Технология обучения предполагает наличие следующих признаков:
1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
2. Совокупность приемов, методов;
3. Проектирование и организация процесса обучения;
4. Наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Также любая технология обучения включает различные позиции, как то:
1. Целевую направленность;
2. Научные идеи, на которые опирается;
3. Системы действий преподавателя и учащегося;
4. Критерии оценки результата;
5. Результаты;
6. Ограничения в использовании.
Таким образом, любая современная технология обучения характеризуется следующими позициями:
1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
|
|
2. Технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
4. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Как правило, традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. С помощью данной технологии происходит усвоение обучающимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.
Суть технологии состоит в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. В основе — образовательная парадигма, согласно которой можно определить объем знаний, достаточный для успешной жизнедеятельности, и передавать его ученику. При этом главные методы обучения — это сочетание объяснения и наглядности, ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание, главное требование и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, демонстрацией действий, оценкой выполнения их учащимися и корректировкой.
|
|
Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки — она располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, а также слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
В отличие от традиционного, развивающее обучение имеет целью всестороннее развитие личности. Сущность технологии развивающего обучения в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию при помощи механизма вовлечения учеников в различные виды деятельности. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
В основе технологии развивающего обучения лежат следующие принципы:
1. Вне деятельности нет развития;
2. Знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
3. Обучающийся становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Указанные принципы достигаются при реализации следующих условий:
1. Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и ее субъект»;
2. Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла — к опробованию — к достраиванию — к решению — к действию;
3. Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
4. Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
5. Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
6. Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;
7. Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Таким образом, на современном этапе педагогической практики происходит переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся [9].