вх.№8976 от 27.11.09г.)
Общегосударственные вопросы

1627904,6

1641082,9

13178,3

1028835,3

63,2%

62,7%

Национальная оборона

1286,3

1286,3

0,0

650,5

50,6%

50,6%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

125808,9

127637,5

1828,6

86295,9

68,6%

67,6%

Национальная экономика

1030750,9

1057625,4

26874,5

883424,5

85,7%

83,5%

Жилищно-коммунальное хозяйство

5042495,1

5081873,5

39378,4

2395791,8

47,5%

47,1%

Охрана окружающей среды

64329,7

64329,7

0,0

53605,0

83,3%

83,3%

Образование

3767805,2

3780435,2

12630,0

2859543,6

75,9%

75,6%

Культура, кинематография, средства массовой информации

220588,0

222625,0

2037,0

161457,8

73,2%

72,5%

Здравоохранение, физическая культура и спорт

1657898,3

1760807,3

102909,0

1309042,8

79,0%

74,3%

Социальная политика

692486,0

1323402,3

630916,3

754878,3

109,0%

57,0%

ИТОГО

14231353,0

15061105,1

829752,1

9533525,5

67,0%

63,3%

 

По состоянию на 01.11.2009г. исполнение по расходам составило 9533525,5 тыс. рублей или 63,3% относительно плановых показателей, представленных в отчете об исполнении консолидированного бюджета (67,0% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797).

Наибольший процент исполнения (на 01.11.2009г.) наблюдается по разделам: «Национальная экономика» - 83,5% (85,7% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797); «Охрана окружающей среды» - 83,3%; «Образование» - 75,6% (75,9% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - 74,3% (79,0% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797); наименьший – по разделу «Национальная оборона» - 50,6%.

Данные об исполнении расходов в разрезе операций сектора государственного управления представлены в Табл.3., из которой видно, что наибольшийпроцент исполнения по состоянию на 01.11.2009г. характерен для следующих расходов:

1 оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда – 75,4% (3317480,1тыс.рублей);

2 оплата работ, услуг – 67,6% (2891568,9 тыс. рублей), в том числе коммунальные услуги – 70,0% (525402,3тыс.рублей).

Таблица 3

Код

Наименование показателя

Исполнение консолидированного бюджета по состоянию на 01.11.2009г.

Исполнено за октябрь 2009г.

План

(согласно отчету об исполнении консолидир.бюджета) тыс.руб.

Исполнено

тыс.руб. % тыс.руб. %
200 Расходы 12886658,7 8504460,2 66,0% 870856,6 6,8%
210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 4402268,8 3317480,1 75,4% 379646,4 8,6%
211 Заработная плата 3475291,9 2633944,7 75,8% 298489,7 8,6%
212 Прочие выплаты 26481,4 17850,9 67,4% 2059,9 7,8%
213 Начисления на выплаты по оплате труда 900495,6 665684,5 73,9% 79096,8 8,8%
220 Оплата работ, услуг 4274415,3 2891568,9 67,6% 281525,3 6,6%
221 Услуги связи 40212,5 26279,6 65,4% 3410,2 8,5%
222 Транспортные услуги 15742,0 9254,2 58,8% 912,2 5,8%
223 Коммунальные услуги 750877,5 525402,3 70,0% 29071,7 3,9%
224 Арендная плата за пользование имуществом 17736,1 13677,0 77,1% 986,0 5,6%
225 Работы, услуги по содержанию имущества 2403629,9 1617578,8 67,3% 172697,3 7,2%
226 Прочие работы, услуги 1046217,3 699377,0 66,8% 74448,0 7,1%
230 Обслуживание государственного (муниципального) долга 243900,3 86151,7 35,3% 15690,6 6,4%
231 Обслуживание внутреннего долга 243900,3 86151,7 35,3% 15690,6 6,4%
240 Безвозмездные перечисления организациям 2660948,2 1425713,2 53,6% 104812,6 3,9%
241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям 783932,3 640689,4 81,7% 71018,6 9,1%
242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций 1877015,8 785023,7 41,8% 33794,0 1,8%
260 Социальное обеспечение 861330,7 409075,9 47,5% 70953,1 8,2%
262 Пособия по социальной помощи населению 834762,3 391559,3 46,9% 69024,7 8,3%
263 Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления 26568,4 17516,5 65,9% 1928,4 7,3%
290 Прочие расходы 443795,4 374470,4 84,4% 18228,5 4,1%
300 Поступление нефинансовых активов 2174446,5 1029065,4 47,3% 48313,6 2,2%
310 Увеличение стоимости основных средств 1840257,3 789750,4 42,9% 19703,3 1,1%
340 Увеличение стоимости материальных запасов 334189,2 239314,9 71,6% 28610,3 8,6%

 

По состоянию на 01.11.2009г. параметры исполнения бюджета городского округа Самара следующие:

доходы – 10015402,9 тыс.рублей или 74,8% (79,8% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797);

расходы – 9533525,5 тыс.рублей или 63,3% (67,0% - относительно плановых показателей, утвержденных от 24.09.2009г. Реш.№797)

дефицит481877,4 тыс. рублей.



Предварительные итоги социально-экономического развития городского округа Самара за январь-июнь текущего года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2009 год (по основным показателям прогноза)

 

В текущем году финансовый кризис продолжает негативно влиять на социально-экономическое развитие городского округа Самара.

В значительной степени его негативное влияние отразилось на развитии ведущих отраслей экономики: промышленности, строительства, транспорта, потребительского рынка и финансового сектора. В этих сферах наблюдается снижение инвестиционной деятельности, рост дефицита основных фондов, снижение прибыли и рост убытков, сокращение численности работников.

Продолжается спад промышленного производства. В январе–июне 2009 года крупными и средними промышленными предприятиями городского округа Самара отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 61,4млрд. рублей в действующих ценах, что на 10,4 млрд. рублей меньше, чем за аналогичный период 2008 г.

Темп роста в действующих ценах составил 85,5%, в том числе по видам деятельности: «Добыча полезных ископаемых» – 75,7%, «Обрабатывающие производства» - 78,0%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 128,2%.

Индекс промышленного производства в 1 полугодии составил 76,9%, в том числе на предприятиях по: добыче полезных ископаемых - 43,8%, обрабатывающим производствам - 73,0%, производству и распределению электроэнергии, газа и воды» - 118,6%.

В январе – июне 2009 года отмечался значительный спад промышленного производства, как в Самаре, так и в Самарской области (71,5%) и в целом по России (85,2%).Тенденция развития промышленности Самары несколько выше уровня Самарской области, но ниже общероссийской.

Самый низкий темп промышленного производства на самарских предприятиях отмечен в апреле (69,1%). В июне, впервые в этом году, объемы промышленного производства превысили объемы производства соответствующего периода 2008 года (индекс промышленного производства за июнь составил 103,4%).

Снижение производства происходило на промышленных предприятиях всех видов деятельности, за исключением производства нефтепродуктов и производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды (тепловой энергии). В отчетном периоде складывалась напряженная ситуация на предприятиях машиностроительного комплекса; в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; текстильного и швейного производства; обработки древесины и производства изделий из дерева; в металлургическом производстве.

Так, по виду деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» производство сократилось на 39,5% (основные предприятия: ЗАО «ГК «Электрощит – ТМ Самара», ОАО «Завод им. Тарасова», ЗАО «Самарская кабельная компания», ООО «Самараавтожгут» и др.).

В «Производстве транспортных средств и оборудования» - наблюдалось снижение производства на 46,8% (основные предприятия: ОАО «Авиакор-авиационный завод», ЗАО «Авиакор-сервис»).

В металлургическом производстве – зафиксировано снижение на 31,1% (ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО «Самарский резервуарный завод»).

По виду деятельности «Производство машин и оборудования» - производство сократилось на 36,9% (основные предприятия: ОАО «Волгабурмаш», ОАО «Самарский подшипниковый завод», ОАО «Сокол», ОАО «Средневолжский станкостроительный завод», ОАО «Завод авиационных подшипников» и др.).

Все эти виды деятельности составляют значительную долю в общем объеме отгруженной продукции и являются базовыми в промышленности городского округа Самара.

Развитие промышленного комплекса городского округа Самара, как и всей экономики,осуществляется в условиях дальнейшего снижения мировых цен на углеводородное сырье, сокращения спроса со стороны традиционных зарубежных потребителей продукции самарских предприятий. Кроме того, ситуация усугубляется под действием таких факторов, как:

- уменьшение размеров внутреннего спроса на промышленные товары массового потребления;

- приостановка реализации части действующих инвестиционных программ и проектов, отказ от реализации намеченных планов развития;

- ухудшение состояния финансовых расчетов;

- ограничение доступа промышленных предприятий к кредитным ресурсам;

- рост дефицита оборотных средств и др.

Все это приводит к дальнейшему снижению объемов производства промышленной продукции, сокращению численности занятых в промышленности, замедлению процесса обновления основных фондов, снижению и, в ряде случаев, полной приостановке инвестиционной деятельности предприятий.

Во втором полугодии 2009 года состояние промышленности по-прежнему будет определяться полнотой и эффективностью реализации принимаемых на всех уровнях антикризисных мер, работоспособностью созданных механизмов поддержки финансового и реального секторов экономики и населения.

На основе анализа складывающейся ситуации индекс промышленного производства в городском округе Самара по оценке в 2009 году составит 80,6% относительно 2008 года, в том числе: в добыче полезных ископаемых – 50%; в обрабатывающих производствах – 73,5%; в производстве и распределении электроэнергии – 118,5%.

Негативные явления кризиса оказали серьезное влияние на финансовую деятельность предприятий городского округа.

В январе- июне текущего года прибыль прибыльных предприятий составила 29,9 млрд. руб., что на 44,8% ниже, чем за соответственный период 2008 года. Наибольший спад прибыли произошел в организациях, видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых (на 27%), металлургическое производство, производство транспортных средств и оборудования (на 84%), транспорт и связь (на 71%), строительство (на 32%). Сумма убытков увеличилась в 3,9 раза, доля убыточных увеличилась до 36%.

По оценке, за 2009 год прибыль прибыльных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Самары, ожидается в сумме 75,7 млрд. рублей, что на 45,8 % меньше, чем в 2008 году. В значительной степени (50%) на снижение показателя окажут влияние промышленные предприятия.

В связи с ухудшением финансового положения предприятий и организаций городского округа с начала 2009 года отмечается снижение их инвестиционной активности.

В январе – июне текущего года общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики крупными и средними предприятиями городского округа Самара, снизился относительно аналогичного периода 2008 года на 50,5% в сопоставимых ценах и составил 12,2 млрд. рублей (42% инвестиций Самарской области).

В структуре источников финансирования инвестиций основную долю занимали собственные средства предприятий – 65% от общего объема.

Помимо средств бюджетов всех уровней и собственных средств предприятий и организаций в основной капитал были привлечены: внебюджетные средства – 0,3% от общего объема инвестиций, кредиты банков – 4%, заемные средства других организаций – 22%, прочие источники – 41%.

Наибольшие объемы инвестиций были направлены на развитие транспорта и связи (36,5% общего объема капитальных вложений), промышленности – 31%, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств – 11,2%.

В промышленном комплексе инвестиционная активность в 1 полугодии текущего года отмечалась только на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – инвестиции по данному виду деятельности выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 27%, тогда как на предприятиях по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах объем инвестиций в основной капитал в действующих ценах снизился на 34% и на 39% соответственно.

По оценке, в 2009 году за счет снижения инвестиционной активности предприятий, общий объем инвестиций за счет всех источников финансирования снизится по сравнению с 2008 годом в сопоставимых ценах на 32% и составит 37,2 млрд.руб. Планируемый объем инвестиций из средств бюджетов всех уровней, по оценке, в 2009 году составит 8,8 млрд. рублей, собственных средств предприятий – 18,2 млрд. рублей, заемных средств других организаций – 3,8 млрд. руб., кредитов банков – 1,9 млрд. руб., прочих источников – 4,5 млрд. руб.

Развитие жилищного строительства в Самаре продолжается в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В январе – июне 2009 года за счет всех источников финансирования на территории городского округа введено в эксплуатацию 69,4 тыс. кв.м. общей жилой площади и 24 объекта промышленно-гражданского назначения (85,7 тыс. кв.м.). Темп роста к соответствующему периоду 2008 года по строительству жилья составил 110,5%, (январь-июнь 2008 года – 66,3%). На конец отчетного периода в стадии строительства находилось 285 жилых домов и 273 объекта промышленно-гражданского назначения.

До конца 2009 года за счет всех источников финансирования ожидается ввод в эксплуатацию 520 тыс. кв.метров общей площади.

Средняя обеспеченность населения площадью жилых домов (квартир) на конец текущего года составит 22,5 кв.м. общей площади на человека.

В отчетном периоде отмечается замедление темпов роста уровня инфляции. Сводный индекс потребительских цен (июнь 2009 года к декабрю 2008 года), составил 106,9%, что на 1,8 % ниже, чем за соответствующий период 2008 года (108,7%). Замедлился рост цен на продовольственные товары. С начала года прирост на них составил 6,8% (годом ранее – 11,7%). На непродовольственные товары темп роста индекса цен составил 104,4% (в соответствующем периоде 2008 года 103,7%), на платные услуги населению темп роста цен сложился несколько ниже прошлогоднего уровня (110,7% против 110,9%).

С учетом складывающейся динамики роста цен и тарифов на товары и услуги ожидается, что в целом за 2009 год темп роста цен и тарифов на потребительском рынке товаров и услуг составит 112% (декабрь к декабрю 2008 года).

В январе-июне 2009 года наблюдалось замедление темпов роста показателей уровня жизни населения. Среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях городского округа в 1 полугодии текущего года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 6,8% и составила 17528 рублей. Темпы роста заработной платы в основных отраслях экономики были меньше, или на уровне темпов роста потребительских цен на товары и услуги.

Сохраняется высокая дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

Наиболее высокий уровень заработной платы отмечается на предприятиях, занимающихся: добычей полезных ископаемых (38252 руб.); финансовой деятельностью (35519 руб.) и управлением (20639 руб.).

Отмечается тенденция сокращения разницы в оплате труда работников бюджетной сферы и реального сектора экономики городского округа Самара.

За январь-июнь текущего года средняя заработная плата работников в отрасли «Образование» увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 17%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 14%, на предприятиях и в организациях по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 15%.

Наиболее низкой остается заработная плата работников текстильного и швейного производства (5227 руб.) и сферы ресторанного бизнеса (8419 руб.).

С учётом стабильного роста заработной платы в бюджетном секторе, прогнозируемого увеличения масштабов неполной занятости на отдельных предприятиях городского округа, а также отсутствия у предприятий различных видов экономической деятельности финансовых ресурсов для обеспечения индексации размеров заработной платы, в 2009 году размер среднемесячной начисленной заработной платы на 1 занятого в экономике может составить 16566 рублей (100,9% к 2008 году).

Негативная динамика макроэкономических показателей социально-экономического развития городского округа, сокращение объемов потребительского кредитования, роста числа безработных и снижение реальной заработной платы обусловили тенденцию сокращения покупательного спроса на потребительском рынке товаров и услуг.

В январе-июне 2009 года оборот розничной торговли составил 81,5 млрд. рублей с индексом физического объема 94,2% к соответствующему периоду 2008 года. В то же время, общая ситуация в сфере розничной торговли оставалась стабильной, дефицита товаров в розничной сети городского округа не наблюдалось, закрытия крупных торговых сетевых супермаркеров не осуществлялось.Продолжался процесс развития инфраструктуры торговли, совершенствование форм торгового процесса.

С учетом нарастающего влияния кризиса на экономику Самары: наблюдающегося снижения потребительского спроса населения, роста числа безработных, а также фактического снижения объема оборота розничной торговли за 1-ое полугодие текущего года к соответствующему периоду 2008 года, оборот розничной торговли в 2009 году оценивается в 185,8 млрд. рублей, со снижением в физическом объеме к 2008 году на 3%.

В связи с уменьшением покупательского спроса и перераспределением потребительских расходов населения наблюдалось замедление темпов роста объема платных услуг населению (в 2008 году темп рост - 105,1%, в первом полугодии 2009 года – 100,2 % (расчетный)).

В общем объеме платных услуг наибольший удельный вес сохраняли услуги жилищно-коммунальной сферы, транспортные услуги и услуги связи. Обеспечивался спрос населения на медицинские услуги, услуги в области образования, физической культуры и спорта. В то же время, наблюдалось снижение объемов в сопоставимых ценах на бытовые, транспортные услуги, услуги гостиниц, ветеринарные услуги, услуги правового характера.

Объем реализации бытовых услуг по крупным и средним предприятиям в первом полугодии 2009 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более, чем на 60%.

На 01.07.09г. в Самаре функционировало 2076 объектов бытового обслуживания, в том числе 7 муниципальных. В структуре услуг наибольший удельный вес занимали парикмахерские услуги - 530 ед. (25,6%), услуги автосервисов - 249 ед. (12%), услуги по ремонту и пошиву обуви - 182 ед. (8,8%), услуги автостоянок - 176 ед. (8,5%), автомоек - 135 ед. (6,5%), АЗС - 125 ед. (6,1%).

С учетом основных тенденций, складывающихся на рынке платных услуг в течение года, общий объем платных услуг достигнет в 2009 году 62,4 млрд. рублей, со снижением к 2008 году в физическом объеме на 0,5%.

В видовой структуре наибольший удельный вес сохранят «обязательные» к оплате услуги, которые составляют в общем объеме 61,8% (в т.ч. услуги связи – 24,5%, транспорта – 21,5% и жилищно-коммунального хозяйства – 15,8%).

С учетом повышенного спроса населения, будет обеспечиваться рост объемов медицинских услуг, услуг сферы образования, услуг физической культуры и спорта и санаторно-оздоровительных услуг.

Объем бытовых услуг по оценке в 2009 году ожидается со снижением к 2008 году в физическом объеме на 4%.

В 2009 году продолжаются благоприятные тенденции в демографической сфере. В 1 полугодии текущего года в Самаре родилось 5,8 тыс. человек, что на 402 человека больше, чем в соответствующем периоде 2008 года. Естественная убыль населения составила 2979 человек (за соответствующий период 2008 года – 3710 человек). Положительные изменения возрастной структуры населения (увеличение численности женщин репродуктивного возраста) позволяют предположить, что в 2009 году рождаемость составит 12 тыс. человек.

По оценке, к концу 2009 года естественная убыль населения незначительно снизится относительно 2008 года и составит 5,8 тыс. человек.

Благоприятные тенденции в демографической сфере позволяют предположить, что в 2009 году численность населения сократится на 1,6 тыс. чел. и составит 1133,5 тыс. человек.

Ситуация на рынке труда городского округа Самара в текущем году характеризуется значительным увеличением масштабов высвобождения работников на предприятиях, ростом размеров скрытой и официальной безработицы. Последствия мирового финансового кризиса существенно ухудшили ситуацию в сфере занятости населения городского округа Самара.

В 1 полугодии 2009 года численность граждан, обратившихся в государственное учреждение Центр занятости населения городского округа Самара за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 1,5 раза (на 9,3 тыс. чел.) и составила 27,4 тыс. чел.

По состоянию на 01.07.2009 года численность официально зарегистрированных безработных увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,7 раза и составила 10,2 тыс. человек. Наибольшие темпы роста безработицы наблюдались в феврале 2009 года – рост на 39%, наименьшие – в июне 2009 года (рост на 3%).

Большинство безработных уволилось по собственному желанию - 49% (год назад – 43%); 26% - выбыло с предприятий по причине сокращения штатов или ликвидации предприятий (организаций).

В структуре безработных изменился:

- гендерный состав - возросла доля мужчин (с 32% до 44%), при уменьшении удельного веса женщин – (с 68% до 56%);

- возрастной состав – более половины граждан (51%) находится в возрасте до 40 лет, в то время как в прошлом году, наблюдалась противоположная ситуация;

- образовательный состав – увеличился удельный вес безработных, имеющих профессиональное (разных уровней) образование (с 74% до 78%), причем каждый второй из них c высшим профессиональным образованием.

Уровень безработицы относительно экономически активного населения по городскому округу в июне текущего года составил 1,63%.

По-прежнему существенной угрозой роста безработицы остается значительная численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое.

 Вместе с тем, антикризисные меры, принимаемые на всех уровнях власти по стабилизации ситуации на рынке труда и поддержке приоритетных направлений социально-экономического развития региона позволяют предположить, что снижение численности занятых в экономике к концу 2009 года, по оценке, несколько замедлится – 99,4 % к уровню 2008 года.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: