Крупные центры и характерные черты их размещения

Машиностроительные заводы представляют отрасль тяжёлой промышленности. Предприятия этой группы производят различные типы машин, орудий, приборов, а также продукцию оборонного назначения. Уровень развития этой отрасли является одним из показателей индустриального развития страны.

Центральный экономический район – район с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Таким образом, Центральный экономический район является одним из крупнейших центром машиностроения, где сосредоточены такие заводы как: ГАЗ, Коломенский тепловозостроительный завод, Станколит, Калибр, Динамо и т.д.

Коломенский тепловозостроительный завод

Летом 1863 года железнодорожная линия Москва – Саратов достигла Коломны. Предприимчивый и талантливый военный инженер Аманд Егорович Струве добился подряда на строительство моста через реку Оку и соорудил для этого временные мастерские на левом берегу Оки, у ее слияния с Москвой-рекой. Он приобрел в аренду более 10 десятин земли у крестьян села Боброва и получил право «производить разные постройки, как заводские, так и фабричные». Этим было положено основание одного из крупнейших в России Коломенского завода.

Коломенский завод первым в России стал строить мосты для железнодорожного и городского транспорта, прежде Россия покупала их конструкции за границей.

Аманд Струве строит первый мост, временный через Москву-реку для Московско-Казанского участка железной дороги. Вслед за мостом через Оку (1863-1864 гг.) сооружаются все мосты от Коломны до Воронежа и от Серпухова до Курска и Киева. Киевский мост через Днепр, строившийся в 1868-1870 годах, по новому способу с быками «пневматической системы», современники называли самым большим мостом в Европе: его протяженность превышала один километр. По заказу городской Думы Москвы в 60-70-х годах XIX века Коломенский завод построил Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский мосты. До сих пор одним из самых грандиозных и изящных сооружений считается Литейный мост, построенный в 1879 году через реку Неву в Петербурге.

С каждой вступавшей в строй магистралью в стране возрастала потребность в железнодорожной технике. И уже в 1865 году в Коломне было организованно производство первых товарных платформ, а затем и вагонов различного типа и началась подготовка к постройке паровозов. Локомотивостроение на Коломенском заводе ведет свою историю с 1869 года, когда из ворот предприятия вышел первый грузовой паровоз - это был один из первых паровозов, построенных в России.

В дореволюционный период Коломенский завод являлся одним из ведущих производителей локомотивов в России. За это время было спроектировано 139 типов паровозов.

В 1878 году изготовлен первый речной пароход «Кулебаки», вслед за ним строились суда различного назначения.

Коломенский завод одним из первых в мире освоил производство нового класса тепловых двигателей – дизелей. В 1903 году здесь был изготовлен первый одноцилиндровый вертикальный дизель мощностью 18 лошадиных сил, а через некоторое время завод стал крупнейшим в стране производителем дизелей. В 1904-1905 гг. дизели с торговой маркой Коломенского завода нашли применение как на заводах, так и в трубопроводном транспорте и на электрических станциях.

Коломенские инженеры нашли способ применения дизеля в качестве силовой установки для речных и морских судов. В 1907 году по проекту русского инженера-изобретателя Раймонда Александровича Корейво был построен первый в мире речной буксирный теплоход «Коломенский дизель», с этого времени началась эра теплоходостроения в России и в Европе. Начались первые поставки дизелей для Военно-Морского Флота. Продукция предприятия была удостоена высших наград на шести международных выставках, получив, таким образом, международное признание. Коломенский завод стал ведущим российским предприятием по теплоходостроению.

В 20-е годы ХХ века Коломенский завод стал одним из самых крупных предприятий страны, сыгравшим значительную роль в развитии железнодорожного транспорта и многих отраслей отечественной промышленности. Был освоен выпуск разнообразной сельскохозяйственной техники, тракторов, трамвайных моторных вагонов, снегоочистителей, вагонеток и другой продукции.

С начала 30-х годов, не прекращая производства паровозов и дизелей, завод начал осваивать изготовление качественно новых для России машин – тепловозов и электровозов. Первый тепловоз мощностью 600 лошадиных сил был построен в 1930 году. Этот тепловоз был оборудован электрической передачей и предназначался для маневровой работы на крупных станциях. А в 1933 году Коломенский завод первым в стране освоил серийное производство магистральных тепловозов.

Великая Отечественная Война изменила профиль заводского производства. Один за другим поступали фронтовые заказы. Налаживая их выполнение, цехи перестраивались и принимали военный вид.

