ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебных занятий по дисциплине
«Семейное психологическое консультирование»
Наименование разделов и тем | Кол-во лекционных занятий | Кол-во часов семинарских занятий | Кол-во часов самостоят. работы | Итого |
1.Основы семейного психологического консультирования | 4 | 4 | ||
2.Основные методики и технологии организации семейного психологического консультирования. | 2 | 2 | ||
3 Направления и виды семейного психологического консультирования | 2 | 4 | 6 | |
Итого: | 6 | 6 | 12 |
Тема 1. Основы семейного психологического консультирования.
Общее понятие о семейном консультировании. Цели и задачи семейного психологического консультирования. Основные подходы к организации семейного психологического консультирования. Стадии процесса семейного психологического консультирования. Современные подходы к семейному консультированию. Принципы семейного психологического консультирования.
|
|
Тема 2. Основные методики и технологии семейного психологического консультирования.
Диагностика семейных проблем и ее роль в организации семейного психологического консультирования. Методы семейного психологического консультирования. Технология индивидуального и группового семенйого консультирования. Технология составления психограммы супружества. Социальная работа с семьей. Методика сбора психолого-педагогической информации о семье по системе индикаторов ее жизнедеятельности.
Тема 3. Направления и виды семейного психологического консультирования.
Структурные модели семейного психологического консультирования. Добрачное (предбрачное) семейное психологическое консультирование. Семейно-брачное консультирование. Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений. (консультирование по вопросам супружеских взаимоотношений, консультирование разводящихся)
Консультирование детско-родительских отношений (проблемы возрастного развития ребенка, проблемы индивидуального развития ребенка, Социально-психологическая поддержка семьи).
Составитель программы: канд псх.наук, доцент кафедры психологии развития и педагогики Кутергина Любовь Николаевна.
Тел: 8-921-305-36-77
Тема 2. Семейно-брачное консультирование.
Основные вопросы:
ü Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
ü Способы организации семейного консультирования.
ü Трудности в работе с супружеской парой.
ü Требования с работой с супружеской парой.
Вопрос. Основная стратегия консультирования по вопросам супружеских отношений.
|
|
Семья обращается на консультацию в трудные периоды жизни. Причиной обращения являются нарушения взаимоотношений, возникают конфликты.
ü Типичные проблемы возникающие в семье:
· Конфликты и взаимное недовольство связанное с распределением социальных ролей
· Противоречия во взглядах на семейную жизнь
· Сексуальные проблемы. Неумение наладить сексуальные отношения.
· Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями
· Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов(адаптация семьи к заболеванию, негативное отношение больного к себе, к окружающим.
· Проблема власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.
· Проблемы общения (отсутствие тепла в отношениях, дифицит близости и духовного взаимопонимания)
ВСЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ МАРКЕР НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ.
ü Основа консультирования семьи - исследование специфики субъективного мира человека – реконструкция его фрагментов.
Сегодня мы определяем образ мира человека, как индивидуальный миф человека о себе, других людях, своей судьбе во времени и жизни.
Это целостное образование САМОСОЗНАНИЯ, которое существует на: - когнитивном уровне
- образно-эмоциональном уровне
- регулирует жизненные отношения, бытие человека в мире.
ü ОСНОВА ЭТОГО МИФА:
Ø – «ОБРАЗ Я» - система представлений и отношений к себе, к миру.
Ø «ОБРАЗ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА» - близкого, дальнего, мужчины, женщины ит.д.
Ø «ОБРАЗ МИРА ВЦЕЛОМ»
Этот миф изменяется с духовным и психическим развитием личности и служит внутренней регуляцией поведения человека в жизненных выборах.
ü СТРАТЕГИЯ психолога консультанта: РЕКОНСТРУКЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ.
o За счет оказания помощи на всех этапах реконструирования
o За счет формирования позитивных отношений
o За счет осознания внешних и внутренних причин нарушения отношений
o Осознать свой образ мира и его фрагменты, которые связаны с нарушением взаимодействия
o Способствовать самопознанию себя и другого человека
o Развивать эмпатию (умение встать на место другого человека)
o Развивать рефлексивные способности (способность мысленно выйти за пределы непосредственной ситуации и посмотреть на нее со стороны.)
В результате клиент должен пройти «по обеим сторонам улицы взаимодействия:
· Увидеть и понять себя
· Увидеть и понять другого
=== ЭТО ВЕДЕТ К РЕКОНСТРУИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ.===