Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на прибыль

Оглавление

 

Введение. 3

1. Прибыль как цель функционирования предприятия. 5

1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на прибыль. 5

1.2. Планирование прибыли. 7

1.3. Функции прибыли. 13

1.4. Распределение прибыли. 13

2. Рентабельность производства. 16

2.1. Понятие рентабельности. 16

2.2. Показатели рентабельности. 17

2.2.1. Рентабельность продукции. 17

2.2.2. Рентабельность вложений предприятия. 18

2.3. Общая рентабельность. 18

2.4. Методика анализа общей рентабельности. 21

2.5. Порог рентабельности. 22

2.6. Запас финансовой прочности. 25

3. Увеличение прибыли. 27

3.1. Пути увеличения прибыли предприятия. 27

3.2. Планирование прибыли – путь к ее увеличению.. 32

4. Операционный леверидж.. 34

Список используемой литературы.. 39

Заключение. 40

Приложение 1. 41

Приложение 2. 42

Приложение 3. 43

Приложение 4. 44

 

Введение

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.

В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В плановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного соз­дать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами прогрессивными методами эффективного управления фор­мированием прибыли в процессе деятельности торгового предприя­тия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.

За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибыли и возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следует отметить, что взгляды со­временных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболее эффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей её увеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль – это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Но, несмотря на схожесть мнений о сущности прибыли, критерии и индикаторы для её оценки выдвигаются разные. Существуют вопросы, недостаточно разработанные применительно к нынешней ситуации переходного периода. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. На сегодняшний день отсутствует единая система показателей прибыли, не сложи­лось общего мнения относительно конкретных форм и методов расчёта прибыли, методики её анализа, поиска путей повышения прибыли и рентабельности.

 

 

Прибыль как цель функционирования предприятия

 

Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на  прибыль

Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Валовой доход – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату труд и прибыль. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис. 1 – приложение 1.

Конечный финансовый результат (валовая прибыль или валовой убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы (рис. 2 – приложение 1).

Вторая составляющая валовой прибыли предприятия – прибыли от реализации основных фондов и иного имущества (рис.3 – приложение 2). Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внерелизационных операций, то есть от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рис.4 – приложение 2).

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

В индустриально развитых странах (США, Канада, Германия, Англия, Франция, Италия и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты – выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного, финансового и чрезвычайного результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в капитале сторонних предприятий, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.).

Планирование прибыли

Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:

1) прибыль от реализации товарной продукции;

2) прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;

3) прибыль от реализации имущества;

4) прибыль от внерелизационных доходов.

Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П=(В х Ц)–(В х С)                                                               (1)

где

П–плановая прибыль;

В–выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц–цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С–полная себестоимость продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.   

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемо в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

1) определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.

При этом методе прибыль по сравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и коней периода.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.

Кроме вышеназванных, существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

1) производственный (операционный) рычаг;

2) порог рентабельности;

3) запас финансовой прочности предприятия.

Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.

Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.

На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде.

Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

То есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.

Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, то есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

Сила воздействия «производственного рычага» в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.

Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть

Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0    (2)

или

Порог рентабельности = Постоянные затраты/Валовая маржа в относительном выражении                                                    (3)

Разница достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности.                                                                    (4)

Сила воздействия операционного «рычага», как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных издержек.

Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

Функции прибыли

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, не­обходимо выделить выполняемые ею функции.

В современной экономической науке не сложилось едино­го мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основныефункции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства и стиму­лирующая функция.

Функция прибыли как меры эффективности производ­ства заключается в том, что именно прибыль и рентабель­ность являются основными показателями успешной дея­тельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход ак­ционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответ­ственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличе­нию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: