Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Подробнее рассмотрим лишь одну ветвь финансовой политики государства – налоговую политику.

В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики [34, с. 55]:

1) политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.

2) политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

3) налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

· отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

· большая нагрузка на фонд оплаты труда;

· отсутствие среднего класса, что приводит у переложение налогов на производственную сферу и ее подавление;

· неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками [8].

Основной законодательной базой налоговой политики РФ является Налоговый кодекс РФ, последние поправки в который вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Целью поправок была полноценная реализация послания 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщиков [34, с. 126].

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.

В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

· выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

· отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

· исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

· улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

· более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

· снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

· установления закрытого перечня налогов и сборов;

· сокращения числа налогов и сборов;

· максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

Стратегия проведенной налоговой реформы в отношении отдельных налогов:

Проведенная налоговая реформа затрагивала различные составные части налоговой системы. Стоит рассмотреть ключевые из них.

В качестве решения проблемы повышения эффективности подоходного налога было выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц, т.е. отказаться от прогрессивной шкалы ставок.

В результате проведенных преобразований, в настоящее время в России взимается налог на доходы физических лиц по единой 13-процентной ставке.

Также применяется единый социальный налог по регрессивной ставке с максимальной ставкой в 26%, а поступления этих налогов значительно выросли на фоне снижения ставок.

В отношении налога на прибыль организаций было принято решение о принципиальном изменении подхода к формированию налоговой базы этого налога с тем, чтобы она в большей степени соответствовала реально полученному в налоговом периоде доходу.

В рамках задачи модернизация налога на добавленную стоимость (НДС) при проведении налоговой реформы была проведена по следующим направлениям:

· включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

· введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;

· переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки;

· переход к взиманию налога на добавленную стоимость на основании метода начислений, когда как момент возникновения налоговых обязательств, так и момент возникновения права на налоговый вычет определяется как наиболее ранний из трех моментов – получение счета-фактуры, осуществление оплаты, получение товара;

· с 2007 года при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплата налога на добавленную стоимость производится платежным поручением на перечисление денежных средств.

Проведенная реформа российского НДС в 2005 году (переход на метод начислений и новый порядок принятия к вычету НДС, уплаченного при капитальном строительстве), привела к достаточно серьезным единовременным потерям бюджетной системы в 2006 года (табл. 2.7). Однако масштабного падения бюджетных доходов не наблююдалось.

С 2008 года увеличена до 1 квартала продолжительность налогового периода по НДС. При осуществлении налоговой реформы значительные изменения были внесены в действовавший порядок применения акцизов. В частности, дополнительно, в связи с отменой оборотного налога на пользователей автомобильных дорог, были введены акцизы на дизельное топливо и на автомобильные масла [26].

В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать:

· благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы;

· расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики;

· улучшение налогового администрирования;

· а также частичное сокращение величины налоговой задолженности;

· положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды [17].

К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010 – 2011 гг.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию.

В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налоговв России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;

б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;

в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

г) совершенствование системы государственной регистрации юридических лиц [18].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Финансовая система РФ подразделяется на сферу централизованных (публичных) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств) финансов.

Бюджетная система как звено финансовой системы России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень.

На федеральном уровне выделяется среди прочих звено государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и имеют целевое назначение.

К внебюджетным фондам социального назначения относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации и Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Все эти фонды активно развиваются и реформируются. К настоящему моменту уже обозначены цели и задачи на 2008 – 2010 гг., и можно привести оптимистическую информацию о размерах их финансирования (рис. 2.3., 2.4; табл. 2.2, 2.3, 2.4, 2.5), что позволяет говорить о стабилизации экономики государства.

Говоря о налоговой политике РФ как о составной части общей экономической и социальной политики государства, нужно сказать, что именно она определяет характер и цели складывающейся налоговой системы государства.

Для России характерен тип политики максимальных налогов в сочетании с налоговой политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень обложения при значительной социальной защите.

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная финансовая реформа, в результате которой было частично или полностью решены следующие проблемы: повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы; снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков; упрощение налоговой системы. Был выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению, произошли изменения в начислении различных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, единый социальный налог и др.). Как результат реформы, затрагивающей основные части налоговой системы, в период с 1998 г. по 2006 г. наблюдался существенный рост налоговых поступлений в государственный бюджет (табл. 2.8, 2.9).

К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы; продолжение совершенствования системы администрирования налоговв России.

Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ – внебюджетных федеральных фондов, – а также одной из ветвей финансовой политики государства – налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.

В данной работе я могла бы подробнее осветить остальные звенья финансовой системы Российской Федерации, затронуть описательный анализ не только налоговой политики, но и других составных частей государственной финансовой политики. Но ввиду ограничения объема работы, множественности составных частей финансовой системы государства, а также емкости каждого из понятий, характеризующих эту систему, этого сделать не удалось.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: