Создание в России в начале 90-х годов прошлого столетия института негосударственных пенсионных фондов (НПФ) стало одним из символов реформирования пенсионной системы. К настоящему времени в стране сложилась система негосударственного пенсионного обеспечения, включающая в себя около 300 НПФ. Их участниками являются свыше 6 млн. человек, более чем 700 тыс. человек получают негосударственные пенсии. Хотя в масштабах страны это и не так много, все показатели, характеризующие развитие системы НПФ, демонстрируют замечательную динамику: за 2005г. суммарные размеры собственного имущества фондов увеличилось с 215,8 млрд. рублей до 344,3 млрд. рублей (на 60%, причем размеры пенсионных резервов, т.е. средств финансирования негосударственных пенсий увеличились на 63%)
Деятельность НПФ – в основном, в части осуществления ими негосударственного пенсионного обеспече7ния, является востребованной как гражданами, так и организациями. Однако можно предположить, что система НПФ могла бы развиваться более высокими темпами, если бы с начала 2005г. не вступили в действие поправки в Налоговый кодекс РФ, часть которых стала антистимулом по отношению к негосударственному пенсионному обеспечению, в особенности для вкладчиков – юридических лиц. Эти налоговые новации были восприняты крайне негативно и в среде НПФ, и их действующими и потенциальными клиентами, поскольку именно с предприятиями и организациями, для которых пенсионные программы являются составной частью их разносторонних социальных программ, заключена основная масса договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. Используя негосударственное пенсионное обеспечение, предприятия могут обеспечить приемлемый уровень пенсий своим работникам уже сейчас, до окончания пенсионного реформирования.
|
|
Необходимым условием исполнения социальной функции НПФ является еще одна сторона их деятельности. Управление пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и иными собственными средствами представляет собой неотъемлемую часть работы НПФ, чрезвычайно важную с точки зрения государственных интересов.
В странах с развитой экономикой пенсионные фонды являются активными участниками финансовых рынков. НПФ аккумулируют средства своих вкладчиков и в этом качестве становятся крупными портфельными инвесторами. При этом для инвестиций, осуществляемых пенсионными фондами характерен чрезвычайно консервативный характер. Основным критерием для выбора объектов вложений средств НПФ является их надежность. Ликвидность и доходность этих объектов представляют собой менее критичные характеристики.
|
|
От других форм коллективного инвестирования пенсионные фонды отличаются возможностью инвестирования средств на десятки лет и в этом смысле являются уникальным институтом. Роль НПФ в этой части деятельности, наряду с другими коллективными инвесторами, состоит в привлечении долгосрочных инвестиций в экономику страны, а также в стабилизации финансовых рынков.
В настоящее время пенсионные накопления НПФ для финансирования долгосрочных проектов практически не используются. Основная масса средств НПФ инвестируется с целью получения прибыли в течение года, да и сама масса невелика (суммарный объем пенсионных средств НПФ по состоянию на конец 2005г. составил 1,3% величины ВВП за этот год)
Государственные пенсионные фонды
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2004г. № 143 «Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» определен Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В РФ единая система государственных пенсий устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему. При этом, территориальные подразделения имеются практически в каждом районе нашей страны.
Основной функцией ПФР является назначение и выплат пенсий
В обязанности Пенсионного фонда России входит:
1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.
2. Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, и других граждан сумм государственных пенсий,
3. Привлечение в Фонд добровольных взносов физических и юридических лиц;
4. Контроль, в том числе и с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
5. Организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд;
6. Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимсяк компетенции Пенсионного фонда;
7. Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
8. Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, автоматизации рабочих мест уполномоченных, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов.
9. Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.