Эргономические свойства одежды
Эти требования учитывают взаимодействие элементов системы «человек — одежда — среда». К ним относятся антропометрические, гигиенические и психофизиологические требования.
Антропометрические требования
Антропометрические требования— это соответствие одежды антропометрическим свойствам человека, приведенным в раз-мероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься).
Гигиенические требования
Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паро-, воздухопроницаемость, токсичность, загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды, обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия, применяемые материалы, структура налета и т.д.). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции: защищать тело человека от воздействия внешних факторов — охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов; создавать условия для жизнедеятельности человека — нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и пододежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.
Психофизиологические требования
Соответствие психофизическим требованиям одежды определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия.
Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определя-I ются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей.
Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам (расположение карманов, застежек).
Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды.
Для изготовления одежды и выбора используются размерные характеристики человека. Размерная характеристика является результатом антропологических исследований. Основной прием антропологического исследования— измерение тела человека и его частей (антропометрия). Эго обхваты, продольные и поперечные измерения.
Обхваты выявляют параметры туловища, шеи, головы и конечностей в различных участках, необходимые для определения ширины изделия в соответствующих местах.
Продольные измерения характеризуют ширину тех или иных участков тела и определяют ширину отдельных частей и деталей одежды.
Проводят также измерения не по поверхности тела, а расстояния между двумя точками тела в проекции на вертикальную (высоты) или горизонтальную (диаметра и глубины) плоскости. Эти измерения определяют внешнюю форму тела человека, зависящую от размеров мускулатуры и жировых отложений. Осанка обусловлена главным образом формой позвоночника. Различают основные типы осанки — сутулая, нормальная, перегибистая, которые определяются формой изгибов позвоночника, степенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жировых отложений в области шеи, спины, ягодиц. При производстве одежды в качестве показателя осанки измеряют наклон плеч, определяющий форму фигуры (низкоплечая, нормальная, высокоплечая).
В качестве ведущих размерных признаков при производстве одежды (выборка, маркировка), отвечающей необходимым требованиям, приняты размер, рост, полнота фигуры (определяется величиной обхвата груди в сантиметрах).
Определение размера проводится по обмерным данным, указанным согласно условиям контракта или требованиям нормативных документов, действующих в Республике Беларусь. Измерения проводят нескладной линейкой (для изделий из синтетических волокон допускается измерение мягким метром) с ценой деления 0,1 см.
Эстетические свойства одежды
Эстетические требования к одежде— это соответствие современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, сложившемся направлении в моде.
Эстетически эта оценка одежды выявляется при сопоставлении ее с идеалом, т.е. представлении человека о прекрасном. Это складывается под влиянием следующих факторов: уровня жизни, климатических, национальных, индивидуальных особенностей человека (возраст, образ жизни, работа, место жительства).
Понятие «прекрасное» — выражение эстетического отношения человека к действительности— означает не только форму, но и полезность, истинность, нравственность. Понятие «эстетическое» — это эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону (красоту), но и основную функцию одежды (утилитарные свойства).
Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие, которое одежда оказывает на человека, достигается благодаря геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение.
Форму одежды подразделяют условно на функциональную, конструктивную, эстетическую. Функциональная форма одежды определяется назначением одежды. Конструкционная форма одежды характеризуется строением одежды, объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма определяет красоту и художественную выразительность. Эстетическая ценность изделий определяется единой формой, созданной с учетом комплекса основных требований— функциональных, эргономических, эстетических.
Эстетические требования к одежде зависят также от стиля и от моды. Стиль — исторически сложившаяся устойчивая общность приемов и средств художественной выразительности. Стилевое единство выражается в общей системе организации формы. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий общества. Изменение исторических условий предопределяет систему стилей и, следовательно, изменения форм одежды.
Мода— временная общность средств художественной выразительности, в отличие от стиля. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий, связанных с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий в соответствии с условиями жизни и вкусами. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических условий и т.д.
Мода определяется социальными и экономическими условиями жизни. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает человека покупать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых, т.е. психологические причины оказывают периодические изменения моды в форме одежды, так как наступает психологическое утомление потребителей от однообразия господствующей моды и возникает желание обновить устоявшиеся формы.
Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, новым формам одежды. Осуществляется циклическое развитие моды с интервалом от 3-4 до 7-15 лет.
Отдельные элементы формы одежды— силуэт, высота и ширина плеч, форма отдельных деталей, ширина изделий на различных уровнях — определяют изменение моды.
Эксплуатационные характеристики одежды
Способность одежды в течение определенного промежутка времени выполнять свои функции характеризуется ее надежностью и определяется основными свойствами— долговечностью, сохраняемостью, пригодностью.
Долговечность одежды — это сохранение работоспособности до разрушения. Показатель долговечности — срок службы.
Данное состояние определяется несоответствием ее потребительских свойств уровню требований, которое может наступить в результате физического состояния, а также изменения эстетических требований к одежде, т.е. долговечность определяется сопротивлением ее физическому и моральному износу.
Физический износ происходит под одновременным механическим воздействием (истирание, усталостная прочность, нагрузки, близкие к разрывной) физико-химических (солнечная радиация, влага, газы), биологических факторов (микроорганизмы, гниение, разрушение насекомыми), ухудшающих свойства материалов, разрушающих ее детали и узлы.
Моральный износ выражается в том, что изделия, сохраняя основные свойства, перестают удовлетворять эстетическим потребностям человека в связи с изменением моды. Изделие не удовлетворяет потребителей по форме, размерам, конфигурации деталей, швов, отделочных элементов, конструктивным и декоративным линиям, цвету, фактуре материалов.
Основная причина морального износа — изменение потребности человека, которая выражается в предпочтении одних изделий другим, т.е. социальное и культурное развитие общества вызывает изменение одежды и приводит к ее социальному устареванию — моральному износу.
Сохраняемость — способность одежды сохранять потребитель-, ские свойства после хранения и транспортировки. Несоблюдение условий транспортировки приводит к искажению формы, а при хранении товаров в условиях повышенной влажности может вызвать усадку материалов, что приведет к изменению формы. При нарушении условий хранения товаров изделие поражается грызунами, личинками моли. Следовательно, для повышения сохраняемости одежды должны быть обеспечены необходимые условия хранения и транспортировки.
Ремонтопригодность одежды— это возможность ремонта и повторного использования одежды, которая зависит от конструкции изделия и методов обработки.
Увеличение срока одежды должно происходить в оптимальных пределах, чтобы совпадали сроки физического и морального износа.
Маркировка, упаковка одежды Маркировка швейно-трикотажных товаров
Основные способы маркировки— товарный ярлык, лента с изображением товарного знака или клеймо, контрольная лента.
Товарный ярлык (разнообразной формы) должен быть художественно оформлен и содержать следующие реквизиты:
—товарный знак изготовителя, его наименование, подчиненность и местонахождение;
—наименование изделия, номер модели, НТД на изделия, артикул изделия или номер по прейскуранту;
—размер изделия;
—сорт;
—дату выпуска (месяц, год);
—клеймо контролера-изготовителя.
Дополнительные реквизиты: для верхних швейных и трикотажных изделий— соответственно артикул материала верха и артикул полотна; для бельевых трикотажных изделий — группа отделки и прочность окраски; для швейных изделий, изготовленных на подкладке, рекомендации по уходу.
Памятку по уходу печатают на пакетах и вкладышах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы необходимо сделать следующие выводы:
1. Детский бельевой трикотаж пользуется большим спросом среди населения, поэтому его реализация приносит значительный доход предприятиям торговли.
2. Среди прочей одежды потребитель покупает белье чаще, чем остальные вещи. Это связано со сроком службы одежды, а также с тем фактором, что белье мы носим постоянно, вне зависимости от времени года или суток.
3. Объемы выпуска детского бельевого трикотажа стали стабильно увеличиваться начиная с 2000 года. В 2004 году наблюдался наибольший за все время темп роста производства - 10,6% относительно 2003 года. В последующие 3 года темп роста также являлся высоким – около 10% в год.
4. Удельный вес запасов готовой продукции отрасли к среднемесячному объему производства по состоянию на 1 января 2005 года равнялся 154,8%. И это был самый высокий процент затоваренности среди других отраслей промышленности Беларуси. Высокий процент тканей находился в запасах, то есть на складах.
5. Сбыт продукции легкой промышленности, в частности, детского бельевого трикотажа остается проблемой и до сих пор. На 1 января 2008 года, по информации Министерства статистики и анализа Беларуси, в легкой промышленности зафиксирован самый высокий среди всех отраслей показатель по запасам готовой продукции. Запасы готовой продукции на эту дату составили 245,9 млрд. рублей, или 121,2% к среднемесячному объему производства (по данным агентства БелаПАН).
6. Производственные мощности белорусской легкой индустрии ориентированы на выпуск льноволокна, шерсти мытой, пряжи хлопчатобумажной. Специалисты отмечают, что научно-технический прогресс в отрасли достаточно высокий. Значительная доля продукции отрасли конкурентоспособна на мировом рынке, в том числе на рынках ЕС. Уже в 2000 году в страны дальнего зарубежья было поставлено 32,4% трикотажных изделий.
7. За счет оказания ряду промышленных организаций государственной поддержки и осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности экономики наметилась определенная динамика его улучшения. Вместе с тем, финансовое положение большинства промышленных организаций отрасли по-прежнему остается сложным.
8. Легкая промышленность Республики Беларусь должна развиваться, борясь с экспансией Китая на мировом рынке текстиля. Китайский текстиль дешевле. Это обусловлено более высокими издержками на производство текстиля. В издержках белорусских производителей высокий удельный вес занимает заработная плата. И это обусловлено политикой государства в области доходов населения и уровня жизни.
9. В работе проведен анализ ассортиментной политики по детскому бельевому трикотажу Торгового Центра «Корона» Торговый центр Корона», который является филиалом ООО «Табак-инвест». Торговый центр имеет формат гипермаркета. В него вошли: магазин самообслуживания с торговой площадью 6400 квадратных метров и ассортиментом более 50 тысяч наименований; ресторан быстрого обслуживания «Пит Стоп» на 130 посадочных мест; участки собственного производства: мясной цех, кондитерский цех, кулинария, пекарня; кафе «Амстердам» на 100 посадочных мест с предложением широкого ассортимента пицц, холодных и горячих блюд, десертов и коктейлей.
10. Торговый центр оснащен современным торговым оборудованием и уникальной системой безопасности,позволяющей отслеживать поведение покупателей и обеспечивать сохранность товароматериальных ценностей.
В 2007 году товарооборот ТЦ «Корона» увеличился. За 2007 год реализовано товаров на сумму 335200 млн. руб. против 258400 млн. руб. в 2006 году. Темп роста составил 129,72%.
Валовой доход в 2006 году составил 22100 млн. руб. В 2007 году значение показателя так же увеличилось и составило 8481млн. руб., темп роста – 148,48 %. Опережающий темп роста валового дохода объясняется снижением темпа роста затрат.
Издержки обращения в 2006 году составили 1886 млн. руб., в 2007 – 2581млн. руб., темп роста – 136,85%.
Прибыль от реализация также выросла. В 2006 году она была 720 млн. руб., а в 2007 - 2620 млн. руб. Темп роста составил 366,82 %. Данный темп роста прибыли обусловлен опережающим ростом доходов.
Некоторое повышение покупательской активности объясняется стабилизацией национальной валюты, установлением единого валютного курса. Основной причиной роста, по-прежнему, является повышение платёжеспособного спроса населения. Основной рост издержек обращения произошёл в связи с ростом заработной платы, увеличением материальных затрат.
В магазине реализуются детский бельевой трикотаж по следующим ассортиментным группам: белье верхнее из тканей; белье нательное из тканей.
Ассортимент детского бельевого трикотажа включает подростковое и детское белье. Белье для девочек и мальчиков выпускают такое же, как для женщин и мужчин. Детское белье вырабатывается для следующих возрастных групп: ясельной, дошкольной, младшей школьной, старшей.
11. Основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на ассортимент детского бельевого трикотажа, реализуемого в ТЦ «Корона», являются поставщики: ОАО «Свитанак», ИП «Инколор», ОАО «Купалинка», Гранд-Партнер (Россия), ИП «Азимова» (спортивные товары), ИП «Косенко» (поставляет детский бельевой трикотаж французского производства», ООО «Белютиторг», в 2008 году к ним присоединилось предприятие ОАО «8-е Марта».
Наибольший удельный вес в общем объеме поставок детского бельевого трикотажа занимает продукция ООО «Белютиторг» - 25,25% (4218,57 млн.руб.). Это связано с более высокими ценами на поставляемую продукцию, по сравнению с отечественными и российскими производителями.
Большой объем поставок продукции для реализации осуществляет ОАО «Маруся» - 20,1%. В дальнейшем планируется на территории торгового центра открыть отдел, занимающийся реализацией продукции только этого предприятия.
Торговый центр «Корона» снабжается детским бельевым трикотажем планомерно, бесперебойно и ритмично. Всего в ассортименте магазина насчитывается около 50 тысяч наименований товаров.
Ассортимент магазина определяется на перспективу, примерно на 2-3 года, однако он постоянно уточняется и корректируется с учетом рыночной ситуации.
12. Наибольший удельный вес в прибыли магазин получает за счет белья для новорожденных и детей ясельного возраста, причем, удельный вес этой группы товаров в товарообороте ниже, чем удельный вес прибыли в общей сумме прибыли по всему ассортименту. Наименее прибыльным товаром является белье нательное. Его удельный вес в товарообороте занимает 19,4%, а удельный вес прибыли – 8,86%. Удельный вес прибыли, получаемой магазином за счет сорочек, также превышает удельный вес этих тканей в товарообороте предприятия.
Таким образом на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ТЦ «Корона» формирует ассортимент детского бельевого трикотажа на основе спроса населения на изделия.