Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей

Доступ предпринимателей к информации затруднен из-за того, ее сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры.

Информационное поле сейчас представлено следующими уровнями:

§ общегосударственным – сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;

§ ведомственным – сбором информации занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства;

§ местным, где действуют информационные службы областных местных администраций;

§ коммерческими информационными системами в виде возможных агентств, предпринимательских структур, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.

До настоящего времени не выработаны морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.

Наряду с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в производственной сфере, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий.

                                                      3

                                                                                                                                                                                                           

   Поддержка малого предпринимательства в России

                                            3.1

                 Система государственной поддержки МП

Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты могут успешно функционировать и занимать ведущее положение в системе воспроизводства при одном обязательном и необходимом условии. Оно относится к функциям государства и заключается в его активном участии в разработке и реализации экономической политике поддержки малого бизнеса.

Анализ масштабов малого предпринимательства в этих странах, и прежде всего в США, Японии и участниц ЕЭС, подтверждает необходимость «вмешательства» государства в решение проблем малых форм предпринимательства. Так, в США небольшие фирмы производят более 45% ВНП и более половины валового продукта частного сектора. Аналогичное положение в Японии. При этом роль малых предпринимательских структур в экономической системе этих стран непрерывно возрастает.

В России всё в точности до наоборот. В 1944 г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них. После бурного роста (1991-1993 гг.) резкая остановка в развитии малого предпринимательства произвела эффект абсолютной неожиданности.

Причины остановки роста числа российских субъектов малого бизнеса подразделяются на глубинные и лежащие на поверхности.

Первые были следствием общеэкономической политики правительства, ориентированной на развитие топливно-энергетического комплекса. Рядом с ним при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) «разбухал» спекулятивно-финансовый сектор.

Ни комплексу, ни спекулятивному сектору малое предпринимательство было не нужно. Этот фактор и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на последующие годы.

Основные причины, лежащие на поверхности, - это сужение характерных для начала 90-х годов источников облегченного получения субъектами малого бизнеса относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Начиная с 1994 г. малые предприятия России нуждаются в поддержке и защите государства. Однако принимаемые меры, и прежде всего разработка Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства не давали ожидаемых результатов. Эти меры усугубляются, со стороны, отсутствием четкой научно обоснованной государственной политики в области малого предпринимательства, а с другой – несовершенством нормативно-правовой базы его функционирования, учитывающей реальное социально-экономические и политические условия.

Система обычно рассматривается как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность. Если количество и прочность связей между элементами больше и надежней по сравнению с внешними воздействиями на них, то система устойчива, действует в соответствии с её принципами. Это одно из основных правил разработки и функционирования таких явлений.

Функции отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства вытекают из основной её цели и задач.

Основная цель системы состоит в создании благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий; условий, при которых они, не испытывая бюрократически-чиновничьего пресса и действуя в соответствии и рамках экономических законов рыночных отношений, становятся основным сектором экономики.

Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач, среди которых важнейшими являются следующие.

Во-первых, должна существовать научно обоснованная, практикой проверенная правовая основа и взаимоувязанный, не противоречащий друг другу комплекс нормативно-правовых актов функционирования малого предпринимательства, определяющих цели и задачи политики государственной поддержки этого сектора экономики и механизмов её реализации, а также задачи, функции, права и ответственность всех структурных элементов системы.

Во-вторых, необходимо сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства, нивелирующих организационно-экономические недостатки, объективно присущие функционированию субъектов малого бизнеса.

В-третьих, механизмы поддержки малого предпринимательства должны предусматривать возможность предоставления на реализацию проектов развития малых предприятий ассигнований из бюджетов разных уровней государственной структуры. При этом основным механизмом должны стать принципы и нормы косвенного стимулирования:

§ использование налоговых инструментов;

§ создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных инструментов;

§ применение разнообразных форм и методов финансирования;

§ поощрение инвестиций и кредитов в проекты малых предприятий под государственные гарантии, страхование, компенсации и долевое участие.

В-четвёртых, важна и необходима разработка и реализация целевых программ развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры. Важное условие для их успешной реализации состоит в том, что любое мероприятие программы должно:

· включать цели и задачи;

· предусматривать необходимые реально существенные финансовые и материально-технические ресурсы;

· сроки реализации.

  В-пятых, должна быть создана организационная структура государственных органов поддержки малого предпринимательства. Для её разработки следует использовать вертикально-горизонтальный принцип: на каждом уровне необходимы органы с четко определёнными задачами и функциями, с одной стороны, охватывающие все необходимые возможности развития малых предприятий, а с другой – не допускающие их неоправданного дублирования.

В-шестых, необходимо, чтобы политика государственной поддержки включала положения о возможности разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместимой деятельности и кооперации, как среди малых предприятий, так и их с субъектами крупного бизнеса.

Рассматривая систему элементов государственной поддержки малого предпринимательства, можно выделить субъективный и функциональный аспекты.

Субъективный аспект – это федеральные органы поддержки малого предпринимательства и общественных организаций.

Федеральные органы – это Президент РФ, Государственная дума и Правительство. Они определяют и создают условия для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства.

 Все основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса отражаются в законах Российской Федерации, принимаемых Государственной Думой, указах Президента РФ и постановлениях Правительства; Государственная Дума утверждает на каждый календарный год разрабатываемый Правительством федеральный бюджет. В нём предусматриваются соответствующие средства на развитие малого предпринимательства.

В 1995 г. Указом Президента РФ (от 6 июня 1995 г. №563) создан федеральный орган с широкими полномочиями в отношении малого бизнеса – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Его основные задачи:

§ разработка предложений и реализация политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства;

§ координация деятельности федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования малого предпринимательства;

§ Разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ федеральной программы развития малого предпринимательства;

§ Активизация органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;

§ Разработка положений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;

§ Обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;

§ Совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов использованной власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;

§ Разработка предложений по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;

§ Защита законных прав и интересов предпринимателей, учёт и обобщение мнений малых форм предпринимательства;

§ Взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области развития малого предпринимательства, координация этой работы в РФ и от её имени за рубежом;

§ Разработка проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности;

§ Обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.

В задачи Комитета входит также образование и обеспечение работы экспертного совета по рассмотрению всех проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых комитетом, а также вопросов развития малых предприятий.

Анализ приведённых задач показывает, что их реализации достаточно для достижения цели системы государственной поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем в настоящее время Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства не обладает необходимыми правами и возможностями для выполнения поставленных перед ним задач.

Не менее важный элемент системы государственной поддержки - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Он создан в соответствии с заданиями Постановления Правительства РФ № 1184 от 4 декабря 1995 года. Фонд является главным органом по обеспечению финансовыми средствами федеральных программ развития малых предприятий и их заказчиком. Кроме средств из бюджета, в Фонд поступают также:

· Средства от приватизации государственного имущества;

· Взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

· Доходы от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходы (проценты) от льготных кредитов, выдаваемых на конкурсной основе малым предприятиям;

· Доходы от собственной деятельности.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в определённой мере выступает и как инвестиционный орган. Он принимает долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфраструктуры предпринимательства, предоставляет гарантии и поручительства по кредитам, запрашиваемым субъектами Федерации на развитие малых предприятий, а также осуществляет финансирование региональных программ.

В настоящее время для малого предпринимательства России важным аспектом является создание общественной инфраструктуры, призванной обеспечить его социальный статус. В состав инфраструктуры входят объединения предпринимателей, функционирование в рамках различных организационно-правовых форм: «объединения», «ассоциации», «союзы» и т.п.

Представителей малого предпринимательства объединяют известные организации, имеющие достаточно высокий авторитет в предпринимательском сообществе. Это торгово-промышленные палаты во главе с Торгово-промышленной палатой РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства».

Кроме того, есть ряд организаций инфраструктур поддержки малого предпринимательства. Среди них:

· Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»;

· Морозовский проект, включающий сеть учебно-деловых региональных центров;

· Некоммерческое партнерство «Национальное сотрудничество бизнес-инкубаторов»;

· Ассоциация «Технопарк».

В состав общественной инфраструктуры входят организации, выражающие интересы отдельных групп населения (ассоциация женщин-предпринимателей России, Российский союз молодых предпринимателей), а также организации с основными задачами по социальной защите своих членов (Профессиональный союз работников средних и малых предприятий, Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий).

Следует отметить также многочисленные объединения, действующие на региональных и муниципальных уровнях. Среди них Московская ассоциация малого бизнеса (Московская область), Союз товаропроизводителей (г. Екатеринбург), ассоциация строителей (Приморский край) и другие.

Существуют организации, осуществляющие поддержку и пропаганду только идеи малого предпринимательства: Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация Крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов, лига кооператоров и предпринимателей России.

Как видим, организаций много. Однако их вклад в развитие малого предпринимательства далеко не однозначен. Некоторые из них практически еще не сказали своего слова. Вместе с тем для всех них характерны общие проблемы и недостатки: малое количество членов, отсутствие навыков лоббирования, попытки дублирования профессиональных сервисных организаций.

Задачи общественных организаций по поддержке малых предприятий обусловлены целями их создания и иерархическим уровнем.

На федеральном уровне общественные организации занимаются координацией региональных отделений, лоббированием интересов региональных структур на федеральном уровне, а также представляют интересы малого предпринимательства в государственных органах управления.

На региональном уровне задачи общественных организаций в большей мере связаны с защитой интересов предприятий-членов ассоциаций (союзов), представлением интересов малых предприятий на региональном уровне, оказанием сервисных услуг членов ассоциаций.

Как правило, все общественные организации включают в свои задачи оказание услуг по подготовке кадров, консалтингу и информационному обеспечению. Однако. Необходимо отметить, что по качеству оказываемых услуг они уступают профессиональным организациям, работающим в этой сфере.

Перейдём к раскрытию функционального аспекта системы элементов государственного регулирования малого предпринимательства.

Функциональный аспект – это блоки системы государственной поддержки малого предпринимательства по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный, инфраструктурный.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти на основе осуществления соответствующих мероприятий.

На федеральном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры. Их четыре.

  Во-первых, учёт особенностей и потребностей малых предприятий при принятии законодательства по предпринимательству.

Во-вторых, разработка и принятие законодательных актов по малому предпринимательству, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла.

В-третьих, создание нормальных экономических условий формирования и развития организационно-технической и финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства.

В-четвёртых, оказание малым предприятиям прямой на основе специальных программ организационно-финансовой помощи и косвенной помощи на основе льготных налоговых и кредитных режимов.

На региональном уровне от законодательных и исполнительных органов власти во многом зависит исполнение положений федеральных законов, а также они имеют право принятия собственных правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.

Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие местных органов власти. На этом уровне решаются вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечения, функционирования городского транспорта.

 

                                                    3.2

         Организационные формы государственной поддержки МП        

Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки и являются его элементами. Наиболее важные из них:

ü Первый – это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий;

ü Второй элемент включает программы развития малого предпринимательства.

В резолюции второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий (Москва, 27 октября 1999 г.) отмечалось, что малое предпринимательство в Российской Федерации находится в критическом состоянии. Это результат недальновидной государственной политики, отсутствия целенаправленных и последовательных мер по развитию малого бизнеса.

Основным препятствием повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства является:

· Отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции;

· Фискальный характер налоговой политики;

· Разрастающееся административное бремя;

· Трудности ресурсного и финансового обеспечения.

«Правовое поле» регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации в последние 4-5 лет значительно изменилось, к сожалению, для субъектов малого предпринимательства не в лучшую сторону. В настоящее время правовой основой малого предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 14 июня 1995 года.

Основные недостатки нормативно-правовой базы с точки зрения предпринимательства в следующем:

· Отставание законодательства от практики;

· Нестыковка различных законодательных и нормативных актов;

· Возможность разного толкования законодательных положений;

· Невозможность реализации важнейших положений, принятых законов;

· Наличие сфер, не охваченных принятыми законодательствами;

· Плохая информация о принимаемых законах.

До 1994 г. условия и критерии отнесения к категории «малое предприятие» были благоприятными для субъектов предпринимательства (150-200 человек). Однако с увеличением масштабов приватизации реального сектора экономика нормы и объёмы преференций, льгот стали уменьшаться, причём необоснованно.

С 1 января 1999 г. был введён Налоговый кодекс РФ (часть 1), что привело к очередному «вымыванию» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. В кодексе обнародован принцип «социальной налоговой справедливости». В соответствии с ним налогоплательщики всех категорий унифицировались без деления на «малые» и «большие» предпринимательские структуры.

 Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

   В Кодексе понятие «малое предприятие», как особый субъект налогоплательщика, практически не применяется. С другой стороны, «сверхлимиты» на налоговые льготы и преференции со стороны федеральной власти почти не учитывают особенности малого предпринимательства.

Так преференция по Налоговому кодексу в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов представляется в исключительных случаях. Это:

· Обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, технические катастрофы и т.п.);

· Задержка оплат из бюджета заключенных государственных контрактов;

· Характер производства (реализации) товаров (работ, услуг) по перечню, утверждённому федеральным правительством.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» по своему содержанию и положениям в сравнении с законодательными актами развитых стран достаточно прогрессивен. Однако выполняется он плохо.

В законе 23 статьи, по 17 из которых обязательства возложены на федеральные правительства и по 15 из них связаны с предоставлением малым предприятиям прямой имущественной поддержки. Практика показала, что ни одно обязательство по этим 15 статьям не выполнено в полном объеме.

Так, в соответствии со статьёй 2 закона не менее 50% средств на разработку и реализацию программ развития и поддержки малого предпринимательства должны финансироваться из федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Кроме того. Малым предпринимателям должны устанавливаться льготы по федеральным налогам и иным платежам в федеральный налог и внебюджетные фонды.

Положения с бюджетным финансированием выполняется плохо. В 1994-1997 гг. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирование одной (а в Законе нескольких) Федеральной программы поддержки малого предпринимательства. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объёме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малых предприятий.

При анализе «правового поля» малого предпринимательства важно отметить следующее обстоятельство. Нормативно-правовых актов по малому предпринимательству в России достаточно, но они не содержат реальных обязательных для исполнения министерствами и ведомствами мер по его поддержке.

Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» ответственность за государственную политику поддержки малых предприятий возлагается на каждый федеральный исполнительный орган, действующий в отведённых ему Правительством полномочиях. Реализация бюджетной политики находится в компетенции Минфина и Минэкономики Российской Федерации. Они несут перед Правительством страны ответственность за выполнение законодательных требований о бюджетном финансировании малых предприятий.

Основными причинами отсутствия бюджетных назначений на эти цели указанные ведомства обычно выдвигают две:

ü Нарушение финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателей этих средств;

ü Несостоятельность технико-экономического обоснования программных мероприятий государственной поддержки малых предприятий.

Выдвижение этих причин и является не чем иным, как саботажем по отношению к законодательным актам. Дело в том, что по своим функциям и профессиональному уровню эти органы исполнительной власти обязаны устранять имитируемые ими трудности.

Нельзя упускать из виду и то, что до настоящего времени не созданы внебюджетные фонды для государственной поддержки малых предприятий.

Процесс формирования любой общественно-политической или экономической сферы труден и длителен. Не исключение и малое предпринимательство. Опыт цивилизованных стран и в первую очередь стран ЕЭС, а также США и Японии показывает, что на создание комплексной правовой системы необходимо не менее 20 лет. В течение этого периода в ранее принятые законы постоянно вносили диктуемые жизнью изменения и поправки.

К сожалению, опыт России свидетельствует об обратном. Прошло десять лет с момента принятия Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (июнь 1995 г.), ни одно его положение, несмотря на очевидные явные и скрытые правовые недоработки и нестыковки с другими законодательными актами, не претерпело изменений.

Решить имеющиеся в этой сфере правовые проблемы возможно путём принятия Закона о реформе малого предпринимательства, а также на основе разработки изменением форм, методов и условий государственного регулирования развития малых предприятий.

  Одним из основных инструментов государственной поддержки развития малых предприятий являются федеральные и региональные программы.

В Законе Российской Федерации от 14 июня 1995 г. разграничены полномочия федеральных органов РФ и её регионов в этой сфере. За Федерацией закреплена разработка федеральных программ, финансируемых не менее чем на 50% из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьёй 1 указанного Закона Правительство РФ должно ежегодно представлять на рассмотрение Федерального собрания основные направления формирования программы. Это:

· Формирование инфраструктуры поддержки развития малых предприятий;

· Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· Установление для малых предприятий упрощённой процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, бухгалтерской и статистической отчетности;

· Содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Реализация этих направлений должна осуществляться на основе комплекса мер, сущность которых также отражена в Законе. Этих мер шесть, они должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти. Отметим эти меры.

Первая. Формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Вторая. Вовлечение в малое предпринимательство незащищённых слоёв населения.

Третья. Внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на государственную поддержку малых предприятий.

Четвёртая. Передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных программ.

Пятая. Передача малым предприятиям на льготных условиях незавершённых и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий.

Шестая. Обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости. Причем это должно осуществляться с учетом вложенных в них материальных и финансовых средств.

Важным требованием Закона является усиление координации программ поддержки малых предприятий с другими федеральными, региональными, муниципальными, а также международными программами. Прежде всего это программы содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить следующее обстоятельство. Во все программы, связанные с развитием малого предпринимательства, могут включаться предложения (проекты и программы) общественных объединений, учреждений и предприятий любой формы собственности. В связи с этим каждый федеральный орган исполнительной власти в соответствии с установленными ему полномочиями обязан использовать эти предложения в интересах государственной поддержки малых предприятий.

Анализ содержания Закона показывает, что в нём на основе системного подхода предусмотрен практически весь комплекс нормативно-правовых, организационно-экономических и социальных мер, необходимых для эффективного развития малого предпринимательства. Вместе с тем практика подтверждает обратное. Это относится к процессам разработки программ и особенно к их реализации.

При разработке программ по поддержке малых предприятий в них не отражаются комплексы необходимых мер и что, очень важно, нет увязки с другими программами, связанными с развитием малого предпринимательства. Основной недостаток реализации программ по поддержке малых предприятий заключается в далеко не полном объёме выделения предусмотренных финансовых средств.

Начиная с 1996 года была разработана не одна Федеральная программа по поддержке малых предприятий, но ошибки, недостатки и упущения в её разработке стали традиционными. Основных причин две.

Первая причина. Сложность и громоздкость программы как по вертикали, так и по горизонтали, а также множество участников разработки, финансирования и реализации.

Вторая причина. Ведомственность участков разработки, финансирования и реализации программы. С одной стороны, участники пытаются вопреки общегосударственным целям программы отражать в ней только свои интересы, а с другой – не хотят брать ответственность за реализацию, по их мнению непрофильных их задачам мероприятий.

Анализ практики разработки, согласования и реализации Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать следующий вывод. Такие программы не нужны, они не решают своей главной задачи – оказывать содействие в организации, выживании и успешном развитии малых предприятий. Эффективность социально-экономических результатов реализации программ крайне низкая. Более того, такие Федеральные программы в определенной мере для малого предпринимательства вредны. Это, прежде всего, относится к его субъектам. Исполнители программы привлекают к реализации заданий значительную часть малых предприятий. Они связывают с этим свои планы, рассчитывают на определённую материальную и в сфере инфраструктуры поддержку.

Через определённое время эти планы рушатся. Многие предприятия не выдерживают таких ударов и прекращают своё существование. По официальным данным, ежегодно в России банкротятся, включая и рассмотренную причину, не менее 150 тыс. предприятий.

Из возможных альтернатив замены Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрим два варианта, взаимно увязанных и действующих одновременно.

Первый вариант. Вместо прежних неэффективных программ поддержки разработать целевую сроком на 2-3 года «Программу разработки принципов, методов и средств государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации».

Второй вариант. Его сущность сводится к тому, что можно не разрабатывать программу поддержки малого бизнеса, но при условии включения во все федеральные программы раздела «Развитие малого предпринимательства».

Выше показана исключительная роль малых предприятий для всех сфер социально-экономического развития при решении любых народнохозяйственных проблем. Сейчас уже ясно, что практически все проблемы развития отраслей экономики могут быть решены на основе использования инициативы малых предприятий, знаний, опыта и деловой хватки их руководителей.  

   

                                       Заключение

В современной российской истории предпринимательство как социально-экономическое явление существует более десяти лет. Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты могут успешно функционировать и занимать ведущее положение в системе воспроизводства. Но для этого необходимо выполнение некоторых условий. К важнейшему из них относится активное участие государства в разработке и реализации экономической политики поддержки малого бизнеса.

Проведённый анализ показывает, что предприятия малого бизнеса в России формировались и развивались в сложных экономических, социальных и политических условиях. Их развитию препятствовали: неразвитость сектора частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищённость новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.

Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 года в стране действовало 843 тысячи малых предприятий. По сравнению с 2000 годом их количество сократилось на 4,1%. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось малых предприятий в среднем лишь 5,8, тогда как в государствах Европейского союза – не менее 30.

 Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо 10 – 15 млн. малых предприятий. Но тенденция становления малого предпринимательства на ранних стадиях развития современной российской экономики является весьма пессимистичной. Существует множество причин сдерживающих развитие малого бизнеса в России. Нерентабельные малые предприятия не могут выдержать конкуренции со средними и крупными предприятиями в результате чего им приходится свертывать свою деятельность. Существует и отличительная особенность малого предпринимательства – его высокая доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства. Но не только внешние факторы препятствуют деятельности малых предприятий. Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.

В данной курсовой работе показана исключительная роль малых предприятий для всех сфер социально-экономического развития при решении любых народнохозяйственных проблем. Сейчас уже ясно, что практически все проблемы развития отраслей экономики могут быть решены на основе использования инициативы малых предприятий, знаний, опыта и деловой хватки их руководителей.  

   

                            Использованная литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: