Определение инфляции и её виды

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.

 Термин «инфляция» (от лат. Inflation – вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 году американский экономист А. Делмар. Основанием явилось то обстоятельство,что в период Гражданской войны в США (1861-1865гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в огромном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты – «гринбакс». Широкое распространение в западной экономической литературе понятие инфляции получило 20 веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 1920-х гг. Один из ведущих специалистов в области теории в США конца XIX в. Фрэнсис А. Уокер определял инфляцию как «постоянный избыток в стране обращающихся денег, часть которого распределяется в коммерческом мире». Однако явление инфляции, понимаемой как обесценивание денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождением денег в виде монет. Первичным проявлением инфляции стали чеканка властями (или отдельными лицами– фальшивомонетчиками) избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных. Например в Древней Греции многие правители, начиная с тирана Гиппия (6 век до н.э.), который уменьшил наполовину металлическое содержание монеты, выпускали в обращение фальшивые деньги. Так же поступали и римские императоры. В эпоху позднего средневековья широко практиковалась замена государствами и городами серебряных монет медными при сохранении прежнего денежного номинала. Такая операция, приносившая крупный доход властям, вызвала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег– серебряных. Монетная инфляция широко практиковалась в 16-18 веках в России. Неоднократно понижалась стопа– содержание металла в серебряных монетах. Громадные масштабы принял выпуск неполноценных медных монет в России при царе Алексее Михайловиче в 1654 – 1662 годах, когда из одного фунта меди, рыночная цена которого составляла 12 копеек, чеканилось монет на 10 рублей. По номиналу медных денег было выпущено на колоссальную по тому времени сумму – 20 млн. рублей. Однако их реальный курс упал до стоимости содержащегося в них металла, то есть до 1– 2 % номинала. Инфляция разоряла мелких торговцев, обесценила доходы ремесленников и лиц, получавших твёрдый доход. Всё это обостряло антагонизмы в обществе и привело к восстанию 25 июля 1662 года, известному в истории как «медный бунт». Жестоко подавив его, царь был вынужден принять срочные меры к урегулированию денежного обращения.

С появлением бумажных денег монетно– денежная  инфляция уступает место бумажно–денежной. В период становления буржуазного строя государство стремилось ликвидировать средневековый хаос в денежном обращении, ввести и упрочить стабильную денежную систему. В 18–19 веках и в начале 20 века до Первой мировой войны инфляция наблюдалась лишь в отдельных странах и носила преходящий характер. Так, например, инфляция имела место во Франции – в период Великой французской революции 1789– 1791 годах, в Англии– в период войны с Наполеоном в начале 19 века. В тех странах, где устанавливалась система золотого монометаллизма, в течение многих десятилетий функционировала относительном устойчивая денежная система.

В период Первой мировой войны система золотого стандарта рухнула. Всеобщее прекращение размена бумажных денег на золото по фиксированному курсу лишило государство автоматически действовавшего антиинфляционного механизма, обеспечивавшего стабильность денежного обращения. С этого момента и по сегодняшний день инфляция приобрела повсеместный, всеохватывающий характер(то есть она присуща практически всем странам мира), стала, как правило, непрерывной и хронической.

В западных литературных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной инфляции, на толкование термина (термины раскрывают инфляцию с разных сторон). Американцы К.Р. Макконнелл и С. Брю, шведский экономист К. Эклунд определяли инфляцию как повышение общего(среднего) уровня цен в экономике, американский экономист П. Хейне – как падение ценности или покупательной способности денег. Монетаристский подход (М.Фридмен)сводится к тому, что инфляция – это устойчивый непрерывный рост цен, выступающий всегда как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к продукции.

В отечественной экономической науке 1930-х годах инфляция трактовалась как выпуск денежных знаков сверх потребностей обращения, затем как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег. В 1940- х годах появилось толкование инфляции как любого обесценивания денег. В 1950-х годах в работах по инфляции преобладала характеристика внешней стороны, а именно переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимым для обращения. В 1960-х годах советские экономисты пришли к выводу, что инфляция – это сложный многофакторный социально– экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, расходами и доходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Типичными проявлениями современной инфляции выступают общее повышение товарных цен и понижение курса, то есть цены, национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам. (В плановом хозяйстве инфляция выражается в дефицитности экономики, в снижении качества товаров и значительно меньше – в повышении цен. Искусственное, административное установление и сдерживание цен государством, которые, с одной стороны, были ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производстве, с другой – на игнорирование потребительского спроса, в итоге тормозило развитие производства, повышение эффективности производства, совершенствование технологического уровня порождало товарный дефицит.) О кризисном состоянии денежного обращения (инфляции) на практике можно судить только по динамике цен. Таким образом, инфляцию следует рассматривать как:

 

– нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;

 

– явный или скрытый рост цен;

 

–  натурализацию процессов обмена (бартерные сделки);

 

– снижение жизненного уровня населения.

При этом не всякое повышение цен является инфляцией, но лишь обусловленное ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного предложения.

Так, неправомерно считать инфляцией повышательную рыночную конъюнктуру на фазе циклического подъёма, поскольку растут товарное предложение, объёмы продаж, но доходы и спрос растут ещё быстрее. Превышение спроса над предложением, а не избыточность денежной массы– причина конъюнктурного роста цен. К неинфляционному росту цен можно отнести также удорожание сырьевых ресурсов в связи с усложнением горно– геологических условий их добычи; возвращение потребностей, рост качества и технического уровня продукции и как следствие повышение изжержек и цен.

 

 

Виды инфляции

В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, различают открытую, или ценовую инфляцию, которая выражается в систематическом повышении общего уровня цен, и подавленную, или скрытую, проявляющуюся в растущем дефиците товаров при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованным характером  установления (использование дотаций на некоторое время отсрочивает повышение цен на ряд товаров и услуг). Открытая инфляция выражается в непосредственно наблюдаемом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция (наступающая, в частности, при замораживании цен и заработной платы) проявляется в возникновении «черного» рынка с непомерными ценами, товарном дефиците. Возможна комбинация обоих типов инфляции, т.е. сочетание дефицита госбюджета и товарного дефицита с быстрым ростом цен и снижением реальных доходов населения.

 

Классификация инфляции возможна и на основе других критериев: социально-экономических условий, типа денежной системы страны, факторов и степени инфляционных процессов. По степени интенсивности инфляционных процессов различают следующие виды инфляции:

 

- нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-3,5% в год;

 

- умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают 10% в год. Такая инфляция признается относительно безвредной и вполне соответствующей нормальному экономическому развитию в целом; масштабы ее не приводят к непредвиденным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами;

 

- галопирующая инфляция характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год, в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития;

 

- гиперинфляция начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугодия или более; за год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причем даже обеспеченных слоев. Социально-экономические издержки требуют принятия мер для обуздания инфляции.

 

Из всех видов инфляции наиболее губительна для экономики – гиперинфляция, сопровождаемая астрономическим ростом денежной массы в обращении и, как следствие, катастрофическим ростом цен на потребительские товары. Роль денег в этих условиях сильно падает, население переходит на другие, менее эффективные формы расчета. Появляются параллельные валюты, в том числе иностранные, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.п.). Характерные черты проявления гиперинфляции:

– разрушение нормальных экономических отношений;

 

– производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности;

 

– взаиморасчеты принимают бартерный характер;

 

–   сворачивается производство, накапливаются товары в расчете на их удорожание;

 

– растет спекулятивная деятельность;

 

– обесцениваются накопления целого поколения людей.

 

От гиперинфляции в первую очередь страдают население, имеющее фиксированные доходы, вкладчики-кредиторы и предприниматели.

 

С позиций темпа роста цен инфляция может быть:

 

– сбалансированной – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами. Бизнесмены при этой инфляции периодически повышают цены: если, например, сырье подорожало в 2 раза, то, соответственно, во столько же раз увеличивается цена конечной продукции. Потери при этом ощущают только производители сложной продукции, которая основана на кооперационных связях, стоят последними в цепочке повышения цен. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья к конечной продукции, отражает сумму повышения цен внешней кооперации;

 

– несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену сложного изделия.

 

В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляцию подразделяют на две группы – ожидаемую и неожидаемую.

 

Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства. Примером может служить прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ в декабре 1991 г. на предстоящий 1992г. Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов.

 

Неожидаемая (непредсказуемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. Возможны следующие варианты проявления непредсказуемости инфляции:

 

– при наличии у населения инфляционных ожиданий возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает реальную картину совокупного спроса; прогнозировать подобные тенденции крайне затруднительно, как, впрочем, и все экономические процессы в этом случае. Нерешительность правительства может только усугубить инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен;

 

– при отсутствии инфляционных ожиданий возникает «эффект Пигу» – резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в исходное положение, т.е. в состояние равновесия.

 

Различают еще несколько видов инфляции.

 

Структурная инфляция – это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая ее как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Этот вид инфляции характерен для развивающихся стран. Суть его в том, что на товары, пользующиеся повышенным спросом потребителей, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые снижается, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно. Вследствие этих тенденций происходит рост средних цен, сокращаются или полностью прекращают выпуск дешевые товары; снижается качество товаров при стабильных ценах на них.

 

Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в этом случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию. Для российской инфляции показатель «рост заработной платы» существенной роли не играет, поскольку она имела и имеет весьма низкий стабильный уровень. Только в 1992 г. положение с заработной платой изменилось в результате раскручивания спирали «цена – зарплата».

 

Инфляция прибылей – промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенных потребителю ростом качества товаров. В российской инфляции фактор увеличения прибылей не стал доминирующим в росте цен на товары. Этот факт отчасти объясняется наличием строгого контроля над уровнем рентабельности со стороны государства. Тем не менее, фактор роста прибылей имеет определенное значение в развертывании инфляции при условии либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.

 

Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Западные экономисты называют ситуацию стимулирования налогов «теорией экономики предложений», согласно которой экономический рост выступает функцией налоговой политики. Несомненно, рост налогов сокращает возможности инвестиций. В результате происходит снижение уровня производства и, следовательно, предложения, что само по себе служит базой для роста инфляции. Теория «экономики предложения» предусматривает такой оптимальный уровень налогов, при котором налоговая ставка позволяет государству получать необходимый доход и развивать производство товаров в соответствии с объемом спроса, что приведет к сокращению инфляции.

 

Инфляция роста материальных издержек производства и ее причины:

 

- затратный характер экономической системы, когда рост себестоимости продукции и сокращение производства дешевых товаров происходят при следующих объективных условиях: дефиците товаров, отсутствии конкуренции и механизма воздействия государства и потребителей на издержки производства;

 

- природные факторы, вызывающие повышение цен на сырье: уровень освоения месторождений, условия добычи минерального сырья, уровень затрат на добычу минерально-сырьевых ресурсов.

 

Эта модель инфляции характерна для нерыночной экономики, такой как российская. Для ее возникновения необходим гигантский масштаб добычи сырьевых ресурсов и наличие многочисленных добывающих отраслей, ввиду чего происходит раскручивание специфической спирали:

 

– рост стоимости сырья, ведущий к удорожанию материалов;

 

– рост цен на функционирующие в сырьевом секторе машины и оборудование, обусловливающий повторный рост цен на сырье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: