Субъекты малого и среднего предпринимательства

 

В рамках СНС все институциональные единицы объединены в пять групп, которые представляют собой основные секторы экономической деятельности, рассматриваемые по признаку действующих в них экономических агентов. Сектор экономики - совокупность хозяйственных единиц, характеризующихся однородностью экономической деятельности или организационным и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: государственный сектор, включающий в себя предприятия, организации, учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами; частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов экономической деятельности различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. Выделяют также теневой сектор экономики, характеризующийся осуществлением противоправных хозяйственных операций и операций, не учитываемых статистикой.

Малое и среднее предпринимательство относится к сектору нефинансовых корпораций. Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.

В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации (компания, не имеющая всех необходимых атрибутов корпорации, но выдающая себя за таковую с целью улучшения своего положения на рынке), а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.

Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.

Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:

- государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления);

- национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа);

- нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Для того чтобы определить учет деятельности малого и среднего предпринимательства в системе национального счетоводства России, нужно дать точные определения этих терминов.

С 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 4) «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.

3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556»[2].

На основе данного определения получаем, что количество предприятий по видам экономической деятельности на конец 2009г. в процентах составляет:

 

Рис.1.Число предприятий по видам экономической деятельности в 2009 г. (на конец года; в процентах)


 

Таблица 2. Число предприятий по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г. (на конец года)

 

Единиц

В процентах к итогу

средние предприя-тия

малые предприятия

средние предприя-тия

малые предприятия

Микропредпри-ятия

всего в том числе микропредприя-тия
Российская Федерация 15547 1602491 1374661 100 100 100
Центральный федеральный округ 4351 474370 401230 28,0 29,6 29,2
Северо-Западный федеральный округ 1557 261185 230078 10,0 16,3 16,7
Южный федеральный округ 1984 170860 143368 12,7 10,7 10,4
Приволжский федеральный округ 3588 287639 240567 23,1 17,9 17,5
Уральский федеральный округ 1322 136102 122352 8,5 8,5 8,9
Сибирский федеральный округ 2171 207039 181415 14,0 12,9 13,2
Дальневосточный федеральный округ 574 65296 55651 3,7 4,1 4,0

 

предпринимательство экономический заработный инвестиция

По итогам представленной таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что лидером по количеству средних предприятий является Центральный Федеральный Округ.

 

 

Что касаемо числа малых предприятий, то их динамика практически совпадает с динамикой средних предприятий на территории РФ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: