Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей-близнецов по сравнению со сверстниками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое развитие детей-близнецов дошкольного возраста отличается низким уровнем развития по сравнению со сверстниками.
Выборку исследования составили воспитанники УО «Ясли-сад № 1 г. Браслава» в количестве 16 человек в возрасте 4,5-5 лет, в том числе пара монозиготных близнецов: Жиглов Паша и Жиглов Валера.
С целью выявления уровня речевого развития испытуемых в констатирующем эксперименте нами была проведена диагностика речевого развития по Ф. Даскаловой [3].
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое хочешь».
1 - стул;
2 - мяч;
3 - Иван;
4 - зайчик;
5 - пою;
6 - красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных
|
|
1 - Ребенок толкает....
2 - Девочка качает....
3 - Зайчик хрупает....
4 - Мама стирает....
5 - Девочка поливает.... Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 - Что делает зайчик?
2 - Что делает ребенок?
3 - Что делает петух?
4 - Что делает мама?
5 - Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 - Какая собака?
3 - Какой слон?
4 - Какие цветы?
5 - Какая зима? Оценка: 5 верных ответов.
5-й тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 - Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 - Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 - мальчик;
2 - кукла;
3 - мишка. Оценка: 2 верных ответа.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 - кукла, девочка, платье;
2 - тетя, плита, кошка;
3 - дядя, грузовик, дрова; Оценка: 2 верных ответа.
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 - Он вышел, когда....
2 - Он не пошел на прогулку, потому что....
3 - Он не вышел во двор, когда....
4 - Он не взял игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
|
|
1 - Он ушла на реку.
2 - Там увидел маленькую рыбку.
3 - Потом бросил один камни.
4 - Из реки выпрыгнула зеленый лягушка». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов пере конструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
Обработка и интерпретация результатов
Оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР=ВРР х 100/КВ, где
КоРР - коэффициент речевого развития,
ВРР - возраст речевого развития,
КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.
Определены следующие границы распределения КоРР:
· КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;
· КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;
· КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие;
· КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие.