В рамках СНС все институциональные единицы объединены в пять групп, которые представляют собой основные секторы экономической деятельности, рассматриваемые по признаку действующих в них экономических агентов. Сектор экономики - совокупность хозяйственных единиц, характеризующихся однородностью экономической деятельности или организационным и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: государственный сектор, включающий в себя предприятия, организации, учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами; частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов экономической деятельности различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. Выделяют также теневой сектор экономики, характеризующийся осуществлением противоправных хозяйственных операций и операций, не учитываемых статистикой.
Малое и среднее предпринимательство относится к сектору нефинансовых корпораций. Сектор нефинансовых корпораций включает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации.
|
|
В данный сектор включаются следующие виды институциональных единиц: нефинансовые корпорации и квазикорпорации (компания, не имеющая всех необходимых атрибутов корпорации, но выдающая себя за таковую с целью улучшения своего положения на рынке), а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными производителями товаров и нефинансовых услуг.
Рыночные некоммерческие организации представляют собой организации, имеющие статус некоммерческой организации. При этом они контролируются и в основном финансируются коммерческими организациями либо предоставляют услуги по рыночным ценам, оказывающим значительное воздействие на уровень спроса.
Сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов:
- государственные нефинансовые корпорации (контролируются и финансируются органами государственного управления и органами местного самоуправления);
- национальные частные нефинансовые корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления или из-за рубежа);
- нефинансовые корпорации под иностранным контролем.
Для того чтобы определить учет деятельности малого и среднего предпринимательства в системе национального счетоводства России, нужно дать точные определения этих терминов.
С 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (статья 4) «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
|
|
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.
3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556»[2].
На основе данного определения получаем, что количество предприятий по видам экономической деятельности на конец 2009г. в процентах составляет:
Рис.1.Число предприятий по видам экономической деятельности в 2009 г. (на конец года; в процентах)
Таблица 2. Число предприятий по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г. (на конец года)
| Единиц | В процентах к итогу | ||||
средние предприя-тия | малые предприятия | средние предприя-тия | малые предприятия | Микропредпри-ятия | ||
всего | в том числе микропредприя-тия | |||||
Российская Федерация | 15547 | 1602491 | 1374661 | 100 | 100 | 100 |
Центральный федеральный округ | 4351 | 474370 | 401230 | 28,0 | 29,6 | 29,2 |
Северо-Западный федеральный округ | 1557 | 261185 | 230078 | 10,0 | 16,3 | 16,7 |
Южный федеральный округ | 1984 | 170860 | 143368 | 12,7 | 10,7 | 10,4 |
Приволжский федеральный округ | 3588 | 287639 | 240567 | 23,1 | 17,9 | 17,5 |
Уральский федеральный округ | 1322 | 136102 | 122352 | 8,5 | 8,5 | 8,9 |
Сибирский федеральный округ | 2171 | 207039 | 181415 | 14,0 | 12,9 | 13,2 |
Дальневосточный федеральный округ | 574 | 65296 | 55651 | 3,7 | 4,1 | 4,0 |
предпринимательство экономический заработный инвестиция
По итогам представленной таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что лидером по количеству средних предприятий является Центральный Федеральный Округ.
Что касаемо числа малых предприятий, то их динамика практически совпадает с динамикой средних предприятий на территории РФ.