С приближением вражеских войск к Москве основная часть завода была эвакуирована в Киров, где в сжатые сроки было налажено производство военной техники: танков, минометов «Катюша», самоходных установок.

В годы войны оставшиеся в Коломне работники производили ремонт военной техники. Также было налажено производство различных видов боеприпасов и снаряжения, освоена постройка передвижных платформ для зенитных орудий, построено два бронепоезда. Кроме того, завод выполнял крупные заказы металлургических комбинатов: производил коксовыталкиватели, оборудование для доменных печей, чугуновозы, шахтные подъемные машины, конверторы. Для восстановительных работ на освобожденных территориях изготавливались дизель-молоты и запасные части для электростанций.

В середине 1943 года на предприятии возобновились паровозостроение и дизелестроение. Завод осуществлял ремонт паровозов и дизелей, разрабатывались проекты новых конструкций локомотивов и двигателей, воплощенные в металл уже в мирное время.

11 июля 1945 года за успешное выполнение важных заданий по выпуску боеприпасов и металлургического оборудования в годы войны Коломенский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

После Великой Отечественной войны появилась необходимость в легком, простом и экономичном грузовом локомотиве. В 1945 году на Коломенском заводе был построен такой паровоз, получивший название «Победа». В честь главного конструктора завода Льва Сергеевича Лебедянского (1898-1968 гг.) – выдающегося конструктора отечественных локомотивов, этим паровозам была присвоена серия «Л». Паровозы «Л» крупной серией, помимо Коломенского завода строили также Ворошиловградский и Брянский заводы. При мощности 2200 лошадиных сил паровоз развивал скорость до 80 км/час и был экономичнее всех эксплуатировавшихся на тот момент грузовых паровозов. Появление на железных дорогах паровозов «Л» позволило значительно повысить скорости движения поездов и, соответственно, увеличить при этом пропускную способность железных дорог.

В послевоенные годы завод, помимо паровозов, изготавливал дизельные двигатели, тюбинги, а также выполнял заказы предприятий черной металлургии. Программой развития Военно-Морского Флота Коломзаводу, как и прежде, отводилась роль создателя и поставщика двигателей внутреннего сгорания для многих типов кораблей.

Объем производства паровозов возрастал быстрыми темпами, однако транспорт не справлялся перевозками возраставшего потока грузов, главным образом потому, что его основная база – паровозы – исчерпала свои возможности. За 88-летнюю историю паровозостроения на предприятии было создано около двухсот типов паровозов и построено 10420 паровозов различного назначения.

В 2000 году в ОАО «Коломенский завод» было освоено производство блочно-транспортабельных электростанций широкого назначения. Эти электростанции используются в качестве источника автономного (основного или вспомогательного) энергоснабжения для предприятий нефте- и газодобывающей промышленности в отдаленных регионах России.

4 декабря 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил ОАО «Коломенский завод». В ходе визита он ознакомился с историей предприятия, динамикой его развития за последние годы, выпускаемой продукцией, а также провел совещание по вопросам развития транспортного машиностроения России.

В своем выступлении глава государства отметил, что одним из приоритетов транспортной политики является комплексное техническое перевооружение транспортной отрасли, при этом он отметил заслуги Коломенского завода и важную роль дальнейших достижений предприятия в реализации транспортной стратегии России.

В настоящее время в ОАО «Коломенский завод» реализуются новые перспективные проекты в области дизелестроения. Изготовлена принципиально новая дизель-электрическая аварийная станция – полностью автоматизированная энергетическая установка, предназначенная для аварийного энергоснабжения. Возобновились работы и по созданию энергетических установок для Военно-Морского Флота. Выпуск продукции коломенского завода в последние годы можно рассмотреть на примере таблицы 2.

Таблица 2

Выпуск продукции коломенским заводом 2006-2007гг.

Коломенский завод располагается на территории одного из высокоразвитых субъектов Российской Федерации – Московской области. В ней сосредоточено около трети всех городских поселений Центрального района, в том числе почти половина городов с населением более 100 тыс. человек. Отличительная особенность области – наличие системы городов науки, что свидетельствует о широком развитии в ней научно-технических комплексов и структур, связанных с НИОКР. [1, с. 367]

Однако Коломна, как и ряд других городов (Клин, Дмитров, Серпухов, Можайск и др.), образует кольцо городов удаленных от центра страны – Москвы, влияние которой ощущается здесь повсюду, постепенно убывая к периферии.

Завод имени Лихачёва (ЗИЛ)

Датой основания ЗИЛа считается 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916г. Именно в этот день начальник «Главного Военно-технического Управления России» генерал-майор Г. Кривошеин, в Тюфелевой роще под Москвой, при изрядном стечении публики заложил первый символический камень в фундамент нового завода. Но все же, основными действующими лицами проекта были известные русские предприниматели Степан и Сергей Рябушинские, а также владелец "Переяславской мануфактуры" А. Кузнецов. Рябушинскими планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, а также штабных легковых автомобилей по лицензии французской фирмы Hotchkiss.

В Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка автомобильного завода, который к марту 1917г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков. Трудности сорвали планы строительства завода в намеченные сроки, тогда Рябушинские закупили в Италии машино-комплекты «Ф-15».

Первым директором АМО был назначен талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев, ранее возглавлявший Русско-Балтийский вагонный завод. Инженерно-технические специалисты и бывшие рабочие автомобильного отделения рижской фирмы составили ядро молодого коллектива московского завода.

Октябрьская революция, гражданская война и разруха не позволили заводу достроиться. На момент революции завод был построен на 95 %. 15 августа 1918г. АМО был национализирован под предлогом срыва Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством.

В октябре 1941г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. 15 октября 1941 года завод из Москвы эвакуировали на восток. Оборудование перевезли в города Миасс, Ульяновск, Шадринск и Челябинск. Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.

Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В из ранее выпущенных деталей, а также полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта. В Ульяновске первого «Захара» выпустили 30 апреля 1942 года. Один из вариантов ЗИС-15 - ЗИС-15К позже лёг в основу послевоенного грузовика ЗИС-150.

В военный период на ЗИСе выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее).

В 50-е годы производство завода ориентируется на нужды населения. С 30 апреля 1950г. завод начал выпускать холодильники, а с января 1951г. приступил к производству велосипедов, производство которых прекратилось в 1959г.

Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа. На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, а созданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилей из Набережных Челнов.

В декабре 1991г. распался СССР, и порвались многолетние внутрисоюзные связи. Производственная программа была пересмотрена и расширена. Этому способствовала и конкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда не испытывал.

23 сентября 1992г. ПО ЗИЛ было приватизировано первым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятий России и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество "Завод имени И.А.Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки "ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода орган управления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30 дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительство Москвы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.

Конъюнктура рынка изменилась, нужны были грузовики грузоподъемностью не более трех тонн, рассчитанные на мелких предпринимателей и преимущественное использование в городах для доставки малых партий грузов, и большегрузные грузоподъемностью свыше 10 тонн.

В 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301. Имя «Бычок» этому автомобилю дал мэр г. Москвы Ю.М. Лужков.

Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились на положении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество в области тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами "Кенворт" (Kenworth), "Катерпиллар" (Caterpillar), "Вольво" (Volvo) и "Рено" (Renault) особого успеха не принесла.

К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые выпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков - это в 10 раз меньше его потенциальных возможностей.

Сегодня завод на базе шасси ЗИЛ совместно с другими заводами выпускает большую гамму специальной техники: коммунальную, дорожно-строительную, мусоровозы, вакуумные, силососные, каналопромывочные, аварийно-ремонтные машины, автоцистерны, автоподъемники. В 2003 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышенными мощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180 лошадиных сил) и Д-245.9Е2 (136 лошадиных сил), которые имеют сертификаты соответствия норм Евро-2.

Уральский экономический район является одним из самых развитых районов машиностроения, где сосредоточенны такие заводы как: Урал, Воткинский завод, УМЗ и др.

Уральский автомобильный завод.

Более чем полувековая история Уральского автомобильного завода началась с решением Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с «колес», под открытым небом шел монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода. В апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач.

Страна нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны от 14 февраля 1943 года завод преобразовывается в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944 года.

20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.

В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан «ЗиС-21А» (с газогенераторным двигателем).

В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями ВДНХ.

В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки «ЗИЛ-150», «ГАЗ-63», «ГАЗ-51», среди них - шесть машин «УралЗИС-355В». Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого опыта подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев автоспорта, которых собрал кросс. Все первые места завоевала команда уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.

С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» - «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ».

В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком «Урал-375». Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику. В 1969 году «Урал-375Д», демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке, был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году - государственный Знак качества - символ технического совершенства того времени.

В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.

В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели «Урал-4320» с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации автомобилей «Урал». Разрабатывается ряд модификаций автомобиля: «Урал-4320» грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач «Урал-43202» для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны, седельный тягач «Урал-4320» для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн, эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах. В 1978 году в экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному автопоезду «Урал-6002». К началу 1979 года появились опытные образцы автомобиля «Урал-43201» для использования в условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для эксплуатации при 60-градусных морозах. В 1983 году автомобилю «Урал-4320» и его модификациям присвоен Государственный знак качества.

В настоящее время «Урал-4320-01» является базовой моделью многочисленного семейства «Уралов» с широкой номенклатурой специального оборудования, которые используются в различных областях народного хозяйства. В последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются выпускаемые на шасси «Урал» вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа «Тройка-2000», выполняющие более десяти операций по благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленных на шасси «Уралов» для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.

В восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль сельскохозяйственного назначения «Урал-5557». Специальный транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать при температуре от 40 градусов жары до 45 градусов холода, мог использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой проходимостью и оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, он на полях мог работать с различной сельскохозяйственной техникой. «Урал-5557» успешно работал в составе автопоезда, обладал высокой производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика использовалось как база для установки различных кузовов и спецоборудования. Широкопрофильные шины с регулированием давления обеспечивают высокую проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы вентиляции и отопления, автоматическое дистанционное управление откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали водителю комфорт в работе в любых условиях.

В последние пять лет Ульяновский автомобильный завод демонстрирует стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2006 года УАЗ произвел и продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо с уровнем 2005 года.

На внутреннем рынке основными потребителями УАЗа являются коммерческие и бюджетные организации, широко представленные в регионах, а также сельхозпроизводители и государственные структуры.

Вместе с тем, в последнее время с началом выпуска нового автомобиля УАЗ ПАТРИОТ, среди потребителей резко возрос процент физических лиц, так как данный внедорожник рассчитан, прежде всего, на личную эксплуатацию.

 Что касается экспорта, то он по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме продаж УАЗа. По итогам 2006 года УАЗ поставил на экспорт 12 500 автомобилей. За последние годы заводу удалось создать разветвленную дилерскую сеть в СНГ, а также вернуться на свои традиционные рынки, потерянные в постсоветские годы – в страны Азии (Могнолия Вьетнам). Ближнего Востока (Сирия, Афганистан), Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской Америки (Куба, Колумбия, Уругвай, Никарагуа). С целью увеличения экспортных продаж создаются сборочные производства автомобилей УАЗ за рубежом (в частности такие проекты действуют во Вьетнаме и на Кубе).

Воткинский завод.

По указу императрицы Елизаветы в 1758 году граф Петр Шувалов начал строительство Воткинского железоделательного завода в месте впадения в реку Вотку малых рек Шаркана и Березовки, в 10 км от реки Кама. 21 сентября 1759 года были пущены два молота и получено первое железо.

1763 год. Вышел указ императрицы Екатерины II о передаче Воткинского завода в государственную казну.

1779 год. Начато строительство фабрики по производству якорей для военно-морского флота.

В июле 1941 года Наркомат вооружения поручает заводу изготовление 45-мм противотанковых пушек "Аннушек"(2243-А). За короткое время удалось переставить и задействовать около 1000 станков, организовать крупносерийное производство и выполнить задание Государственного Комитета Обороны. Уже к концу 1941 года было передано Красной Армии 1625 пушек и гаубиц. В первый год войны в Воткинск прибыло только с Киевского завода "Арсенал" 1100 вагонов с оборудованием и более 2500 рабочих и специалистов. Позднее пришли эшелоны из Подмосковья, Ленинграда, Сталинграда, Новочеркасска. Это был наиболее сложный период. Надо было организовать поточное производство, построить новые корпуса, жилье для размещения эвакуированных. Завод рос с исключительной быстротой. Вместо двух месяцев по плану строительство новых корпусов было выполнено за две недели. Необычная была обстановка: цехи еще без крыш, а станки уже работали. Всего в 1941 году было введено в эксплуатацию одиннадцать новых цехов.

В 1942 году производственные задания завода росли и усложнялись. Нужно было многократно увеличить производство 45-мм пушек, освоить новые изделия. Все это требовало коренной перестройки производства. И коллектив завода эти задачи успешно решил. В сентябре 1942 было освоено производство новой 76-мм противотанковой дивизионной пушки ЗИС-3 конструкции В.Г. Грабина. Эта пушка считалась лучшей в своем классе, что признавали даже немцы. В этом же году было освоено производство 45-мм корабельной пушки (21К), которая устанавливалась на подводных лодках. Производилась 45-мм танковая пушка "Верочка", завод выпускал также запасные части, корпуса авиабомб и мин. Для выполнения важных и сложных задач специалистами завода были разработаны и внедрены новые технологические процессы: автоматическая сварка, глубокое сверление стволов, карбюраторный способ выплавки стали, прокат моноблока пушки, центробежная отливка стволов (впервые в СССР) и т.д. Трудовые победы коллектива завода были отмечены приказом Наркома вооружения Д.Ф. Устинова, 48 рабочих и специалистов были награждены орденами и медалями СССР. В 1942 году завод произвел и отправил на фронт 16000 орудий, из них 11000 противотанковых.

В 1945 году завод продолжал производить и поставлять для Красной Армии 57-мм пушки ЗИС-2, 76-мм пушки ЗИС-3, орудия к самоходным установкам. Был разработан и изготовлен образец мощной 85-мм самоходной пушки с составным стволом без уравнивающего механизма. Всего за год было произведено 8000 пушек.

За годы войны производственные площади увеличились в 2,2 раза, энергетическая мощность возросла в 2,5 раза, парк металлорежущего оборудования - в 2,5 раза, прессовое хозяйство на 80%. Производительность труда выросла на 271%. Пополнение рядов рабочих происходило в то время за счет выпускников ремесленных училищ и школ, бригадно-индивидуального обучения новичков непосредственно на рабочих местах. На заводе удвоилось число женщин, заменивших своих мужей, братьев, сыновей, отцов, ушедших на фронт.

9 мая 1945 года было объявлено праздничным днем. 1418 трудных дней войны остались позади. 52000 пушек разных калибров было изготовлено заводом, что составило 11% общесоюзного производства артиллерии. Это стало большим вкладом Воткинского завода в разгром фашистской Германии.

Сегодня завод - это мощный машиностроительный комплекс со своими металлургическим, механосборочным, сварочным, сборочным, инструментальным производствами, испытательной базой, системой логистики и развитой инфраструктурой. Обеспечивая "ракетный щит" державы, предприятие серийно выпускает оперативно-тактические ракеты "Искандер-М", стратегические ракеты "Тополь-М", участвует в опытно-конструкторских работах по ракете морского базирования "Булава".

Для предприятий нефтегазового комплекса ОАО "Воткинский завод" производит широкую гамму оборудования, которое успешно эксплуатируется в крупнейших нефтегазовых компаниях России - ОАО "Газпром", ОАО "Газпромнефть", ОАО "Лукойл", ОАО "Роснефть", ОАО "Татнефть", ОАО "Удмуртнефть", ОАО "Башнефть", ОАО "Сургутнефтегаз" и других. Это оборудование - для подземного и капитального ремонта скважин, насосы и насосные агрегаты для поддержания пластового давления производительностью от 25 до 240 м3/час, теплопаровая и запорная арматура, буровые насосы, пакеры для защиты эксплуатационных колонн от воздействия закачиваемой жидкости в скважины, вертлюги и элеваторы, буровые долота, оснащенные искусственными алмазами, механические ключи и ключи-автоматы с электро- и гидроприводами, спайдеры, оборудование для обустройства и ремонта горизонтальных скважин, регуляторы давления газа, одоризаторы, контейнеры для транспортировки одоранта и др. Воткинский завод поставляет механизмы и модули для комплектации стационарных и мобильных буровых установок, в частности, освоено производство редукторов, лебедок, роторов, трансмиссий, манифольдов и другого оборудования.

ОАО "Воткинский завод" имеет опыт в изготовлении оборудования для объектов использования атомной энергии. По этому направлению работы ведутся в тесном сотрудничестве с ведущими отечественными проектно-конструкторскими институтами. На предприятии изготовлено оборудование для исследовательского ядерного реактора ИРВ.М2 в ФГУП "НИИП", оборудование для центра ядерных исследований в г. Троицк, оборудование комплексов нейтронзахватной и нейтронной терапии и другое оборудование для исследовательских ядерных установок. Для атомных станций изготовлено оборудование комплекса переработки твердых радиоактивных отходов Калининской АЭС, оборудование установки цементирования жидких радиоактивных отходов Курской АЭС. В настоящее время ведутся работы по изготовлению оборудования для Белоярской АЭС-2, для АЭС Куданкулам Индия.

Открытое акционерное общество "Воткинский завод" - одно из старейших российских предприятий в сентябре 2009 года отметило свой 250-летний юбилей. На всем протяжении своей истории Воткинский завод всегда стоял в ряду передовых отечественных предприятий и неуклонно выполнял важнейшие государственные заказы. В разное время здесь выпускали железо, якоря, морские и речные суда, железнодорожные мосты, паровозы, экскаваторы, пушки, оборудование исследовательских и судовых реакторов, ракетную технику и другую сложную продукцию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: