Уральский экономический район

Производство продукции отраслей машиностроения и металлообработки по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промышленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по масштабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает только Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощнейшие экскаваторы и другое сложное оборудование, Пермский завод - нефтебуры, Орский Южуралмаш — проходческие комбайны для горнорудной промышленности. -

Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод выпускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны — Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые автомобили, в Ижевске — автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.

Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетической, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми — дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель в Екатеринбурге. В Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе — моторостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности. Развитие машиностроительного производства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, реконструкцией и технологическим обновлением действующих предприятий на основе новейших достижений научно-технического прогресса, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение конверсии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий этого комплекса на выпуск гражданской продукции.

 

Факторы и особенности определившие развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса Центрального и Уральского районов

Исторические особенности развития промышленности в районе

Первая промышленная революция - «революция паровых машин» в России произошла на рубеже XIX-XX вв. (в развитых странах Европы в XVIII - XIX вв.). Переворот начался в текстильной промышленности в Центральной России, где освободилось значительное количество крестьян. Мощная промышленность на основе старых металлургических производств формировалась на Урале. В XIX в. на долю этих районов приходилось 90% промышленного производства. Революция и гражданская война привели к развалу хозяйства.

В 30-е годы XX в. Россия вступила в период индустриализации (создание крупной машинной индустрии), отставая от развитых стран мира. Первые индустриальные объекты: Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы ГАЗ и ЗИЛ; Волгоградский и Челябинский тракторные. Накануне Великой Отечественной войны в СССР была развита тяжелая промышленность, что помогло быстро перевести экономику на военные рельсы. Во время войны часть отраслей была эвакуирована на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, а часть - разрушена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: